Между тем еще два года назад сама идея проведения в СССР этих состязаний казалась абсурдной, как сказал один из организаторов «Кэмел Трофи». Но гостеприимство советской стороны превзошло все самые смелые ожидания.
Скажем, первоначально планировалось перевезти машины и все оборудование в Сибирь по Транссибирской железной дороге. Однако мы предложили перебросить все это по воздуху, на советских транспортных самолетах «Руслан». В аэропорту Братска пришлось даже снести два небольших здания, чтобы эти гиганты могли без помех приземлиться.
Приятным сюрпризом стала и торжественная церемония символического старта «Кэмел Трофи» на Красной площади в Москве, на которой присутствовал председатель Мосгорисполкома. Ради этого фирма «Остин-Ровер» специально прогнала через всю Европу два новеньких «Дискавери», чтобы выставить их на высоком подиуме у стен Кремля и зафиксировать исторические мгновения на фото- и кинопленку.
Действительно, с советской стороны было сделано все, чтобы этот рейд прошел как можно успешней. И не случайно. Больно уж симпатичная идея лежит в основе проведения «Кэмел Трофи» — «настоящего испытания для настоящих мужчин и настоящих машин». Здесь царит дух первопроходцев, чувство товарищества и доброжелательности к своим коллегам-соперник ем, стремление первым помочь попавшим в сложную ситуацию, поделиться самым необходимым. Ну, а скрытая реклама сигарет «Кэмел» и автомобилей «Лэнд-ровер» кажется мелковатой перед высокой идеей единства и взаимопомощи людей.
Шестнадцать стран выразили желание принять участие в нынешнем «Кэмел Трофи». Среди них были и три дебютанта — Советский Союз, Греция и Австрия. Для того, чтобы определить по два участника от каждой страны, пришлось проводить многоступенчатые отборочные состязания. Например, кандидаты в команды ФРГ и Югославии отправились в тренировочный лагерь в Куэнса (Испания). Незадолго до этого там же соревновались претенденты с Канарских островов и Нидерландов. А французы и испанцы решили сделать окончательный выбор среди своих любителей приключений в Марокко, в гористой области Маракеша. 16 претендентов с Апеннин прошли «мини-Кэмел Трофи» в Венесуэле.
Полторы тысячи километров ожидали участников на сложнейшем маршруте от Братска до Иркутска. Экспедиции предстояло двигаться сквозь сибирскую тайгу по старым дорогам-зимникам и вовсе без дорог, переправляться через многочисленные реки и ручьи, притом зачастую вброд. Еще на осенней «рекогносцировке», предпринятой организаторами в прошлом году, будущий маршрут многим показался попросту непроходимым. Но здесь немного «подыграла» участникам сама сибирская природа.
Бесснежная зима, ранняя весна и жаркое, безводное лето высушило топкие дороги. И поначалу караван шел, значительно опережая график движения. Ребята уже, было, загрустили: мол,где же хваленое «сибирское бездорожье»? Каменная, вся в ухабах и рытвинах дорога выматывала душу. Стоявшая сплошной стеной пыль забивалась в любые щели. Все мечтали о воде и... грязи. А когда появились первые топкие места, и отрезок пути в семьдесят километров пришлось преодолевать за четыре дня, все, похоже, были по-настоящему счастливы.
А потом снова — изматывающая сушь, ставшая буквально символом одиннадцатого «Кэмел Трофи». Когда трем десяткам любителей приключений уже казалось, что основные трудности, ради которых они отправились в Сибирь, позади, пришло время настоящих испытаний. Все предыдущие мытарства померкли перед тем, с чем пришлось столкнуться участникам на небольшом двадцатикилометровом отрезке совсем недалеко от Байкала. Здесь экспедиция топталась на месте два дня из-за непролазной грязи. Чего только не перепробовали специально отобранные парни, чтобы пройти этот путь. Обували свои «лэнд-роверы» в специальные широкие покрышки, увеличивающие колею. Составляли «автопоезда» из трех машин, соединив их жесткой сцепкой. Подклады-вали под колеса бревна... Основным же «двигателем» машин стали лебедки. Сначала пытались цеплять трос от лебедок к деревьям и так вытащить самих себя — словно барон Мюнхауэен — безрезультатно. И только когда объединили лебедки трех машин вместе и дергали один автомобиль, дело пошло.
Да и воды, о которой все так грустили вначале, было предостаточно. Поплавать участникам пришлось изрядно. На одном из отрезков, чуть уклонившись в сторону от брода, «Лэнд-ровер» английской команды попросту ушел в воду по самую крышу. Члены экипажа, словно поплавки, мигом вылетели на поверхность. Тут же на помощь пришли соперники. Ныряя в ледяную воду, они закрепили на машине трос. Так что вызволить попавший в беду автомобиль удалось довольно быстро. Однако видеоаппаратуру от купания спасти не удалось. Ущерб в десяток тысяч фунтов стерлингов был чепухой по сравнению с тем, что пострадали уже отснятые материалы. Любопытно, что как раз перед «маленьким приключением» на желтом борту этого «Лэнд-ровера» появилось название песни «Битлз» —«Желтая подводная лодка». Эти слова оказались пророческими, и англичанам еще не раз пришлось искупаться. Чаще, пожалуй, чем всем остальным участникам вместе взятым.
Вершиной же испытаний стал для всех двойной перевал «Лошадиная подкова», расположенный на высоте 1700 метров над уровнем моря. Здесь, чтобы преодолеть какие-то полторы сотни метров, караван промучился почти целый день. Ближе к ночи в этот же «капкан» попали более тяжелые автомобили сопровождения—«Лэнд-ровер-110». Машина доктора Филиппа Хауторна опрокинулась в двухметровую яму с ледяной водой (в горах на северной стороне еще лежал снег). Его самого и водителя удалось быстро вытащить через ставшую верхней боковую дверь. К счастью, мотор не заглох, так как воздухозаборник оказался над водой. Усилиями трех лебедок машину быстро поставили на колеса и выдернули. А доктор сразу же бросился проверять свой багаж. К его неописуемой радости, медикаменты были хорошо герметизированы и не пострадали. В этом же месте машина официальной киногруппы «Кэмел Трофи» попросту встала в воде «на попа». Угодивший в холодную «ванну» фотограф экспедиции Ли Фарент был страшно... доволен. Нахлебавшись воды, он успел не только спасти главное свое «орудие производства» — фотокамеру, но и сделать снимок!
Задачки, которые преподносило участникам «Кэмел Трофи» сибирское бездорожье, пожалуй, были намного сложнее, чем специальные спортивные испытания, заранее приготовленные в трех точках маршрута. Первый такой участок был расположен недалеко от старта, рядом с Братском, второй — у острова Ольхон и третий — недалеко от финиша близ Иркутска. Специальные испытания представляли собой пять различных упражнений. Обычно это были дневное и ночное ралли-ориентирование на машине, пешее ориентирование для двух участников из каждого экипажа, сборка надувного резинового каноэ, преодоление на нем водных преград, легкоатлетический кросс.
Тут в роли лидеров сначала был югославский экипаж, но после второго состязательного этапа они откатились в середину таблицы и о победе уже не помышляли. А за нее бились в основном голландцы, англичане, испанцы и немцы. Наши ребята были, увы, «вне конкуренции». Слабая физическая подготовка одного из них — Марка Подольского — не позволяла занимать места выше предпоследнего. Грустно было смотреть на то, как второй член экипажа — Анатолий Кузнецов — сознательно сдерживает свой бег, чтобы его товарищ совсем уж не отстал и не пал духом. Попробовали они однажды поменяться ролями. Анатолий рубил полуметровой толщины бревно, а Марк на «Лэнд-ровере» пытался преодолеть размеченный трехкилометровый участок трассы. Кузнецову, уже справившемуся со своей задачей, все равно пришлось ожидать своего коллегу. На раллийных этапах, когда машину вел Анатолий, положение немного выправлялось. Но это не могло компенсировать потери.
А победителем специальных состязаний стала команда Нидерландов — С. Луикс и Р. Кампе. Они ровесники, обоим по 27 лет. Стейн работает учителем гимнастики в Тилбурге, а Роб — юрисконсультом. Оба любят спорт. Только Луикс отдает предпочтение парусному спорту, горным лыжам и альпинизму, а Кампе — прыжкам в воду, скалолазанию и хоккею. Дуэт был единодушен в оценке сибирского «Кэмел Трофи»: «Нам пришлось так же трудно, как и остальным. Просто нам больше улыбалась удача, и у нас было хорошее взаимопонимание, что очень важно в преодолении таких невероятно тяжелых испытаний, которые стояли перед нами. И все-таки мы успели насладиться красотами этого края и никогда их не забудем.
Поразило нас радушие местных жителей, которые, прослышав о приближении каравана, выносили нам молоко, хлеб, рыбу. К сожалению, большинство участников теперь уже никогда не попадут в Прибайкалье. Это стало возможным лишь благодаря «Кэмел Трофи» и его незабываемому духу первооткрывателей удивительных мест».
На торжественной церемонии закрытия победителям был вручен первый приз — 30-сантиметровая статуэтка бронзового верблюда. С этого года она станет постоянным призом «Кэмел Трофи».
Итак, итоги экспедиции «Сибирь-90» подведены, награждены победители, но церемония на этом не закончилась. Все участники буквально затаили дыхание — сейчас будет определена судьба второго — многие считают его главным — приза «Тим Спирит» — «Командный Дух». Руководитель «Кэмел Трофи» Ян Чапмен в колоритной шотландской клетчатой юбке подошел к разноцветью флагов стран — участниц авторейда, чуть помедлил, еще больше интригуя собравшихся, а затем резко взметнул над головой флаг Канарских островов. Бурей аплодисментов встретили «вторых победителей» таежного приключения, завоевавших приз за сплоченность команды «Тим Спирит», 26-летнего Карлоса Луэнго Баррето и 25-летнего Фернандо Лоренцо Мартина.
Приз этот необычный. Его обладателя определяют не организаторы, а сами участники «Кэмел Трофи». За «Тим Спирит» нельзя бороться с намерением его получить. Добыть его можно только в том случае, если у тебя в крови не жажда славы, а дух помощи и своему товарищу по команде, и всем остальным участникам экспедиции. Притом эти качества гражданина планеты Земля должны быть присущи обоим членам экипажа. В любую минуту на трассе — будь то сибирская тайга, амазонская сельва или австралийская пустыня — нужно быть готовым вытащить чужую машину, загрузить и разгрузить ее, не раздумывая прийти на помощь товарищу. Для всех, кто когда-либо принимал участие в «Кэмел Трофи», эта командная награда не менее а, может, и более почетна, чем первое место в соревновании. Ведь именно «Тим Спирит» наиболее полно соответствует духу «Кэмел Трофи».
Никто из участников не остался без призов, каждый получил пластину с надписью «Кэмел Трофи — Сибирь-90» и словами «Ты сделал это». Здесь же было объявлено, что следующая, двенадцатая экспедиция пройдет в предгорьях Гималаев в мае — июне будущего года. Вскоре разведгруппа «Кэмел Трофи» отправится в те края, чтобы проработать маршрут для новых искателей приключений.
«Кэмел Трофи» закончилось? Нет, оно продолжается. Еще долго будут слышны отголоски этого авторейда как в деловом, так и в спортивном мире. К примеру, Дитрих Маттес, которому принадлежит идея проведения «Кэмел Трофи» в Советском Союзе, уже подумывает о новом мероприятии. Сейчас он ведет переговоры с одним из мюнхенских издательств о финансировании рейда по бездорожью опять-таки в Советском Союзе. Где конкретно он намерен это осуществить? Дитрих пока не выбрал трассу. Однако он знает, что это будет чисто спортивное ралли по бездорожью на полноприводных автомобилях-вездеходах.
XI экспедиция «Кэмел Трофи»
1. Голландия — 249 очков;
2. ФРГ — 214;
3. Англия — 177;
4. Испания — 177;
5. Италия — 163;
6. Югославия — 160;
7. Австрия — 137;
8. Франция — 122;
9. Швейцария — 119;
10. Греция — 118;
11. США — 113;
12. Турция — 107;
13. Канарские острова — 107;
14. Бельгия — 105;
15. СССР — 81;
16. Япония — 69.
Открытие по-английски
Для новых автомобилей «Лэнд-ровер-дискавери» сибирское приключение стало первой серьезной проверкой в условиях соревнований. Машины, предназначенные для «Кэмел Трофи»,— серийные. После сурового, почти тысячекилометрового испытательного пробега их вернули на завод и оснастили традиционными для предстоящей экспедиции деталями — специальными ребрами жесткости кузова, «суперлебедкой» с тяговым усилием 3500 кг, багажной решеткой на крыше и дополнительными галогенными фарами.
Первые автомобили «Дискавери» (по-английски — «Открытие») сошли с конвейера предприятия «Солихалл» близ Бирмингема в ноябре прошлого года. Эта модель стала первой крупной новинкой английской фирмы за последние 19 лет.
В этом секторе рынка, где представлены «автомобили для отдыха» — полноприводные легковые машины, достаточно комфортабельные и приспособленные к движению не только по бездорожью, но и по скоростным магистралям,— в последние годы наблюдается настоящий бум.
Так что перед конструкторами «Ровера» стояла весьма сложная задача. Ведь новой машине предстояло не только бороться с многочисленными японскими и американскими конкурентами, но и стать достойным «младшим братом» другим моделям фирмы. А «лэнд-» и «рэйндж-роверы» давно и заслуженно пользуются в мире прекрасной репутацией.
У нового «Дискавери», как и у его предшественников, кузов из алюминиевых панелей, постоянный привод на все колеса, блокируемый меж-осевой дифференциал. Новый четырехцилиндровый дизель мощностью 113 л. с. и рабочим объемом 2,5 литра с турбонаддувом имеет промежуточный охладитель нагнетаемого воздуха и прямой впрыск топлива. Коробка передач новой машины пятиступенчатая, полностью синхронизированная с двухступенчатым делителем. Рама из стальных несущих элементов оцинкована для предотвращения коррозии. Неразрезные балки переднего и заднего моста подвешены на цилиндрических пружинах. Задняя подвеска имеет прогрессивную характеристику. Тормоза дисковые на всех колесах, с усилите лем. Пятиместный трехдверный кузов со стальной крышей снабжен двумя откидными сиденьями. Полностью нагруженный автомобиль способен преодолевать подъем 100 % и брод глубиной до полуметра.
Левша за рулем Лэнд-ровера
Экипаж в экспедиции «Кэмел Трофи» — это не только водитель и штурман. Вместе с ними в каждой машине всю нелегкую трассу преодолевали и по два журналиста. Мы попросили корреспондента АПН Геннадия Леонова рассказать о водителе советской команды Анатолии Кузнецове, с которым он две недели делил стол и кров.
Высокий статный инженер из подмосковного Дмитрова был настоящим лидером нашей маленькой команды. Как и большинство сильных людей, Анатолий обладает спокойным характером — он выдержан, рассудителен. Это не раз выручало нас на нелегком пути. Не секрет, что в трудных условиях, когда нервы напряжены до предела, людям часто изменяет самообладание. Толя никогда не позволял себе такой «роскоши». Нередко он гасил «пожар» наших эмоций.
Обычно перед 3 тем, как преодолеть очередное препятствие, мы вместе обсуждали, как лучше это сделать. И чаще всего приходили к общему решению, смысл которого сводился к двум словам: «Толя, давай!».
Однажды в районе Качуга почти весь караван засел в болоте. Анатолий долго прыгал по кочкам, а когда подошла наша очередь попытать счастье в этом адовом месиве, выгнал нас из машины и каким-то неожиданным слаломным ходом буквально перелетел через болото. Несколько секунд стояла полная тишина, а затем раздались аплодисменты. Руководитель пробега Ян Чапмен, обращаясь к водителям, сказал: «Видели, джентльмены, как надо ездить? По машинам!» Правда, и после этого наглядного урока покорить болото с хода удалось еще лишь одному участнику.
Анатолий не только водитель, как говорится, от Бога, но еще и механик на все руки. Как-то ночью, когда он уступил место за рулем напарнику, мы врезались в дерево. Погнули бампер, решетку радиатора, порвали крыло. Короче, вид у нашего «Лэнд-ровера» был не для рекламного проспекта. На первом же привале наш водитель с помощью лебедки, молотка и раскаленного на огне напильника все восстановил. Да так, что английские механики экспедиции только диву давались. С тех пор мы прозвали его Левшой.
А как он играл на гитаре и гармошке во время отдыха, как пел русские песни! Наши коллеги из других экипажей даже интересовались: «Вы что, специально его готовили?» Словом, Анатолий буквально очаровал всех участников экспедиции.
Источник: Журнал «АМС», №3, 1990