Ярко-желтый «Лендровер» медленно оседал на бок. Еще минута — и водитель вылез из окна перевернувшейся машины. Ребята из других экипажей по пояс в грязи с помощью лебедки быстро поставили машину на «ноги». Взревел двигатель, и следующий «Лендровер» окунулся в грязевую ванну. Водительское мастерство Дэна Амона, настоящего «трак драйвера» — водителя грузовика из США, позволило обойтись без посторонней помощи.
Любой здравомыслящий человек скажет: только крайняя нужда может заставить людей почти три недели пробираться через экваториальные леса Амазонии, ежеминутно рискуя здоровьем, а то и жизнью. Совершенно верно, только крайняя нужда... Или «Кэмел Трофи»!
Принять участие в этом удивительном приключении выразили желание около миллиона человек почти из двух десятков стран — именно столько заявок пришло в адрес оргкомитета «Кэмел Трофи-92». И вот в конце апреля 16 желтопесочных «дискавери», нагруженные разнообразным скарбом так, что действительно напоминали «кэмелов» — верблюдов, вместе с машинами сопровождения (видео- и киногруппа, организаторы, две технички) тронулись из бразильского Манауса в сторону границы с Гайаной. За 18 дней надо было достичь Джорджтауна на берегу Атлантического океана.
Нашу страну представляли Юрий Овчинников — спортсмен-ориентировщик из Санкт-Петербурга и Дмитрий Леонидов — менеджер совместного предприятия из Москвы. По правилам «Кэмел Трофи», в машине был и «довесок» из двух журналистов: Владимира Гескина из «Спорт Экспресса» и автора этих строк.
Окончательно определились имена двух наших водителей в лагере бойскаутов под Парижем в местечке Жамбвиль. Оно запомнилось не только своей живописностью, но и дьявольской фантазией наших экзаменаторов, которые буквально ни на минуту не давали претендентам расслабиться. Бег, ориентирование, преодоление препятствий, лазание по канату и ходьба по нему на сорокаметровой высоте, скоростная разборка заднего и переднего мостов, фигурное вождение и использование лебедки, первая помощь и азы выживания в экстремальных условиях, строительство переправ и водные препятствия... При этом кандидат, как космонавт на экране телевизора, всегда должен быть в хорошем настроении и помогать товарищам. Ведь командный дух, чувство локтя — главное и едва ли не единственное условие «Кэмел Трофи», ставшее уже своего рода фетишем.
«О сельва, супруга безмолвия, мать одиночества и туманов, какая злая судьба заточила меня в твою зеленую тюрьму!»
Испытание надежности машины и выносливости человека — так, наверное, можно вкратце охарактеризовать эти «сверх приключения». Именно поэтому местом проведения в нынешнем году была выбрана Гайана. С населением в 700 тысяч человек, а территорией равной Англии, покрытой асфальтовыми дорогами всего на 260 км, Гайана представляет собой идеальный полигон для такого путешествия. Ведь даже индейцы не рискуют далеко углубляться в страшную сельву, предпочитая передвигаться в основном вдоль рек. Так что в некоторые глухие уголки еще не ступала нога человека. Мне довелось проработать в этой стране пять лет, и я прекрасно представлял все сложности маршрута. Дорогу от границы Бразилии до Джорджтауна и дорогой-то назвать трудно. Это залитые водой скотоводческие перегоны в саванне и узкие тропы с тяжелыми подъемами в экваториальном лесу. Полноприводные грузовики, доставляющие продукты и оборудование на отдаленные прииски золотоискателей, делают дорогу непроходимой для легковых машин.
Прогнозы погоды тоже были на стороне «Кэмел Трофи» — последние тридцать лет вторая половина весны отличалась здесь проливными дождями, превращавшими даже сносные грейдерные дороги в непреодолимое препятствие. А именно это, с точки зрения организаторов, ну абсолютно необходимо для «Кэмел Трофи».
Однако испытания начались еще до гайанских дорог. Нас ожидали специальные задания. В первую после старта ночь в 90 км от Манауса нам предстояло «прокатиться» по размытой дождями проселочной дороге, не потеряться и по «легенде» поддерживать среднюю скорость. Помочь нам в этом деле должны были компас, калькулятор, секундомер и штурманский прибор для подсчета пройденного пути.
Информация о фотографии
Команда СНГ (слева направо): менеджер А. Аксенов, Д. Леонидов, Ю. Овчинников, С. Трофименко
За рулем Дима Леонидов — спокойный в любой обстановке, Юра Овчинников — весь словно сжатая пружина — наготове с планшетом и компасом, сзади мы с Гескиным с секундомером и калькулятором. Под стук плохо закрепленных вещей, летающих по машине (вот вам и первый «прокол»!), сквозь рев двигателя можно было слышать только отрывистые вопросы и команды нашего штурмана. По бокам неслись джунгли, «Лендровер» подпрыгивал на ухабах и мостах. Иногда останавливались, и Юра по старой привычке ориентировщика мгновенно выпрыгивал из машины с компасом, чтобы привязаться к местности. Задача усложнялась тем, что никто не знал, за каким поворотом прячутся судьи. В какой-то момент несколько экипажей, и мы в том числе, сбились с пути. Минут 15 метались за другими машинами, надеясь на сообразительность их штурманов. В конце концов Юре удалось найти дорогу, и мы первыми рванули вперед. Правда, счастье было недолгим — нас обошел американский экипаж. Мы отчаянно пытались не отстать, однако мастерство американцев все же было выше, и силуэт их машины постепенно удалялся. Но ошибка штурмана соперников позволила нам вновь выйти вперед.
Команда СНГ (слева направо): менеджер А. Аксенов, Д. Леонидов, Ю. Овчинников, С. Трофименко
По итогам первой ночи мы оказались на третьем месте и решительно настраивались на дальнейшие победы. Тем более, что не всем оказалось по силам ночное задание. Бельгийцы не справились с управлением и перевернули машину, разбив стекла и повредив кузов, а японцы ухитрились загнать «Лендровер»... на дерево, да так, что он повис в воздухе, перегородив дорогу трем другим экипажам.
В программе следующего дня были скоростное маневрирование, «подъем на холм» и наматывание троса лебедки (кто быстрей), форсирование болота, дневное ориентирование с дополнительными «радостями» (один ведет машину, а другой тащит на себе запасное колесо). С этим «джентльменским набором» лучше всех справились французы, англичане и швейцарцы. Наше разгильдяйство привело к тому, что на двух упражнениях, не очень внимательно ознакомившись с правилами, мы получили «баранку». Результат — одиннадцатое место к концу второго дня. На этом, собственно, соревнования закончились. Впереди была дорога.
«Из обитателей рек бассейна Амазонки наиболее опасны для человека акулы, крокодилы, анаконды, электрические угри, ядовитые скаты-хвостоколы. Но истинный кошмар этих мест две небольшие рыбки — пирайя и кандиру».
Последним бразильским городом перед границей была Боа-Виста на берегу Риу-Бранку. Преодолев за день 640 км и пополнив запасы солярки и воды, конвой тронулся к границе, чтобы пересечь ее по одной из скотоводческих дорог. Пограничная река Такуту встретила нас глубоким бродом, но «Дискавери», погружаясь по окна, легко его преодолел. Впереди предполагалась залитая водой саванна. Каково же было наше изумление, когда десятки километров мы катились по абсолютно сухой дороге, иногда развивая до 80 км/ч. Индейцы, встречавшие нас в редких селениях, говорили, что дождей не было с ноября и такой сухой погоды не помнят даже старики.
Наши шефы, в основном отставные английские военные, привыкшие доверять британским метеосводкам, приуныли. Чтобы как-то усложнить маршрут (нужно сказать, что стремление усложнить все до предела — это какая-то навязчивая идея организаторов «Кэмел Трофи»; они прямо-таки заболевают, когда все идет легко и просто), разделили конвой на три группы, каждая из которых пошла своим путем для последующего соединения у индейского поселка Каранамбо. Все экипажи смогли продемонстрировать свое искусство навигаторов и в условленное время «усталые, но довольные» собрались на стоянку близ поселка. Индейский вождь посетовал, что его старый «Лендровер» уже совсем не ходит, и бравые организаторы быстро разбили всех на смены, чтобы в течение ночи разобрать и собрать «Лендровер» заново. Конечно, главными были специалисты из техничек, мы лишь послушно выполняли их команды. К утру под радостные крики индейцев дряхлый аппарат своим ходом проехал по деревне. Но эта ночь запомнилась не только «авторемонтной благотворительностью».
После нашей смены ребята предложили пойти искупаться в ближайшем озере. Я взял с собой фонарик и перед тем, как Дима решил войти в воду, посветил по берегам. Шесть пар глаз горели в ночи ярко-оранжевым, каким-то дьявольски голодным огнем. «Вот и гайанские крокодилы», — сказал я, и желание купаться само собой умерло. А под утро к нашему доктору приковылял индеец с ногой, истерзанной пирайями. С тех пор ни у кого не возникало даже мысли о ночных купаниях.
«Сельва, девственная и кровожадно-жестокая, нагоняет на человека навязчивую мысль о неминуемой опасности... Органы чувств сбивают с толку разум: глаз осязает, спина видит, нос распознает дорогу, а кровь громко кричит: «Бежим, бежим!»
«Все сложности впереди, — обещал на брифинге Иан Чапмен, руководитель экспедиции. — После пересечения реки Эссекибио дорога войдет в лес». Его слова не замедлили подтвердиться. После привольной езды по саванне красноватая глина «тропы Курупукари» встретила нас неласково. Нам еще повезло, так как мы шли первыми. Караван из двух десятков джипов так разбивал и без того отвратительную дорогу, что последний экипаж добрался до лагеря на 4,5 часа позднее первого.
Кроме усталости в пути донимали москиты — самый опасный «зверь» Гайаны. В малярийных районах одного укуса достаточно, чтобы на всю жизнь обеспечить человека вспышками малярии. А итальянского журналиста, которому на спину взобрался громадный, величиной с кулак, паук совершенно жуткого вида, спасла лишь расторопность его товарищей по команде, сумевших смахнуть непрошеного гостя.
Разгон, лебедка, лопата и снова разгон, лебедка... Так преодолевались трудные километры сельвы. В один из дней мы смогли пройти всего 11 километров, каждый из которых давался с боем. Именно здесь экипажи смогли проявить «командный дух» — один из критериев для получения очков в общем зачете. Хотя, на мой взгляд, иногда эта помощь выглядела навязчивой и даже лишней. Впрочем, очки за этот пресловутый «тим спирит» вообще достаточно странное дело: как измерить дружбу, товарищество... Однако правила есть правила.
Речку Потару мы пересекли на плоту, сделанном из двух резиновых лодок под мотором, а затем отправились на водопад Кайетур — одно из достопримечательных мест Гайаны. Восемь часов на лодках под палящим тропическим солнцем и двухчасовое восхождение на гору, с которой открывался вид на водопад, казалось, отняли последние силы участников. Но величественное и потрясающе красивое зрелище массы воды, падающей отвесно с 225 метров, стоило наших усилий. Обратный путь напомнил нам, что за удовольствия всегда приходится платить — спуск проходил под тропическим ливнем в кромешной темноте. Дошли, как ни странно, без потерь, не считая ушибов и содранных в кровь пальцев.
«Очень неприятны мелкие пчелы. Ни читать, ни писать, ни есть невозможно, если преданный человек все время их не отгоняет. Они норовят ужалить в глаз, но, впрочем, лезут и в уши, и в ноздри... Бесчисленные осы жалят так, что доводят человека до исступления, а если набросятся всей стаей — то и до смерти».
Дальнейший путь был не только тяжелым и утомительным, но еще и рискованным. Думаю, что Минздрав СССР обязательно назвал бы «Кэмел Трофи» «опасным для Вашего здоровья». Вспоминаю Патрика Лафабре, случайно потревожившего диких пчел. 35 укусов поставили его на грань жизни и смерти, и только усилия доктора Имрани привели незадачливого француза в чувство. Двенадцать швов оставил этот маршрут и на моей голове, искусно обработанной в полевых условиях нашим экспедиционным врачом. Перевернутые «лендроверы», дерево, пробившее переднее стекло и только чудом не задевшее второго водителя и журналиста, сорвавшаяся с моста машина...
Но дни летели быстро, и вот конвой уже на пороге Джорджтауна, где нас ждали новые специальные задания — ночное и скоростное ориентирование, задачи на смекалку. Организаторы упорно называют «Кэмел Трофи» приключением, всячески подчеркивая, что в нем нет победителей и побежденных. И все же — кто из нас не хочет быть первым?! В целом мы показали себя неплохо. Места заняли — с третьего по девятое. А Юрин метод замены колеса без домкрата (одно из заданий на смекалку) даже использовали другие команды. Но в целом мы заняли общее 11-е место, продвинувшись на три места вперед по сравнению с прошлым годом. Победу одержал швейцарский экипаж, получивший высокие баллы и за «командный дух», и за специальные задания. Торжественное вручение наград победителям состоялось в Джорджтауне и закончилось массовым сбрасыванием в бассейн не только всех участников, но и всех случайно оказавшихся рядом. Тут уж «командный дух» проявился лучше всего. Единственным, кто избежал купания, оказался премьер-министр Гайаны, присутствовавший на торжественной церемонии.
«Не верьте всяким фантастическим россказням о джунглях, но помните, что здесь даже самые невероятные истории могут оказаться правдой».
«Кэмел Трофи-93» пройдет на Борнео, как по традиции называют остров Калимантан. Говорят, местные леса нисколько не уступают амазонской сельве. Так что те, кому недостаточно приключений на родной земле, ну и, разумеется, кто умеет водить машину, чувствует себя в хорошей физической форме и знает английский, могут писать заявки. Ведь, судя по тому, что к концу почти трехнедельного путешествия никто из нас четверых не потерял и килограмма веса, нашему человеку не страшен никакой «зеленый ад». Если, конечно, он — за рулем «Лендровера».
Нашим корреспондентам в работе над этим материалом помогали известные путешественники и ученые А. ФИДЛЕР, X. РИВЕРА, Г. СТЭНЛИ, И. АКИМУШКИН, К. УИНТОН.
Источник: Журнал «АМС», №4, 1992