Один из членов российского экипажа Коля Шустров пожаловался, что от жары он забывал даже простейшие слова. Хотя знает кроме русского еще два языка. Между прочим, Николай по профессии горный гид. Водит по трудным маршрутам искателей приключений из сытых стран, готовых платить большие деньги за возможность свернуть себе шею. Кому-кому, а ему-то к трудностям не привыкать.
Вообще к местному солнцу меньше всего подходит эпитет «ласковое». Даже аборигены подчас не выдерживают его убийственных лучей. Скажем, во время церемонии старта «Кэмел Трофи» одна из девушек, услаждавшая взор гостей и министра культуры провинции Саба танцами, упала в обморок прямо на глазах оторопевшей публики. Честно говоря, тот танец скорее напоминал хождение по раскаленным углям, если иметь в виду, что деревянный настил не один час поджаривался на 50-градусной жаре, а девушки исполняли хитроумные па босиком.
Единственное спасение от расплавленного воздуха — кондиционеры. Да вот беда, в джунглях они не предусмотрены. Кстати, о девственных лесах Борнео есть смысл сказать особо. Они считаются самыми древними на нашей планете. Их не затронуло своим холодным дыханием великое оледенение, так что они существуют в первозданном виде вот уже 130 миллионов лет. Носороги, крокодилы, райские птицы и обезьяны чувствуют здесь себя привольно. Более 2500 тысяч видов орхидей и других экзотических растений украшают леса острова. В том числе и самый крупный цветок — с метр в диаметре и девяти килограммов весом Будто сознавая свою значительность, растение это цветет лишь неделю в году.
Однако пусть у вас не сложится впечатление, что нынешняя экспедиция «Кэмел Трофи» протяженностью около 1600 км проходила чуть ли не по аллеям ботанического сада.
«Трасса, выбранная нами,— это настоящий вызов, там вас на каждом шагу будут подстерегать нешуточные опасности»,— так напутствовал участников пробега Йан Чапмен, в прошлом британский военный, а ныне директор «Кэмел Трофи». В том, что слово офицера армии ее Величества крепко, как стены Тауэра, все мы вскорости убедились. И ваш покорный слуга одним из первых. Причем на собственном опыте. Забыв о советах бывалых покорителей джунглей, которые настоятельно рекомендовали как можно больше пить спасаясь от обезвоживания организма, я схлопотал тепловой удар. Мою участь впоследствии разделил турецкий коллега, а итальянского журналиста укусила змея.
Надо ли говорить, что участники хлебнули лиха гораздо сильнее, чем мы, корреспонденты, стремившиеся при первой возможности юркнуть под спасительную тень живописной растительности и оттуда поболеть за своих. Ведь «Кэмел Трофи» — это еще и чуть-чуть соревнование.
В начале и перед финишем путешествия проводятся серии специальных заданий, или, как их именуют на английский манер, «таски». Организаторы этих своеобразных тестов, как и их босс Чапмен, почти сплошь отставные военные. А какие «специальные задания» может придумать для новобранцев старшина роты, те, кто служил в армии, наверняка себе представляют. Здесь одним умением управлять автомобилем не отделаешься, нужны подчас недюжинная физическая сила и «верблюжья» выносливость.
Представьте себе, например, такую картину: у вашего «Лендровера» развалилась коробка передач. Запасная есть, но на другом берегу реки. У вас же под руками ни лодки, ни плота. Это и есть задачка номер один. Решают ее члены экспедиции так. Пока одни связывают из предварительно опустошенных четырех пластмассовых кофров плотик, другие, переправившись на противоположный берег, натягивают над рекой трос лебедки. Он играет роль страховки, а то ведь 80-килограммовую коробку передач недолго и утопить.
Доставленный запасной агрегат, слава Богу, не надо устанавливать на машину. Однако собрать вещи и привести автомобиль, как говорится, в исходное состояние — обязательно. Только тогда придирчивые арбитры остановят секундомер.
В нынешнем году впервые большая часть заданий носила командный характер. Скажем, с коробкой передач вместе маялись по четыре человека из двух разных экипажей. Понятно, что тут очень важно, с кем попадешь в одну бригаду. Нашим в подмогу по жребию выпали малайзийцы.
«Господи, он же совсем не умеет плавать»,— подумал я вслед за незабвенным Штирлицем, провожавшим пастора Шлага в Швейцарию, когда один из хозяев плюхнулся в воду. Скромную по размерам речушку Темпасок тот переплывал на спине, будто отдыхая. А в это время могучий поляк из соперничавшей четверки, кстати чемпион Европы по каратэ, уже раз пять пересек водную преграду, ухитрившись помочь товарищам на обоих берегах. Неплохая бы получилась у нас с ними славянская команда, подумалось мне. Но, увы, со слепым жребием, не поспоришь.
Лучше всех здесь дело шло у французов и немцев. На всю операцию они затратили 24 минуты. Этот результат никому так и не удалось превзойти. Секрет успеха оказался прост»
— Мы еще накануне договорились между собой как будем действовать вместе,— поведал мне удачливый немец Герхард Шиллинг.
Вообще немцев, бельгийцев, американцев, швейцарцев вполне можно считать соавторами победы французов, которую они одержали по итогам двух серий специальных заданий. Именно с этими экипажами чаще всего работали в связке победители. Впрочем, это лишний раз подчеркивает командный дух приключений «Кэмел Трофи», где главный почет тем, кто раньше думает о товарищах, а потом о собственном честолюбии.
Кстати, за этот самый командный дух предусмотрен специальный приз—«Тим спирит», лауреатов которого называют тайным голосованием участники экспедииии. На Борнео в таком своеобразном референдуме победили электрик и студент с Канарских островов. И, поверьте, бурных оваций во время церемонии награждения на их долю выпало ничуть не меньше, чем американцам, выигравшим своего рода двоеборье: таски плюс «Тим спирит».
А потом под крики «макнем!» участники, видно, в отместку за свои мучения, окунули в море прямо в одежде всех по очереди организаторов «Кэмел Трофи». Ведь взрослые — это просто большие дети.
Источник: Журнал «АМС», №9, 1993