Сама же экспедиция "Кэмел Трофи-94" в этом году резко отличалась от предыдущих двух, в которых мне довелось участвовать. Напомню, что в каждую команду входят еще и по два журналиста. На этот раз компанию мне составил оператор программы "Автошоу" Сергей Фаловский.
Только в начале путешествия в залитой пампе Парагвая все проходило так же, как и прежде. Большая желтая змея из "лендроверов", урча и фыркая, медленно пробиралась по скотобойной тропе в сторону границы с Аргентиной. Бравые гаучо с неизменным кольтом у пояса, пасшие бесчисленные стада коров и буйволов, с интересом наблюдали, как караван буквально вгрызался в каждый метр земли и медленно продвигался вперед. Что ни 500 метров, в ход пускалась лебедка. Причем в связи с отсутствием сколько-нибудь крупных деревьев всякий раз для лебедки приходилось закапывать якоря. К четырём вечера удалось за 10 часов продвинуться на 9 километров. По подсчетам руководителя экспедиции Йана Чапмена для достижения искомой границы нам бы потребовалось не менее двух недель. И он принял историческое решение — вернуться назад и использовать объездную дорогу. Первый случай за всю историю экспедиций. Это был, пожалуй, единственный участок пути, напоминавший грязевые ванны Малайзии и Гайаны.
Пыль — вот главный враг "Кэмел Трофи-94". Никакие фильтры, полотенца не спасали от удушающей пыли, которая забиралась сквозь все щели автомобиля. Вытряхивая каждый день воздушные фильтры, представляли, что творится у нас в легких. Преимущество было только у первой машины, но в конвое в лидерах идут по очереди, так что мы испытали это счастье в пустыне Атакама только раз. Безжизненные пейзажи этой самой засушливой пустыни мира где в свое время американские астронавты имитировали высадку на Луну сбивали с ориентиров, и даже самый главный "кэмелтрофист" и руководитель Чапмен, идущий во главе конвоя, в темноте сбился с пути несмотря на самые современные навигационные приборы.
Но, как говорят сами "кэмелтрофисты", главное — не победа, а участие. Очевидно, этому принципу в первую очередь следовала француженка Катрин Дюре, которой вместе со скандинавкой Кристин Персон приходилось на равных соревноваться с мужчинами. Ей очень не хотелось уступать, и в сложных случаях она прибегала к нетрадиционным способам Так, во время задам и я по ночному ориентированию, она привязала себя короткой веревкой к своему напарнику — человеку крайне крепкому физически — и бежала за ним, как водный лыжник скользит за катером. И они пришли первыми, обогнав мужчин испанцев и канарцев, среди которых был даже один чемпион Канарских островов по ориентированию.
В нынешнем году и мы в нашей стране дали возможность женщинам попробовать свои силы в национальном отборе. Так что не исключено, что когда-нибудь и Россию будет представлять смешанный, или чисто женский экипаж.
Пасха — святой православный праздник — застал конвой в самом центре Атакамы. Еще перед стартом грек Михаилис заговорщицки сообщил, что у них в машине 60 бутылок коньяка "Метаксы". "Под Пасху", — добавил он. У нас тоже с собой было. Так что Воскресение Христово встречали во всеоружии. Виссарион Аляндин из телепрограммы "Пилигрим", примкнувший к конвою ближе к финишу, заблаговременно взял у православного архиепископа Аргентинского Пасхальное послание. Икона всегда и так путешествует с нами.
Кроме греков на празднование был также приглашен и доктор Габи — копт из Северной Африки. После пений псалмов начали разговляться — причем к этому процессу постепенно подключились и остальные команды. Мелодии "Цыганочки" и Вещего Олега", исполняемые мощными голосами сборной России и примкнувших журналистов, периодически прерывались Сиртаки и другими греческими песнопениями. Праздник закончился под утро. Отправив наших спортсменов спать еще в 11.30 вечера, я с гордостью доложил, что половина команд выведена из строя и помощью "Метаксы и "Столичной’
Источник: Журнал «АМС», №8, 1994