Неудивительно, что зачастую творческие замыслы самодеятельного конструктора приходят в противоречие с техническими возможностями. Это обстоятельство, несомненно, сказалось и на конструкции автомобиля «Мираж» жителя Пятигорска В. Черных.
За основу автор выбрал наиболее доступные агрегаты от автомобилей ЛуАЗ и ЗАЗ в сочетании с некоторыми вазовскими узлами. 40-сильный двигатель МеМЗ с воздушным охлаждением он расположил за задней осью. Но в отличие от луцкого вездехода, «Мираж» имеет привод только на задние колеса. Хотя автор, по его словам, не отказался от намерения сделать его полноприводным.
В автомобиле использованы подвеска колес и рулевое управление от ЗАЗ-968 и дисковые тормоза ВАЗ-2101 на всех колесах.
Неудачное распределение масс, когда задняя ось оказалась явно перегруженной, привело к тому, что автомобиль при резком разгоне начинает «рыскать», а на скоростях свыше 90 км/ч «Мираж» плохо откликается на повороты руля. Правда, заявленная автором максимальная скорость в 180 км/ч скорее из области фантастики. Силовой агрегат ЛуАЗ в принципе не может обеспечить такой прыти.
Любопытно, что повышенная загрузка задней оси вместе с тем позволяет обеспечить курсовую устойчивость при торможении без применения дополнительных устройств, компенсирующих перераспределение массы при резком замедлении. Это противоречие наглядно иллюстрирует известную истину о том, что любой автомобиль соткан из компромиссов.
Конструкция «Миража» традиционна для самодельных автомобилей — каркас из круглых стальных труб с навесными панелями. Однако в нем есть и необычное решение. Наружные панели выполнены двухслойными: внутренняя часть из листов дюралюминия, а их верхнее покрытие из стеклопластика. Причем панели соединены между собой и с каркасом заклепками. Все это, конечно, утяжелило автомобиль, но одновременно и увеличило жесткость кузова. К тому же такая технология упростила процесс получения нужной формы поверхности кузова.
Желание уменьшить высоту автомобиля предопределило клиновидную форму передней части кузова, а также полулежачую посадку водителя и единственного пассажира. Отсюда и малый объем багажного отделения, расположенного спереди, в котором к тому же размещается и запасное колесо.
В отличие от многих самоделок, сделанных, как говорится, по росту их авторов, в «Мираже» сносно могут размещаться и люди высокого роста. Однако управлять автомобилем в полулежачем положении все же не слишком удобно.
Дизайн кузова «Миража» напоминает стиль европейских машин типа «гран-туризмо» 70-х годов. Правда, автором допущена одна принципиальная ошибка — форма и размеры ниши переднего колеса не соответствуют ни самому колесу, ни в целом форме переднего крыла. При вывернутых колесах это создает впечатление того, что они будто бы вываливаются из-под автомобиля. А при выставленных прямо колесах кажется, что передок «клюет», как при торможении.
В остальном архитектура кузова в сочетании с высоким качеством отделки поверхностей, с любовно изготовленными мелкими деталями, включая эмблемы, оставляет приятное впечатление.
Основные технические параметры автомобиля «Мираж»
Год постройки — 1987; длина — 4050 мм; ширина — 1600 мм; высота — 1200 мм; число мест — 2; расположение силового агрегата — сзади продольно; двигатель — МеМЗ-968; мощность — 40 л. с.; коробка передач — ЛуАЗ-969; подвеска колес — ЗАЗ-968; рулевое управление — ЗАЗ-968; тормозная система — ВАЗ-2101 с дисковыми тормозами на всех колесах; снаряженная масса — 1000 кг (по данным автора конструкции).
Источник: Журнал «АМС», №2, 1990