Два брата, два мастера производственного обучения СГПТУ им. Гривцова в Нарве, Алексей и Матвей Юлле предложили свой способ решения этой проблемы и реализовали его в конструкции автомобиля спортивного типа «Форум».
На традиционном для «самоделок» несущем каркасе кузова из стальных труб кручлого сечения при помощи системы оригинальных петель и запоров смонтированы съемные кузовные панели. Такое решение как раз и обеспечивает быстрый демонтаж кузовных панелей и легкий доступ к «внутренностям» автомобиля.
Еще одна необычная особенность машины — съемные кузовные панели изготовлены из листовой фанеры и окрашены рефлексной краской. Любопытно, что братья Юлле изготовили ее своими руками. Однако рецепт приготовления изобретатели пока держат в секрете. Очевидно, из коммерческих соображений.
Двухместный пассажирский салон трудно, пожалуй, назвать достаточно комфортабельным. Для входа-выхода служит откидывающийся вперед и вверх прозрачный «фонарь» — решение экзотичное, но не самое оптимальное. Чтобы облегчить посадку и высадку (водитель и пассажир находятся в полулежачем положении), рулевая колонка сделана поворотной в боковом направлении и имеет оригинальное запорное устройство.
Удобное расположение контрольных приборов и органов управления позволяет свободно управлять автомобилем. Причем это относится и к людям высокого роста.
Несколько слов о дизайне «Форума». Бесспорно, братья Юлле — талантливые автомобильные художники и конструкторы. Тем более обидно, что на 11 Всесоюзном конкурсе «Самавто-89», где их машина вызвала живой интерес специалистов и любителей, «Форум» был показан недостаточно отработанным. Из бросающихся в глаза «частностей» — не гармонирующие между собой передняя и задняя колесные ниши, излишне дробная форма передней части кузова, не обоснованная, пожалуй, ни конструктивно, ни стилистически, а также незавершенная форма капота. Страдает и отделка салона, она, безусловно, могла быть и лучше, и аккуратней.
Подвеска выполнена авторами самостоятельно. Передняя — на поперечных рычагах с цилиндрическими пружинами и амортизаторами имеет традиционную двухрычажную схему. Отдельные элементы подвески — рычаги и поворотные кулаки — самодельные. Пружинная подвеска заднего моста — на продольных рычагах с амортизаторами.
Чтобы обеспечить своей машине приемлемую динамику и в то же время соблюсти ограничение удельной мощности, конструкторам пришлось, максимально облегчив автомобиль, использовать мотоциклетные узлы и агрегаты. Двигатель и коробка передач от мотоцикла «Днепр» установлены впереди. Карданная передача и задний мост — от автомобиля «Москвич-401». Колеса, шины, тормоза и рулевой механизм заимствованы от мотоколяски СЗД. Все это не добавляет машине спортивного шарма. Шум двухцилиндрового двигателя делает радиоприемник, расположенный на панели приборов, чисто декоративной деталью даже при наличии в салоне коврового покрытия. Непросто водителю и приспособиться к мотоциклетной коробке передач.
Тем не менее, отмеченные недостатки не снижают общее приятное впечатление от детища братьев Юлле. Конструкторам удалось справиться с главной задачей. Они создали простой по конструкции, достаточно надежный автомобиль из доступных материалов, обладающий спортивным характером и привлекательным внешним видом. Его, по-видимому, можно считать прототипом дешевой молодежной спортивной машины, о которой мечтают многие.
М. МЕНЗУЛЛОВ, В. РИДЕР
Основные технические параметры автомобиля «Форум»
Г од изготовления — 1989, длина — 3515 мм, ширина — 1625 мм, высота— 1050 мм; число мест — 2; расположение силового агрегата — впереди, продольно, двигатель и коробка передач — М-67; ведущие колеса — задние; передняя подвеска — двухрычажная, пружинная, на поперечных рычагах с гидравлическим амортизатором, задняя подвеска — рычажная, пружинная, на продольных рычагах с гидравлическими амортизаторами; рулевое управление — с рычажным механизмом СЗД, тормозная система — с барабанными тормозами, с гидравлическим приводом; снаряженная масса — 626 кг.
Источник: Журнал «АМС», №3, 1990