Приблизительно такую же картину увидели зрители голландского «Ралли тюльпанов». Мощные трехлитровые «мерседес-бенцы», солидные «волво», стремительные «ситроены» и агрессивные «остин-хили» — все были повержены «БМК-Мини-Купер С», маленьким автомобильчиком, который никто до старта всерьез не принимал. Случайность — подумали многие. Чудо вообще, что этот недомерок на малюсеньких десятидюймовых колесиках докатился до финиша. Однако в следующем сезоне «чертова коробочка», как очень скоро стали называть ее соперники, прикатила третьей на ралли «Монте-Карло». А с 1964 года грянул настоящий фейерверк. За четыре сезона эти автомобильчики выиграли еще 11 этапов чемпионата Европы по ралли. Трижды (!) «Монте-Карло», трижды (!) — «1000 озер», дважды «Рейд Польски», по разу «Акрополис», «Альпийское ралли», Ралли английского королевского автоклуба. В 1965 финн Рауно Аалтонен стал чемпионом Европы по ралли. А еще через три года команды «Бритиш Моторз» и заводские гонщики Джон Хандли и Джон Роудз стали чемпионами Европы на «кольце». Что же это за чудо-автомобиль? И как такому малышу удавалось побеждать «Порше» и «Лянчу», «Форд» и «Альфа-Ромео»?
Самое удивительное, что машина вовсе и не предназначалась для спортивных подвигов. Когда ведущий конструктор крупнейшего английского автомобилестроительного концерна «Бритиш Моторз Компани» Алек Иссигонис приступил к работе над проектом он имел четкое, не слишком громкое задание: автомобиль сверхмалого класса, прочный, легкий и дешевый.
Теперь, спустя более чем три десятка лет, мы знаем, что получилось в результате. Иссигонис получил дворянское звание, «Бритиш Моторз» — крупный козырь в конкурентной борьбе, Англия — самый известный и популярный во всем мире свой автомобиль, а автоспорт — одну из самых успешных в истории машин.
Когда летом 1959 года близнецы БМК «Моррис-мини-майнор» и «Остин-7» появились на рынке, они поражали всем. И прежде всего своим внешним видом. Автомобиль был удивительно маленьким — на 15 см меньше, чем «Ока»! При этом продуманный до мельчайших деталей дизайн (маленькие колеса, большие, «чуть навыкате» фары, крутой «упрямый лобик») создавал впечатление удивительно симпатичного, почти живого существа.
Но внутри машина оказалась еще интереснее. «Мини» был фактически родоначальником современной переднеприводной компоновки с несущим кузовом и поперечным рядным двигателем. В результате тщательного анализа механики корпуса удалось достичь не только завидной технологичности (а значит, и дешевизны), но и удивительной прочности. Нагрузки от подвески передавались на корпус через промежуточные подсборочные тележки. Передняя, крепившаяся к кузову в шести точках, объединяла двигатель, сблокированный в одном картере с коробкой передач, главной передачей и дифференциалом, радиатор и подвеску с органами управления. Задняя, с четырьмя точками крепления, объединяла подвеску и бензобак. Подвеска тоже была необычной — независимая, с резиновыми упругими элементами «хидроластик».
Кузов машины получился легким и очень прочным. Малые напряжения, большая жесткость на изгиб и кручение — именно это стало основой гоночных успехов «Мини».
Но свою лепту внесли, конечно, и специалисты всемирно известной тогда фирмы «Купер», производившей гоночные автомобили практически всех формул, включая формулу 1. В результате этого сотрудничества и появился «Мини-Купер С». От «Купера» он получил 1,3-литровый двигатель, форсированный до 120 л. с. при 8500 об/мин с двумя карбюраторами «Вебер», сухое однодисковое сцепление «Борг и Бек», 4-ступенчатую коробку передач и самоблокирующийся дифференциал. При этом машина не слишком пополнела — с 620 «серийных» всего до 700 кг. Зато максимальная скорость увеличилась с 118 до 170 км/ч.
Таким образом, если к прочности кузова добавить отменное «чувство дороги», характерное для переднеприводных автомобилей, да еще помножить на солидный запас мощности (171 л. с. на тонну веса), станет понятным, почему перед этим мальчиком-с-пальчиком сложили оружие двухсстсильные полуторатонные гиганты.
Прошло почти четверть века со дня последнего спортивного успеха «Мини», давно уже не появляется он на трассах ралли, однако главную свою победу малыш все-таки одержал — тридцать третий год продолжается серийный выпуск, более пяти миллионов «Мини» выкатилось из ворот английских заводов. А все его тогдашние конкуренты давно канули в Лету. Вот вам и мальчик-с-пальчик.
А. Мельник. Рис. Д. Орлова
Источник: Журнал «АМС», №4, 1991