Впрочем, экстерьер «Вируса» построен на довольно рискованных сочетаниях. Наклонные стойки крыши плавно переходят в заднюю часть кузова и вполне гармонируют с округло выступающими вверх передними арками. охватывающими колеса. Словно соперничают с ними плоскости капота и вырезы расширенных, выступающих по бокам задних колесных ниш, которые резко очерчены почти прямыми линиями. Однако эти противоречия не оплошность, а оригинальный композиционный замысел автора, который, на наш взгляд, удался.
Дизайн «Вируса» воспринимается как единое художественно - конструкторское целое.
Как и многие самоделки, «Вирус» имеет классическую компоновку. Зато нетрадиционна для самодельного автостроения конструкция его кузова, изготовленного из листового металла — нержавеющей стали, титана и дюралюминия. Он несущий четырехместный и выполнен по схеме «2+2». Детали кузова соединены между собой заклепками. Глядя на их огромное количество, поражаешься трудолюбию и упорству автора. В передней части профилированные элементы образуют жесткий замкнутый силовой пояс, что позволяем обойтись без поперечной балки в конструкции независимой рычажной передней подвески, где использованы детали автомобилей ГАЗ-24 и ВАЗ-2101.
Под капотом установлен мотор ГАЗ-21. Это вызывает разочарование — сев за руль машины спортивного типа, ждешь стремительной динамики, а ее-то как раз и не хватает двигателю старой «Волги». Установка оригинальной впускной системы с использованием двух карбюраторов ВАЗ-2101 улучшила его характеристики не намного. Система выпуска также не имеет ничего общего с серийной и представляет собой тонкостенную трубу переменного сечения с завихри-телями потока отработавших газов. Она получилась простой в изготовлении и удачно вписалась в тоннель пола кузова. Не меньшим архаизмом, чем двигатель, выглядят сегодня и барабанные тормоза на всех колесах. Силовая передача и задний мост «Вируса» заимствованы от ВАЗ-2101, как и некоторые элементы задней подвески на продольных рычагах.
Для подъема и опускания фар и стекол дверей использован электросервопривод.
На конкурсе «Самавто» членами жюри и экспертами был отмечен ряд достоинств «Вируса». Однако в ходе испытаний на Центральном автополигоне НАМИ выявилось и немало недостатков. В их числе большое усилие на рулевом колесе при малой чувствительности автомобиля к его повороту. Значительный крен кузова при действии боковых сил, видимо, из-за неудачного выбора геометрии и характеристик подвески колес. Неудобное открывание дверей и крышки багажника, который невелик по размерам. В нем расположены горловины двух топливных баков, что вызывает запах бензина после заправок. Мал и размер люка для доступа в моторный отсек. Это осложняет обслуживание двигателя. Расположение и размеры задних стоек крыши мешают обзору при движении задним ходом. Значительно сужают поле зрения и стойки лобового стекла. Размещение приборов на рулевом колесе при их неоправданно большом количестве осложняет восприятие информации.
Замеры показали, что уровень шума выпуска у «Вируса» на 8—10 дБА больше, чем у серийной «Волги» ГАЗ-24. Он также довольно высок и в салоне — 93 дБА. Любопытно, что основным виновником внутреннего шума при движении оказались выступающие над капотом жалюзи, выполненные в люке моторного отсека. Безусловно, с точки зрения эстетики они придают «Вирусу» оригинальный и законченный внешний вид. Но цена неплохого дизайнерского решения, осуществленного в отрыве от целостного комплекса требований к автомобилю, сотканного из компромиссов, оказалась слишком высокой.
Вовсе не для того, чтобы свести на нет многолетние усилия создателя этой машины, сделано такое подробное перечисление недостатков. «Вирус», несомненно, один из наиболее интересных самодельных автомобилей. Попросту его дефекты, если можно так выразиться, своеобразные симптомы «болезни», типичной для авторского конструирования. Слишком часто, казалось бы, оригинальные идеи, реализуемые авторами в своих конструкциях, дают отрицательный технический эффект. В отсутствии экспериментальной базы, возможности испытаний, банка информации, специальных знаний и современной технологии вряд ли и в дальнейшем талантливые одиночки смогут конкурировать с мощными заводскими КБ. Думается, поспешными были призывы к автозаводам, не один год звучавшие в телепередаче «Это вы можете» и со страниц печати, что, мол, у самодеятельных авторов все уже готово — берите их разработки и выпускайте серийно.
Впрочем, привлекательность самодеятельного конструирования всегда и была не в попытках создания серийной машины, а в оригинальности, самовыражении индивидуальности авторов, постоянном поиске нетрадиционных технических решений.
М. Мензуллов, В. Ридер. Фото С. Косьянова
Основные технические параметры автомобиля «Вирус»
Компоновочная схема: продольное переднее расположение двигателя и привод на задние колеса; вместимость — 4 человека; снаряженная масса — 1240 кг; распределение массы по осям: передняя — 57%, задняя — 43%; длина— 4280 мм; ширина— 1735 мм; высота—1172 мм; база — 2540 мм; колея передних колес — 1505 мм, задних— 1450 мм; двигатель — ГАЗ-21; силовая передача — ВАЗ-2101; подвеска: передняя пружинная двухрычажная на поперечных рычагах, задняя — пружинная двухрычажная на продольных рычагах; рулевое управление — ГАЗ-24; тормозная система — барабанная с двухконтурным гидравлическим приводом; расход топлива на 100 км: при скорости 90 км/ч — 8,8 л, при 120 км/ч — 14,2 л, по городскому циклу — 13,3 л; время разгона с места: на пути 400 м — 20,9 с, 1000 м — 39,6 с; максимальная скорость — 144 км/ч.
Источник: Журнал «АМС», №1, 1991