И в начале 90-х годов все силы своего спортивного отделения "миланский змей" направил на кольцевые гонки легковых автомобилей.
Выбору "специализации", очевидно, способствовали, не зависящие от "Альфы" обстоятельства. Недавно фирму поглотил ФИАТ, а в рамках гигантского туринского концерна спортивные приоритеты давно поделены: формула 1 — вотчина "Феррари", в раллийном первенстве ужас на соперников наводила "Лянча". Так что у миланцев выбор был невелик.
Возрождение своей гоночной репутации "Альфа-Ромео" начала с итальянского чемпионата. Не все проходило гладко случались и провалы, но немалыми усилиями "Альфа" все же неплохо зарекомендовала себя в глазах местной публики. В 1992 году новейшая переднеприводная модель 155, сокрушив БМВ и "Пежо", стала чемпионом Италии.
Спустя год Милан праздновал победу в другой великой битве — немецком чемпионате легковых автомобилей (DTM), наголову разбив грозный "Мерседес-Бенц", в то время как разрозненные "частные" отряды "Альфы" сеяли панику в рядах конкурентов во Франции и Италии.
Было ясно, что достаточно одного столь же удачного сезона, чтобы превратить недавно скромную команду в непобедимый "кузовной" авторитет. Для этого необходимо было взять еще один могучий бастион — "Бритиш Туринг Кар Чемпионшип" (ВТСС), прослывший в последние годы самым представительным в Старом Свете.
Правда, заводская команда "Альфа-Корсе" не особенно страдала от временного отсутствия внимания. Важнее было то, что о ней вспоминали конкуренты. Фаворит первенства новозеландец Пол Радисич в задумчивости прикидывал: "Мы видели "итальянок" в Монце, и они были весьма быстры. К тому же эта "конюшня" состоит из профессионалов самого высокого уровня". Что правда, то правда: в рядах "Альфа-Корсе" были инженеры, прошедшие школу формулы 1, да и гонщики не робкого десятка — экс-пилот Ф1 Габриэле Тарквини и экс-чемпион мира по картингу Джампьеро Симони, которому английские гоночные трассы были знакомы по первенству формулы "Форд-1600". К тому же итальянцы могли похвастать самым крупным бюджетом из всех участников чемпионата.
Однако несмотря на это, перед началом сезона многие отдавали пальму первенства сине-белому "Мондео" Пола Радисича. Не иначе припоминая триумфальный для новозеландца сезон-93, когда "киви" занял третье место в ВТСС, стартуя лишь в 10 из 17 гонок, а осенью разбил всех "кузовных" асов на Кубке Вызова ФИА в Монце. Возможно, именно это вселило в сердца миланцев изрядную долю опасений, что "Альфе" просто так не одолеть "Форда". И они решились на заведомо рискованный шаг.
Легковые гоночные автомобили 2-литрового класса по своим техническим данным, как известно, весьма близки, и успех той или иной модели зависит подчас, казалось бы, от пустяковых аэродинамических или технических ухищрений. С другой стороны, 2-й гоночный класс — это практически серийные легковые автомобили, приспособленные к соревнованиям. Так что конструкторской мысли здесь, по большому счету, разгуляться негде — строгие омологационные правила не позволяют.
Однако "миланский змей" углядел-таки небольшую лазейку в техническом регламенте и, памятуя не иначе как о присущей рептилиям верткости, решил протиснуться в нее всем "телом".
Все вроде бы было сделано по правилам. Омологацию прошла модель специального выпуска "155TS-Сильверстоун", выпущенная, как и полагается, в 2500 экземплярах.
Вчерашние фавориты отнеслись к такому фокусу по-разному. Джон Клеланд, пилот "Воксхолла", финишировавший в Тракстоне вторым, открыто заявил: "Это нечестно. Омологация автомобилей ограниченных серий издевается над правилами класса 2!" Радисич был более спокоен: "Правила есть правила. Если вы в состоянии приспособиться к ним с максимальной выгодой, вы просто делаете это".
Но уже к следующему этапу в Брэндс-Хэтче стали известны сенсационные новости — "Форд" собирается омологировать модификацию "Мондео" с большим задним антикрылом. А пока... подает протест на использование в автомобиле "Альфа-Ромео-155Т8-Сильверстоун" заднего антикрыла конфигурации, применявшейся в первых стартах сезона! Оказалось, что в серийной модификации "Альфы" специальные крепления, позволяющие увеличивать высоту антикрыла, входят в комплект оборудования, но в разобранном состоянии. Протест был удовлетворен Британским автоклубом (RAC), а также ФИА, и "Альфе" пришлось уменьшить высоту крыльев. Несмотря на это, Габриэле Тарквини выиграл четвертую кряду гонку в Снет-тертоне. Тогда выяснилось, что и передний спойлер машины не соответствует установленным правилам.
Это было уж слишком: не смирившись с ролью затравленного злыми собаками зайца, "Альфа-Корсе" объявила о своем уходе из английского чемпионата. Не сказать, чтобы соперники из-за этого изрядно расстроились, скорее наоборот. Однако без участия красных итальянских автомобилей обошелся всего один этап в Оултон-Парке, на котором, кстати, впер-зые первенствовала новая "Рено-Лагуна" с швейцарцем Аленом Меню за рулем. А спустя две недели в Донингтоне Тарквини и Симони вновь были окружены толпой желающих получить автограф.
Тем не менее, после возвращения "Альфа-Ромео" в первенство от подавляющего преимущества команды на стартовых этапах не осталось и следа. И хотя после 14 заездов сезона Габриэле Тарквини по-прежнему впереди, Симони не входит даже в шестерку, а по крайней мере пятеро — Радисич, Меню, Клеланд и пилоты "Пежо" Патрик Уоттс и БМВ, Стив Соупер — сохраняют шансы отнять у итальянцев вожделенный титул.
DTM часто упрекали в отсталости: мол, вся Европа уже давно перешла на серийные легковые машины класса 2, а вы все еще возитесь с первым гоночным классом. Но вышло так, что автомобили именно этой категории, только внешне напоминающие своих цивильных собратьев, и уберегли немецкий чемпионат от скандалов.
ФИА во избежание возможных трюков с омологацией во 2-м классе нанесла толстый слой косметики на старые правила: отныне для регистрации автомобиля требуется 25 тысяч серийно произведенных экземпляров модели, а омологация так называемых дополнительных устройств, наподобие злополучного крепления заднего антикрыла у "Альфа-Ромео", запрещена вовсе.
Окончательное решение по этому поводу будет вынесено на "кузовном" Кубке мира 16 октября. Пока же национальным федерациям разрешено было самостоятельно определять: принимать или же не принимать эти правила на сезон 1994 года. Но на такой шаг решилась лишь английская федерация. А вот в Италии попросту царил "антикрыльный" беспредел.
Из "большой апеннинской четверки" — "Ауди", пришедшей из французского чемпионата, БМВ, "Альфа-Ромео" и "Пежо" — лишь последняя не располагала "высоким" антикрылом. Остальные соперники по примеру "Альфа-Корсе" в Великобритании провели омологацию своих мелкосерийных "специальных" моделей и теперь делят медали первенства между собой.
"Дух спортивного состязания испаряется на глазах", — грустно заметил вице-чемпион Италии, пилот "Пежо" Фабрицио Джованарди.
Действительно, гонщиков французской фирмы "крылатые" соперники практически лишили шансов на достойные результаты. Правда, для "Альфы", представленной в первенстве четырьмя командами и заварившей всю кашу с антикрыльями, итальянский чемпионат едва ли закончится триумфом. Лишь поначалу казалось, что 155-я "Альфа" Антонио Тамбурини — победителя Гран-при Монако ФЗ, выкрашенная в непривычные для Милана желтые цвета, будет доминировать на апеннинских гоночных трассах. Но вскоре "Ауди" со своей новой модификацией полноприводного "80 Кваттро" — "Компетишн" и звездная компания пилотов БМВ, среди которых Роберто Равалья, Джонни Секотто, Эммануэле Наспетти, захватили инициативу в свои руки. И вряд ли ее теперь упустят.
Словом, выходит так, что нынешний сезон, который мог закрепить за миланской кузовной командой славу непобедимой, теперь может оставить ее у разбитого корыта. Ведь французское первенство "Альфа-Ромео" проиграла еще задолго до первого этапа. Команда "Граф Рэйсинг", за которую ездит Филип Гаш — бронзовый призер Кубка Вызова прошлого года, переключилась со 155-й на "Форд-Мондео". Впрочем, и не случись такой перемены, легкой жизни "альфам" во Франции все равно не видать. Уж больно сильны конкуренты.
В межсезонье команда Пежо перетянула на свою сторону национального вице-чемпиона в "кузовном кольце" и экс-пилота Ф3000 Лорана Аелло, который и стал примой состязаний. Вместе с товарищем по команде Янником Дальма они добились невероятного, выиграв первые шесть этапов. Как ни старались победитель шести Гран-при Ф1 Жак Лаффит и триумфатор прошлогоднего "Ле-Мана" Эрик Элери из "Опеля", экс-пилот формулы 3 Иван Мюллер и гонщик "Симтека" Жан-Марк Гунон, тот же Гаш на "Мондео", в первой половине чемпионата они не могли ничего противопоставить сине-белым "Пежо-405" двух французских гонщиков. Казалось, не будет с ними сладу и дальше, но тут и в местном первенстве разразился скандал.
"Пежо-Спорт". как и "Альфу" в Великобритании, обвинили в использовании якобы не отвечающего регламенту переднего спойлера. Ну а пока суд да дело, такой же установил на свои машины БМВ, и... Иван Мюллер выиграл две гонки подряд и теперь с отставанием в 15 очков от лидера чемпионата Аелло делит второе место с Дальма. И что будет дальше — неизвестно.
Однако абсолютно ясно, что вся эпопея с антикрыльями не только не принесла "Альфа-Ромео" желаемого преимущества, но и спутала игру многим фаворитам. А Международной федерации придется еще попотеть над приведением правил гонок легковых автомобилей в надлежащий порядок, если она, конечно, не хочет, чтобы скандалы и склоки, связанные с антикрыльями и спойлерами, отразились на популярности этих соревнований.
Источник: Журнал «АМС», №10, 1994