В этой яркой компании как-то совсем затерялся Эдди Лоусон. Несмотря на бесспорные успехи, его будто не принимали всерьез ни специалисты, ни пресса. В 1986 году, когда он уже во второй раз стал чемпионом мира (впервые в 1984 г.), журналисты дали-таки ему кличку — «четный Эдди», намекая, что успехов он добивается только в четные годы. И это в награду за то, что он дважды покорил вершину мотоспорта в «королевском» классе — до 500 см,}. Обидно! Но сам Лоусон оставался абсолютно спокоен — что ж, вам виднее, «четный» так «четный», придется стать чемпионом и в 1988 году. И стал...
Может быть, поэтому, а может, и по другим причинам Эдди недолюбливает представителей прессы (злые языки даже утверждают, что ему приносит большое удовольствие назначить журналистам встречу и не явиться на нее) и очень ревностно оберегает свою частную жизнь. Так что о ней известно совсем немного. Лоусон родился 11 марта 1958 года и живет в городке Апленд в 30 км к востоку от Лос-Анджелеса и до сих пор как будто не выкроил время, чтобы жениться. Это, впрочем, не так уж удивительно — большую часть своей жизни он проводит в дороге — Европа, Австралия, Азия, Африка, Америка. А ведь Эдди страшно не любит путешествия, родительский дом для него — лучшее на земле место и, кажется, единственная страсть, которую молчун-калифорни-ец не скрывает. Кроме мотогонок, конечно...
За руль гоночного мотоцикла Лоусон сел в 19 лет. Как большинство американских мотоспортсменов, «гонялся» на глиняном треке, так называемый «Дирт Трэк» — заокеанский вариант хорошо известных у нас гонок по гаревой дорожке, потом занялся кольцевыми гонками. В 1981 году 23-летний американец впервые участвовал в «больших гонках» в Европе — на этапе чемпионата мира по кольцу в ФРГ. Тогда он выступал за команду «Кавасаки» в классе 250 см3 и сошел из-за неисправности мотоцикла. Специалисты не обратили на новичка ни малейшего внимания, а Лоусон вернулся домой и стал чемпионом США 1981 и 1982 годов в классе «Супербайк» на «Кавасаки» 750 см3. Эти успехи не прошли незамеченными — на Лоусона обратил благосклонный взор «король» Робертс. Как раз в конце 1982 года команда «Ямаха», за которую выступал знаменитый американец, была полностью реорганизована, и на деньги «Филип Моррис» создана «Марлборо Ямаха Тим Агостини».
Менеджером в ней, по требованию табачного гиганта, стал еще один великий мотогонщик — Джакомо Агостини, итальянец, пятнадцатикратный чемпион мира. Первым номером команды должен был быть Робертс, а вот второе место оставалось вакантно. В 1983 году все с нетерпением ожидали дуэли Робертс — Спенсер, так что требования ко второму гонщику «Ямахи» были достаточно противоречивыми — это должен был быть спортсмен высокого класса, но в то же время без особых претензий. На его долю выпадала черновая работа — надежно прикрывать тыл «короля Кенни», а в случае его неудачи пытаться отобрать у Спенсера побольше очков.
Трудно переоценить роль этого сезона для Лоусона — целый год в одной команде с Робертсом. Уникальный случай для молодого спортсмена повысить свое мастерство. И Эдди отлично воспользовался этой возможностью. Весь сезон он прилежно брал уроки у «короля», изучал особенности трасс чемпионата мира и привыкал к новому для него мотоциклу. А к финишу чемпионата неожиданно для всех оказался на четвертом месте, пропустив вперед лишь Спенсера, Робертса и Мамолу.
В начале следующего, 1984 года бесспорным фаворитом считался Спенсер. Роте решил закончить спортивную карьеру, а новоиспеченного первого - номера «Ямахи» Лоусона в расчет, конечно, никто не принимал. Однако на тренировке перед первым этапом чемпионата Спенсер упал и получил травму, а гонку выиграл — впервые в своей карьере — Лоусон. Быстро оправившийся от травмы, Спенсер легко взял реванш на втором этапе в Италии, однако на третьем в Испании вновь первенствовал Эдди. Выяснилось, что новичок многому научился. Он ездил очень надежно, спокойно, победил еще в Австрии, Швеции и стал чемпионом мира!
Нет, это, конечно, не настоящий чемпион! — в один голос говорили специалисты. Просто основным соперникам Лоусона фатально не везло — дважды неудачно падал Спенсер, один раз Мамола. А Лоусон... Что ж, гонщик он очень приличный, но уж больно какой-то одинаковый, неинтересный, безликий. Нет, это не настоящий чемпион! Даже менеджер собственной команды — Агостини — считал примерно так же и не видел причин для повышения жалования чемпиону мира. А Лоусон лишь пожимал плечами и улыбался — да, ему, конечно, крупно повезло, да, конечно, Спенсер — великий гонщик.
1985 года — казалось, расставил все по своим местам. «Летающий Фредди» Спенсер был в расцвете своего таланта, он был просто неудержим, и ему удалось то, о чем тщетно мечтали самые знаменитые мотогонщики до него — стать чемпионом мира одновременно в двух классах 250 и 500 см3. Лоусон получил «серебряный венок», но счет побед на этапах наглядно говорил о подавляющем преимуществе Спенсера — 2:8.
И все же этот сезон не прошел даром. По крайней мере собственная команда — «Ямаха» — стала относиться к Лоусону со всей серьезностью и решила дать бой «Хонде» и Спенсеру. Зима прошла в напряженной работе: испытания, доводка, снова испытания, и к весне новая гоночная «Ямаха» оказалась чуть впереди конкурентов.
1986 год стал для Лоусона удачным как никогда. Главный его конкурент — Спенсер серьезно заболел и не принимал участия в чемпионате, а Уэйн Гарднер, заменивший его, не смог помешать Лоусону. Эдди одержал в сезоне семь побед и вновь стал чемпионом мира.
Но уже следующий, 1987 год снова подтвердил мнение специалистов: Лоусон — быстрый, надежный гонщик, его езда напоминает метроном, но до экстра-класса ему, мол, далеко. По сумме 15 этапов Лоусон занял только третье место, а чемпионом стал Гарднер. А потом пришел 1988 год—четный — «его» год, и Эдди, захватив лидерство со второго этапа, уже не уступал его никому. Он выиграл семь Больших призов из пятнадцати и стал трехкратным чемпионом мира, вторым за всю историю в этом классе мотоциклов.
Но и теперь разговоры не прекращались — ну и ве-зун этот американец, ему снова пришли одни козыри, «Ямаха» подготовила ему мотоцикл гораздо лучше, чем «Хонда» — Гарднеру. А Эдди опять улыбался одними глазами: «Да, мне повезло чуть больше, чем Уэйну».
Решающим должен был стать 1989 год. Совершенно неожиданно для всех Лоусон решил сменить команду и перешел к основному конкуренту Агостини — «Ротманс-Хонде». Теперь он и его основной соперник — Гарднер располагали одинаковыми мотоциклами. Кто же из них настоящий чемпион? И снова предпочтение специалистов было не на стороне Лоусона: Гарднер хорошо освоился с «Хондой», а Лоусону предстоит забыть так хорошо подходившую ему по стилю, обладавшую отличной управляемостью «Ямаху» и привыкать к более жесткой и «взрывной» «Хонде». К тому же после двухлетнего отсутствия возвращается «летающий Фредди» Спенсер. Так что шансов у трехкратного чемпиона мира немного.
И только один человек был не согласен с такими оценками — сам Лоусон. Кличка «четный Эдди», видимо, порядком ему надоела. Хотя на протяжении всего чемпионата он был в тени «молниеносного» Швантца на «Сузуки» и своего земляка — Уэйна Рэйни, но на финише продемонстрировал все свое мастерство и вновь стал чемпионом мира!
Тут уж всем стало ясно — нет, это не случайный чемпион. Больше того, оказалось, что Лоусон — лучший гонщик 80-х годов: за семь сезонов — четыре титула чемпиона мира, 30 побед на этапах — лучшие показатели лишь у его бывшего «шефа» — Джакомо Агостини и англичанина Майкла Хэйлвуда.
Только теперь пришло настоящее признание, лучшие команды наперебой приглашают Лоусона, «Марлборо» отваливает Кенни Робертсу, новому менеджеру заводской команды «Ямаха», 24 миллиона долларов на два года, с тем чтобы Лоусон вновь ездил на ее мотоциклах. Личный гонорар Эдди составил астрономическую сумму — 3,5 миллиона в год!
«Мой чемпионский титул принадлежит не только мне,— считает Лоусон,— но и творцам двигателя и рамы моего мотоцикла, конструкторам шин, амортизаторов и тормозов, конечно, спонсорам. Я только звено в этой цепи и не имею права быть звеном слабейшим». Лоусон остался прежним — просто Эдди. «Лоусон ездит предельно просто и почти не ошибается»,— так говорят о нем соперники. Стиль его езды неброский, но в высшей степени целесообразный, как нельзя более соответствует характеру самого гонщика — спокойному, скромному до застенчивости человеку.
«В любой точке трассы я четко представляю границы своих возможностей и стараюсь их не переходить. Я не очень понимаю гонщиков, которые сломя голову несутся вперед — так можно выиграть гонку, но стать чемпионом мира — вряд ли».
Многие знаменитые предшественники Лоусона после завершения мотоциклетной карьеры пересаживались за руль гоночного автомобиля. Эдди тоже попробовал свои силы в автогонках, в 1987 году на одном из этапов «Кубка Порше». «Автомобиль дает восхитительное ощущение надежности, безопасности. Мотоцикл по сравнению с ним более «тонкий» спортивный снаряд, в нем, на мой взгляд, гораздо важнее «голова» гонщика. И мне, честно говоря, не очень хочется менять два колеса на четыре. К тому же у тридцатилетнего новичка практически нет шансов стать чемпионом мира в формуле 1. А быть вторым мне не интересно».
Источник: Журнал «АМС», №2, 1990