Первые этапы нынешнего чемпионата мира по ралли завершились почти сенсационно. Опередив своих товарищей по команде «Лянча-Мартини» двукратных обладателей высшего титула Мики Биазона и Юху Канккунена, лидером после четырех этапов стал Ориоль. Нельзя сказать, чтобы француза совсем уж не принимали в расчет, но все же относили к специалистам скоростных участков на дорогах с твердым покрытием, называли даже «шевалье асфальта». А тут он, кроме своего «законного» «Тур де Коре», в прекрасном стиле выиграл ралли «Монте-Карло» и был вторым в Португалии. Испанец Карлос Сайнц, который до самого финиша вел с Ори-олем борьбу в Монако, сказал о своем сопернике: «Со своей «Лянчей» он сейчас представляет почти непобедимый дуэт А если выиграет еще и «Акрополис», то, думаю, сделает решающий шаг к чемпионскому званию».
Карьера Ориоля началась 11 лет назад. Но только в 1984-м состоялся его дебют в серьезных соревнованиях. На взятой напрокат «Рено- 5-турбо» экипаж Ориоль — Оселли так и не дошел до финиша Корсиканского ралли — загорелся двигатель. Успехов пришлось ждать довольно долго. Постепенно набираясь опыта на трассах «домашних» ралли, Дидье пытался переломить собственный характер. Человеку замкнутому, даже нелюдимому, никак не удавалось полностью сконцентрироваться на гонке, отрешиться от некоторого комплекса неполноценности. Неотступно преследовала его боязнь ошибиться. «Как только появлялись проблемы, у меня сразу опускались руки. Я никак не мог собраться с духом. А без этого путь наверх невозможен»,— так описывал Ориоль свое тогдашнее состояние. Но понемногу Дидье удалось справиться с собой. Ведь гонки для него были прежде всего радостью — радостью движения, борьбы и совершенно не обязательно ожиданием победы.
«Единственная его страсть — автомобиль. Только за рулем машины на трассе ралли он действительно счастлив»,— утверждает Бернс р Оселли. Не только штурман, но и ближайший друг Ориоля.
И успехи пришли. В 1983 году Ориоль впервые выигрывает один из скоростных участков «Тур де Коре» на машине «Рено». В следующем году за рулем «Эм-Джи-Метро-6Р4» Дидье становится чемпионом Франции. В1987—1988 годах повторяет свой успех уже в новой команде — «Форд» и одерживает свою первую победу на этапах чемпионата мира — в «Ралли 10 ООО поворотов», как еще называют «Тур де Коре». Об Ориоле сразу же заговорили как о гонщике с колоссальными возможностями. Однако на «Форд-сьерра-косворт» рассчитывать на победу в мировом чемпионате было нельзя — машина слишком уступала «Лянче». И в конце сезона Дидье заключает контракт с итальянской командой. Теперь это был уже совсем другой гонщик, не тот, что несколько лет назад постоянно комплексовал и опасался каких-то чужих влияний. У Ориоля появился вкус к победам, он поставил себе смелую цель — через три года, то есть в 1991 году, стать первым французом — чемпионом мира по ралли.
Ориоль не тешил себя несбыточными надеждами, он прекрасно понимал, что в «Лянче» ему будет труднее, чем в любой другой команде, ведь там едут звезды — его кумир Канккунен, чье водительское мастерство Дидье ставит на первое место среди современных раллистов, и Биазон — прекрасный тактик, одержавший 15 побед на этапах чемпионата мира. Однако теперь Ориоль уверен в своих силах и твердо намерен осуществить свою мечту.
Француза отличает исключительно профессиональный подход к ралли. Вся его жизнь подчинена только одному — он должен проехать следующую гонку лучше, чем предыдущую. И не жалея времени, Дидье день за днем, неделю за неделей посвящает тренировкам, оттачивает свое мастерство и все больше «вживается» в машину.
Для Ориоля, с детства любившего физические упражнения, занятия спортом приобрели теперь особый смысл. Раз в два дня он наезжает 70—75 км на велосипеде («это развивает мышцы предплечий и спины»), занимается теннисом, пробует триал.
Спокойному, серьезному, симпатичному французу автоспорт дал возможность самоутверждения, позволил, как он сам говорит, «выйти из своей раковины», обрести уверенность и уважение к себе. Словом, человек нашел свое место в жизни и спокойно идет по выбранному пути к намеченной цели. «Каждый своим способом доказывает, что он самый лучший,— говорит Дидье журналистам.— Я гонщик заводской команды и материально обеспечен, что позволяет вести образ жизни, который мне нравится. А о бешеных гонорарах Проста и Пике не грущу». Внешне он остался почти таким же отшельником, каким считали его и пять, и десять лет назад немногочисленные знакомые. Большие темные очки постоянно скрывают его глаза от любопытных взглядов. А все свободное время он проводит в семье. Недавно они с женой, купили небольшой дом в Мийо и теперь любовно обставляют его по своему вкусу. «Это приносит нам с Сильвией громадную радость. А что тут удивительного — ведь я бываю дома иногда лишь полтора месяца в году, да и то по два-три дня. Так что главное для меня — мое спокойствие и семейная жизнь, которые я ревниво охраняю».
Сильвия КОЗЗОЛИНО, французская журналистка
Источник: Журнал «АМС», №3, 1990