Без преувеличения можно сказать, что эти несколько дней на Апеннинском полуострове стали пока высшей точкой в спортивной карьере Козанкова — мастера спорта международного класса, трехкратного чемпиона СССР, двукратного обладателя Кубка дружбы по кольцевым автогонкам на машинах формулы «Восток».
А началось все для 14-летнего паренька из обычной московской семьи — на Центральной станции юных техников, у Минаевского рынка. Там, а затем при 11-м таксомоторном парке он занимался картингом (кстати, без особого успеха), пробовал свои сил в постройке самодельного багги. Виктор закончил техникум связи и ушел в армию, на два года с автоспортом пришлось расстаться.
Зато после армии Ко-занкову сразу повезло — судьба свела его с Алексеем Григорьевым, известным нашим «кольцевиком». А рядом с этим человеком просто нельзя не заразиться «автомобильной болезнью». В техцентре на Варшавском шоссе, в маленькой мастерской, впоследствии получившей гордое имя «Бюро испытаний и доводки легковых автомобилей», Козанков впервые увидел «формулу». Это была любовь с первого взгляда. Скромная «Эстония» с написанной на кузове фамилией гонщика А. Кучеренко молодого парня просто покорила. В 1981 году он впервые пробует свои силы на этой машине и вскоре приходят первые успехи — 3-е место на соревнованиях «Янтарная «Волга» в Риге в начале сентября и 2-е место на гонке в Киеве в октябре того же года.
Следующие два года были заполнены тяжелой работой: гонками и тренировками, гонками и сборами, гонками и доводкой автомобиля. Именно в эти годы закладывался фундамент мастерства будущего чемпиона. Григорьев возил с собой на соревнования и сборы не только своего механика Козанкова, но и его машину. И как только представлялась возможность, Виктор выходил на трассу сам. Через два года этот ценнейший опыт — совместные тренировки с самыми сильными гонщиками страны — членами сборной — принес свои плоды. Если в 1983 году Козанков был в чемпионате страны только 14-м, ни разу не поднявшись выше 8-го места, то год спустя с ним пришлось считаться всем асам формулы «Восток»: А. Медведченко, Т. Нале, Т. Асмеру, Э. Линдгрену и другим.
Козанкова трудно назвать общительным. Конечно, это не мрачный, нелюдимый человек, смотрящий на всех исподлобья, но в беседе он предпочитает держать собеседника на некоторой дистанции. Его довольно сложно разговорить, он вообще не любит распространяться о «полной ежедневных трудностей и опасностей жизни «дяди-гонщика».
— Что-нибудь интересное или смешное? Да я даже не знаю. Гонялся, иногда выигрывал, иногда^ проигрывал, машина ломалась... Разве это расскажешь — как за рулем сидишь, тормозишь или поворот проходишь? А веселое... Гонки — дело серьезное. Чего тут смешного?
На протяжении пяти сезонов Козанков выступал на редкость стабильно, лишь в 1986 году Тоомасу Нале и в 1988-м Тойво Асмеру удалось опередить его в чемпионатах СССР; в 1985, 1987, 1989 годах Виктор становился победителем.
Следующей (и высшей, кстати) ступенью для гонщика «формулы» у нас является участие в Кубке дружбы. Впервые Козанков вышел на старт одного из этапов Кубка на трассе Бикерниеки в Риге в 1985 году. Тогда он стартовал из последнего ряда, как выступавший вне зачета, но вскоре вышел на 5-е место. Все, казалось, складывалось хорошо, как вдруг автомобиль вылетел с трассы и в считанные мгновенья превратился в груду металлолома. Гонщик, к счастью, не пострадал, а виновником аварии, как выяснилось, был лопнувший диск заднего колеса.
— Я тогда и испугаться-то не успел,— вспоминает Виктор. — Страх пришел потом, когда рассказали, как все было, да по телевизору увидел. Вообще у меня аварий немного было. Эту вот только помню, да еще в Горьком на ипподроме, кажется, в 1984 году. Тоже было не очень приятно.
Гонщики вообще не слишком приветствуют разговоры об опасностях своей работы. Но, думаю, их близким от этого легче не становится.
— Как дома относятся к моей работе? Как к неизбежному злу. Да это и понятно. Ухожу рано, прихожу поздно, неделями пропадаю: то соревнования, то сборы. Сын без меня в первый класс пошел — как нарочно, в сентябре и этап чемпионата Союза, и Кубок дружбы. Но должен же мужчина заниматься делом! А дело это самое что ни на есть мужское.
С 1986 года Козанков — член сборной страны, а в 1987-м побеждает на этапе в Болгарии, на улицах известного курорта Албена, и становится третьим призером Кубка по итогам сезона. В 1988 году Виктор делает решительный шаг вперед и, заняв на четырех этапах три первых и одно второе место, становится безоговорочным победителем в абсолютном зачете Кубка. В прошедшем сезоне формулу «Восток», существовавшую с 1973 года, заменила новая, «Мондиаль». Мощность и соответственно скорость машин возросли, а конкуренция еще более усилилась. На финише соревнований два советских гонщика — Козанков и Ас-мер — одержали по две победы и набрали в четырех гонках одинаковое количество очков. По новому положению о соревнованиях обладателем Кубка дружбы вновь стал москвич, как победитель первого этапа.
Итак, лучший «кольцевик» страны, фактически чемпион социалистических Стран по автогонкам. Вершина достигнута, что дальше? Покорять ее вновь и вновь? Козанков оказался в тупике, как, впрочем, многие советские автогонщики до него. Представьте себе С. Бубку, раз за разом преодолевающего шестиметровую высоту и лишенного возможности прыгать на чемпионате мира. Или хоккейный ЦСКА, выступающий на Спартакиаде дружественных армий, но не выше.
Козанков пытался покорить другие «семитысячники» в нашем автоспорте. Участвуя в трековых гонках, он был чемпионом Москвы (1985 и 1987 гг.), победителем и призером «Гонки звезд», в прошлом сезоне был четвертым в чемпионате страны на ипподроме в Пензе и пятым на международной трековой гонке по льду в Москве. А годы идут... И до «восьмитысячников» — чемпионатов Европы и мира — все так же далеко...
— Мне уже тридцать один, и, похоже, мечта о больших гонках так и останется для меня лишь мечтой,— говорит Виктор.— Но ведь без нее неинтересно. И главное — автоспорт для меня перестал быть только увлечением или только работой. Наверное, без гонок я уже не смогу жить.
У человека это в крови — он всегда стремится быть первым. И каждая победа побуждает сделать еще один шаг. Выше и дальше. И только вперед.
Источник: Журнал «АМС», №3, 1990