Назойливым журналистам, еще не оставившим надежду выведать тайны бурного спортивного прошлого великого чемпиона, дается твердый отпор. Лауда с первых же слов дает понять, что для него представляют интерес лишь дела собственной авиационной компании «Лауда-Эйр», где он одновременно и босс и пилот.
Судя по обстановке венского офиса «Лауда-Эйр», ничто не должно напоминать служащим и посетителям славное прошлое основателя компании. Нет ни кубков, ни копий автомобилей, ни фотографий. Все строго и по-деловому. У Ники Лауды четкое представление о том, как следует работать: «Нам, европейцам, надо брать пример с японцев. Мы можем многое потерять из-за менее интенсивной работы. Поэтому я не держу на службе лентяев. У меня все обязаны трудиться на пределе возможного».
Да, Лауда строгий хозяин и не склонен прощать своим подчиненным — а их почти пять сотен — малейшей ошибки. Общаться с ним нелегко: Ники нетерпелив и считает, что все должно идти гладко и быстро. Пилоты «Лауда-Эйр» обслуживают четыре самолета — два 146-местных «Боинга-737-300» и два 243-местных «Боинга-767-300 ЕР», которые 50 раз в неделю летают в Грецию, 18 раз — в Испанию и 6 раз — в Азию и Австралию. Часто за штурвалом сам Лауда. В воздухе он проводит 90 часов в месяц (100 часов — официально установленный предел). Всего же в летной книжке Ники уже 8000 часов.
Лауда — фанатик чистоты. Все пилоты и стюардессы, не уделяющие должного внимания уборке салона, кабины, подсобных помещений, увольняются без промедления. Когда за штурвал садится Ники, то под его руками всегда две кисточки, которыми он смахивает пыль с приборов, и тряпочка, пропитанная каким-то необыкновенным составом, снимающим отпечатки пальцев с любой поверхности. В 1986 году, когда праздновалось десятилетие компании, подчиненные подарили боссу огромную двухметровую кисть, как символ «Лауда-Эйр».
Ставка делается не только на медицинскую чистоту, но и на идеальное обслуживание во время полета: «Мои клиенты не порядковые номера. Каждый из них нуждается в индивидуальном подходе». И ведь получают пассажиры то, что им требуется! Один обед чего стоит! На старинном фарфоре подаются блюда из лучших ресторанов Вены. В качестве аперитива — шампанское.
Пассажиры платят компании и ее хозяину взаимностью. Билеты раскупаются мгновенно. Многие мечтают лететь на самолете, управляемом лично Лаудой. Счастливчики после полета долго жмут руку командиру корабля, берут автографы, трогают за китель, нередко отрывая пуговицы, подсовывают детей для «семейных» фотографий. Словом, Ники, как и прежде, в центре внимания.
Но были в истории компании и смутные времена. Одиннадцать лет назад Ники лично на самолете ««Лауда-Эйр» доставил в Москву Элизабет Тойрер и ее лошадь Мон Шерри. Австрийской наезднице из-за международного бойкота московской олимпиады пришлось добираться в СССР самостоятельно. Она стала олимпийской чемпионкой. А вот репутации Ники и его авиакомпании был нанесен серьезный удар. Пассажиры игнорировали внезапно «покрасневшие» самолеты «Лауда-Эйр», банки отказывали в кредитах. Лауда вынужден был вернуться в автоспорт, чтобы заработать деньжат в опустевшую кассу компании и поднять свой пошатнувшийся престиж.
Поклонники — народ отходчивый, склонный быстро прощать своих кумиров. И дела «Лауда-Эйр» постепенно наладились. Сейчас австрийское министерство иностранных дел открывает для лаудовской «авиаконюшни» все новые и новые направления. Исключением пока остаются 37 маршрутов в Европе — владения государственной компании «Аустриан Эйрлайнз».
...Пятнадцать лет назад, в зените своей спортивной славы Лауда поступил в небольшую частную летную школу и, успешно пройдя курс обучения, стал летать на легком пассажирском самолетике с запасного аэродрома в Цельам-Зее.
За небольшой срок ему удалось решить много непростых проблем и крепко поставить на ноги дело с ежегодным оборотным капиталом 1 миллиард шиллингов. «Я почти добился поставленной цели, — говорит Ники. — Тревожит меня лишь одно — когда-нибудь придется проститься с кабиной пилота, единственным местом, где я испытываю удовлетворение и покой». Да отдалится же час расставания!
С. Дорофеев, К. Массаев
Источник: Журнал «АМС», №5, 1991