Вальтер Брун появился в Ф1 подобно буре: «Я не для того сюда явился, чтобы плестись в хвосте!» Эти слова счел бы бахвальством любой, но только не тот, кто хорошо знал швейцарца. Ведь Бруна считали счастливчиком, он добивался успеха почти во всех своих начинаниях. В учебе и бизнесе, на поприще пилота и в руководстве гоночной командой — везде ему сопутствовала удача.
Вальтер родился в семье почтового служащего. Получил блестящее образование, с отличием закончив бизнес-школу и институт французского языка. С юношеских лет Вальти проявил любовь к автомобилям. Поездки в школу на отцовском «Воксхолле» родители сочли еще детской шалостью. Но в 18 лет Брун-младший совершил несколько мини-рейдов по окрестностям местечка Энтельбах на «дьявольском» (по мнению соседей) БМВ-1800. Вполне понятно, что после таких подвигов Вальти приобрел репутацию лучшего водителя в округе. Однако отец настоял на «гражданской» карьере сына, и Вальтер стал работником почты.
Его совсем не прельщала эта стезя. К тому же Вальтер имел еще одно хобби. Он играл на рояле в местном ночном клубе, задерживаясь нередко до трех часов ночи. А в пять утра нужно уже было быть на работе. И однажды, набравшись мужества, Вальтер попросил почтмейстера об изменении режима. Ответ был в том духе, что «общественные интересы выше личных». Тут молодой Брун разгорячился и выложил все, что он думает о почтовой службе вообще и о своем патроне в частности. После чего, естественно, трудно было рассчитывать на продолжение карьеры почтового служащего. Много позже Брун говорил: «Я нисколько не жалею, собственная независимость — самое главное в моей жизни».
Но и в ночном клубе Брун работать не остался, а без единого франка в кармане переехал в Люцерн. Там он узнал о продаже восьми игровых автоматов и, заручившись поддержкой местного банка, встал на путь свободного предпринимательства. Недаром же он окончил бизнес-школу. И пошло-поехало... Тогда Вальтеру едва исполнился 21 год. Прошло всего лишь четверть века, и он стал не только весьма состоятельным, но и одни* из самых известных людей Швейцарии.
Здесь можно закончить рассказ о Бруне-бизнесмене, далее речь пойдет о Бруне-пилоте и о Бруне — владельце гоночных команд.
Информация о фотографии
В чемпионате мира спорт-прототипов Брун и автомобили его команды были среди лидеров
Вальтер не забыл свои детские подвиги и по настоянию друзей в 22 года начал карьеру автогонщика. Он при-обрел лицензию и отправился на первые в своей жизни официальные соревнования — горную гонку «Сиерра Монтана хиллклаймб» и, к удивлению многих (и прежде всего к своему собственному), финишировал третьим. В том же 1964 году 120-сильный «Лотос-Кортина» привез своего хозяина на второе место в чемпионате Европы по подъему на холм! Итак, если не считать почты (куда затащил его отец), уже второе начинание Бруна закончилось быстрым и безоговорочным успехом.
В чемпионате мира спорт-прототипов Брун и автомобили его команды были среди лидеров
Горным гонкам Вальтер оставался верен вплоть до 1971 года, когда в команде «Герман Шнитцер» на БМВ-2002 он стал в третий раз чемпионом Европы.
Потом вместе со своей командой Брун перебрался в европейское первенство по кольцевым гонкам. Однако дебют оказался неудачным. На первом же этапе в Брно Вальтер вылетел с трассы, перевернулся, разбил машину и сам чудом остался жив. Будто кто его сглазил — кольцевые гонки не задались. К тому же «Шнитцер» был новичком, а за конкурентов выступали пилоты высочайшего класса — достаточно назвать всего несколько фамилий — Н. Лауда, К. Амон, Э. Фиттипальди, Дж. Стюарт. И звезда Бруна-гонщика, так ярко вспыхнувшая, стала потихоньку закатываться. Ни разу он так и не смог войти даже в десятку чемпионата Европы.
В 1976 году Брун перешагнул еще одну ступеньку — в чемпионат мира спорт-прототипов. Однако «лучшие места» там оказались заняты, а 34-летнему швейцарцу осталось лишь пытаться обратить на себя внимание с «галерки». У него это получилось в общем-то не так уж плохо — пять побед в классе до 2000 см3, в том числе и в Ле-Мане. Но — поезд уже ушел. «Я пришел на кольцо слишком поздно», — вспоминал Вальтер. Так ли это? Трудно сказать. Как бы то ни было, Брун потерпел свою первую неудачу.
Возможно осознав, что ему не одолеть вершины автоспорта в качестве пилота, Вальтер решил создать собственную гоночную команду. Немало способствовали принятию такого решения успехи в предпринимательской деятельности, приносившей стабильные доходы. Его выбор пал на фирму, в которой он недавно работал. К 1982 году «Шнитцер» оказалась на грани краха, и подавляющее большинство специалистов считали решение Бруна необдуманным, а новоиспеченной команде предрекали недолгую жизнь.
Однако сам Вальтер имел на этот счет собственное мнение. Он не стал увольнять служащих «Шнитцер». Кто хотел, тот ушел, оставшиеся же вряд ли пожалели о своем выборе. Брун верил в успех с самого образования своей «конюшни», которая получила название «БрунМоторШпорт». Он говорил, что парни из «Шнитцер» — знатоки своего дела и полны решимости создать чемпионскую команду. Главными помощниками Вальтера стали Питер Райниш и Томас Фогельзанг. Первый из них имел десятилетний опыт работы и согласился стать менеджером новой «конюшни» при условии, что его коллега Пауль Вальч останется главным механиком. Вальтер Брун считал, что только при условии, когда все в ней будет лучшее — пилоты, механики и конструкторы и, конечно, лучшие автомобили, когда все в команде заработает как единое целое, лишь тогда можно рассчитывать на победу. Но если с обслуживающим персоналом все было в порядке, то с пилотами и автомобилями возникли определенные трудности.
Информация о фотографии
В 1984 году, выступая за рулем «Порше-956», Брун был четвертым в Ле-Мане и вторым в Монце
В наследство Бруну достались не первой свежести БМВ-М1, «Лянча-Бета-Монте-Карло-турбо» и «Заубер-С6». Неудивительно, что никто из известных профессионалов не хотел выступать за его «конюшню». Кончилось тем, что в 1000-километровой гонке на «Нюрбургринге» Брун попал в аварию, превратив в металлолом старенький «Заубер». «И черт с ним, — сказал тогда «играющий хозяин», — все мои мысли уже о новой машине — «Порше-956». Как только «БрунМоторШпорт» приобрел эту машину, команду, как по мановению волшебной палочки, засыпали предложения от пилотов и спонсоров.
В 1984 году, выступая за рулем «Порше-956», Брун был четвертым в Ле-Мане и вторым в Монце
Аппетит приходит во время езды, и вот Вальтер решил отгрохать научно-технический центр в Швейцарии. Было построено ультрасовременное здание, в котором расположились все отделения «БрунМоторШпорт». Что касается пилотов, то Брун хотел видеть за рулем своих машин только сильнейших. Немногие «конюшни» того времени могли похвастать такой россыпью мировых звезд, которые в разное время выступали под флагом команды Вальтера Бруна. Стефан Белофф, Тьерри Бутсен, Оскар Ларраури, Ханс-Йоахим Штук, Йохен Масс. Да и сам Вальтер продолжал участвовать в гонках. Фогельзанг говорил по этому поводу: «Для меня было непостижимо, как Вальти после напряженного многодневного труда в состоянии гоняться на мощнейшем «Порше-962», которым очень тяжело управлять, и показывать результаты зачастую не хуже собственных пилотов».
Брун, помимо всего прочего, обладал мягким дружелюбным характером. Он один из очень немногих в автогоночном мире, кто не имел врагов. Соперников — да, но не врагов. Под стать своему шефу была и команда. А помните слова Вальтера «когда все в команде работает как один механизм, четко и слаженно — лишь тогда приходит успех»!
И он не заставил себя ждать — в 1986 году «Брун-МоторШпорт» стала чемпионом мира. Первенство в этой категории автоспорта в середине восьмидесятых годов практически оспаривали автомобили одной фирмы — немецкой «Порше». Остальные были не более чем статистами. И поскольку в чемпионате не участвовала заводская команда «Порше», ее прототипы использовали различные частные «конюшни». Так как автомобили были одинаковыми, на первый план выходило мастерство пилотов и расторопность механиков. Здесь-то и показали весь свой потенциал подопечные Бруна.
Но Вальтер не собирался почивать на лаврах. Если достигнута одна цель, надо идти к другой. И Брун решил сделать еще один шаг — в формулу 1. В конце следующего года он договорился с Паоло Павалелло, владельцем команды «Еврорэйсинг», за которую в Ф1 выступали автомобили «Альфа-Ромео». Вероятно, желая повторить удачный эксперимент со «Шнитцер», Брун не стал тасовать состав итальянской команды, оставив всех на своих местах. Потом последовало его амбициозное заявление: «Я не для того пришел в Королеву автоспорта, чтобы плестись в хвосте!» Но...
На этот раз фортуна отвернулась и от Бруна-менеджера. Ослепительно белые моно-посты команды «ЕвроБрун» не завоевали за весь чемпионат 1988 года ни одного очка. Девять раз О. Ларраури и С. Модена не сумели пройти квалификацию. Само по себе это не было трагедией: быстрый успех в Ф1 — исключение из правил. Хуже всего было другое. Довольно скоро выяснилось, что Брун поставил не на ту лошадь. Чутье предпринимателя обмануло его.
По сути дела итальянцы не горели желанием сделать что-нибудь путное и, в отличие от персонала «Шнитцер», который приложил максимум усилий для победы, обманули надежды Вальтера. Осознав этот горький для него факт, Брун произнес: «Формула 1 — это еще не все в жизни», дав этим понять, что день его ухода с арены «Большого цирка» не за горами. В чемпионате 1989 года команда «ЕвроБрун» потерпела полное фиаско — ее «формулы» ни разу не стартовали в розыгрышах Больших призов, так как гонщики не смогли пройти квалификацию. Правда, в том же 1989 году Вальтер предпринял последнюю попытку, приобретя всемирно известный «Брэбхэм» и став, пожалуй, единственным владельцем двух команд Ф1 сразу. Но и этот эксперимент закончился провалом.
В чем же кроется неудача шефа «ЕвроБрун»? На этот вопрос никто не сможет ответить точнее самого Вальтера: «Я всегда доверял людям, и, как правило, они платили мне тем же. Но если кто-то обманывал меня, то я больше никогда не имел с ними никаких отношений». Вероятно, если бы Брун сменил штат своей команды, нашел спонсоров, хороших конструкторов, если бы он нанял тест-пилотов, предпринял бы все усилия для воплощения своей мечты, возможно, что лет через пять он и начал бы свое восхождение в формуле 1...
Но это был как раз тот редкий случай, когда его доверие было обмануто. И Вальтер Брун предпочел покинуть мир больших призов, чем остаться среди людей, предавших его.
Источник: Журнал «АМС», №4, 1993