— Андрей, тебе тридцать три года — возраст, по нынешним меркам мотокросса, немалый. Как ты умудряешься сохранять высокую форму, почти всегда выигрывать и пока близко не подпускать к себе соперников!
— Мне повезло в том, что я появился в мотокроссе, когда он переживал у нас, не побоюсь сказать, наивысший расцвет, своего рода золотые годы. Способности у меня, безусловно, были, но думаю, не на порядок выше, чем у тех молодых ребят, которых я сейчас вижу в командах профессиональной лиги. Однако дело в том, что когда в конце семидесятых годов я попал во второй состав сборной СССР, в главной команде было целое созвездие гонщиков мирового класса: Геннадий Моисеев, Владимир Кавинов, Павел Рулев, Анатолий Бочков, братья Худяковы... Я могу назвать еще с десяток фамилий. За ними победы в личных и командных чемпионатах мира. Так что мне на тренировочных сборах, во внутренних соревнованиях было за кем тянуться, с кого брать пример. У них я многому научился — и технике езды, и отношению к делу, прежде всего тому, что в подготовке мотоциклов нет мелочей, что мечта стать высококлассным кроссменом осуществится, если отрешиться от всех соблазнов жизни. К тому же мне сравнительно недолго пришлось выступать на отечественных « ковров цах», чехословацких 43. Как члену сборной предоставили австрийский КТМ, конечно, не новый, но все равно появилась возможность шлифовать правильные приемы езды на современной машине.
— И все же твоя судьба сложилась не так, как, наверное, хотелось. Гонщиком мирового класса ты так и не стал. В прошлом году, к примеру, выезжал в Швецию на этап личного чемпионата мира в классе 250 см3 и на старт не попал, показав низкий результат в квалификационном заезде.
— Мягко сформулировано. На самом деле судьба искорежена. И не только моя. Это трагедия той волны советской школы кросса, которая по логике и своим потенциальным возможностям должна была придти на смену Моисееву, Кавинову, всем тем, кого я назвал, и продолжить их традиции. В двух словах это не объяснишь, но схема такая. Как известно, все крупные победы наших кроссменов на международных трассах связаны с мотоциклами КТМ. Причем руководство ЦК ДОСААФ СССР и Всесоюзной федерации мотоспорта главную ставку делало только на Моисеева и Кавинова. Австрийская фирма неоднократно предлагала умерить аппетиты этим организациям, стремившимся получить максимум валюты при заключении контрактов с КТМ на двух наших гонщиков. Партнеры выдвигали требование платить меньше и взамен обеспечить техникой и выступлением в чемпионатах мира нескольких молодых советских кроссменов. Выходит, австрийцы больше заботились о нашей смене, чем московские руководители мотоспорта. Меня, Морозова, Гаушиса, Крестинова, считавшихся тогда самыми перспективными гонщиками, близко не подпускали к чемпионатам мира, мы считали себя вечными участниками кубков дружбы.
— Тем не менее, в начале восьмидесятых годов вы все трое стали выезжать на чемпионаты мира.
— Но время-то было упущено. А с нас стали сразу требовать побед. К ним уже привыкли наши спортивные руководители и других результатов признавать не хотели. Ладно бы было это слышать от генералов, которые в кроссе ничего не понимали, но такую же позицию заняли деятели федерации, проведшие в спорте много лет и знавшие его законы. Выигрыши сразу возможны только в лотерее и то счастливчикам. Победить профессионалов-кроссменов с первой попытки — это, известно всем, из области фантастики. Нужно «вкатиться», приобрести опыт, как в свое время делали те же Моисеев и Кавинов. Нам такую возможность не дали. Нашему тренеру Геннадию Анатольевичу Моисееву приходилось идти в ЦК КПСС и с боем пробивать разрешение на очередной выезд команды, доказывать, что успехи придут. Но нельзя же, в самом деле, даже такому настойчивому человеку все время торчать на Старой площади, чтобы обеспечить наше нормальное участие в чемпионатах мира.
В конце концов на нас поставили крест. Хотя я, Морозов и Гаушис стали прогрессировать и на некоторых этапах занимали места в десятке лучших. Чтобы закончить эту печальную историю, приведу такой пример. Вот уже не первый год Моисеев весь спортивный сезон проводит за рубежом и участвует не только в соревнованиях ветеранов, товарищеских кроссах, но и во многих этапах личного чемпионата мира. И что поразительно: в двадцатке он всегда, а иногда и в первой десятке. Но самое поразительное — Геннадию Анатольевичу уже сорок пять лет, а чувствует себя, как в молодые годы. Вот что значит быть долгое время в гуще спортивных баталий.
— Ну хватит о печальном. Тем более ты не производишь впечатления человека, недовольного жизнью. Ледовской считается самым деловым кроссменом России. Помимо этапов профессиональной лиги, тебя можно встретить практически на всех соревнованиях страны.
— А что делать? Коль стал профессионалом, нужно с высоким профессионализмом работать. На наших этапах Ассоциации много денег не получишь. Расценки за победу в заезде — пять тысяч рублей — установили еще в девяносто первом году. Тогда это были деньги. А сейчас? В иное кафе пообедать с такой суммой идти опасно, вдруг не хватит? Поэтому мотаюсь по коммерческим кроссам, где призовые значительно больше. Не скрою, что сам иногда выступаю в роли организатора таких состязаний. Сам зарабатываю и даю возможность делать это другим.
— Если не секрет, то как ты поступаешь с теми многочисленными телевизорами, холодильниками, магнитофонами, нотой, что получаешь в качестве призов за последние годы!
— Какой же секрет? Все это в моей квартире во Владимире и на даче под Суздалем. Лишнее продаю, часто прямо после награждения, благо покупатели всегда есть. Это тоже одна из форм моего заработка, иначе квартира и дача превратились бы в склад бытовой техники. Жаль, что организаторы не очень горазды на выдумки в выборе призов. Если бы, к примеру, за победу я выиграл турпоездку в какую-нибудь интересную экзотическую страну, обязательно поехал бы, или, еще лучше, отдал жене.
— Андрей, складывается впечатление что ты склонен к перемене мест. Как говорится, рыба ищет где глубже, а Ледовской..!
— Я всю свою жизнь посвятил мотокроссу, решил стать настоящим мастером, а для этого нужны стимулы к росту. Родился в Борисоглебске Воронежской области, где под руководством тренера Юрия Васильевича Липчинского постигал азы. Ему я благодарен на всю жизнь. Но в местной секции были проблемы со спортивными мотоциклами. Поэтому принял предложение перебраться в клуб при Нововоронежской атомной электростанции Но и там я, уже будучи чемпионом СССР среди юношей, почувствовал, что варюсь в собственном соку. Думаю, естествен мой следующий шаг — переехать в спортивный клуб армии во Владимир. Выгоды очевидные: близость признанных центров мотокросса и возможность заниматься у известного спортсмена Александра Дмитриевича Яковлева. Годы, проведенные здесь, не пропали даром — шесть золотых медалей чемпионата СССР, много других побед, словом, стал таким, как я есть сейчас.
— И все же, несмотря на спортивное и бытовое благополучие, ты бросил владимирскую «Весну» и стал выступать за «Кировец» из Санкт Петербурга.
— Я предвидел скорый крах клуба «Весна». «Кировец» же — сильная и перспективная команда, ей помогает известное на всю страну производственное объединение. Не побоюсь показаться нескромным, но и мой приход укрепил «Кировец», недаром этот клуб уже не первый год сильнейший в России.
— У «Кировца» теперь новая добавка к названию — «Фонт», чем это вызвано!
— Клуб начал испытывать серьезные финансовые трудности. Насколько я понимаю, это обычное дело, когда предприятие становится акционерным. Помог случай. Побывав в родном Борисоглебске, я познакомился с руководителем местной фирмы «Фонт» (по латыни — «источник»), которая занимается строительством жилых и административных зданий. Люди там оказались молодыми, неравнодушными к спорту. Договорились быстро — мы, добавляя к своей команде название фирмы, создаем ей рекламу, а она становится нашим спонсором. И еще решили, что мотокросс в Борисоглебске должен быть возрожден. Сооружена трасса, и вот уже два года в городе проводятся кроссы с большими призовыми фондами. Так что мне пришлось окунуться в коммерческую деятельность. Рад, что помог команде, сотворил доброе для своих земляков, которые отнеслись к кроссам как к городскому празднику.
— Андрей, я тебя видел на трассах без преувеличения больше сотни раз. На сегодняшний день ты, безусловно, сильнейший в России. Как правило, победа тебе обеспечена заранее. И все же стараешься даже ближайших преследователей обойти на круг. Зачем это надо!
— Соревнование для меня — это еще и тренировка, способ поддерживать наивысшую спортивную форму. А какая же тренировка без полной отдачи сил? Тогда я быстро сойду в середнячки. И еще. Никак не могу привыкнуть к новой системе кроссов. Старая предусматривала два заезда по сорок минут плюс два круга каждый. Финишировал, как выжатый лимон. Теперь заезд длится всего двадцать минут Судьи дают тебе отмашку: все, мол, уезжай в закрытый парк, а сил еще полно. Вот стараюсь и на такой спринтерской дистанции больше попотеть.
— А не скучно без киевлянина Александра Морозова, который неизменно составлял тебе острейшую конкуренцию!
— Дело в конце концов не в нас, хотя мы в жизни большие друзья, любили соревноваться между собой и, выходя на старт, никто из нас не знал, кто победит. Странное решение Федерации мотоспорта Украины, смахивающее скорее на политический акт,— запретить своим мотоциклистам соревноваться с гонщиками стран СНГ, в том числе и с российскими, нанесло ощутимый удар бывшему советскому спорту и зрителям тоже. Я понял бы это решение, если бы украинский мотокросс находился на подъеме, если заранее были установлены связи со спортсменами дальнего зарубежья. Ничего этого нет. Налицо искусственная изоляция, которая только усугубит положение дел в украинском кроссе, ведь Саше у себя в республике не с кем соревноваться. А что касается нас с ним, то наблюдалась любопытная тенденция: в обычных кроссах, по-моему, чаще побеждал я, а в коммерческих, где разыгрывались ценные призы,— Морозов.
— Но, как показал нынешний сезон, у тебя появились достойные соперники и среди российских спортсменов, например Вячеслав Дементьев, который выиграл все три заезда на первом этапе чемпионата среди профессиональных команд.
— Пока, к сожалению, это только эпизоды. Слава, безусловно, талантливый гонщик. Ему всего двадцать один год, и он мог без проблем стать чемпионом среди юниоров. Но перешел во взрослую группу, решив дать бой мне. Такая позиция заслуживает уважения. Однако тот же Дементьев и многие другие мои потенциальные молодые соперники подготовлены физически неважно. Поэтому ждать неприятностей от них можно только на легких скоростных трассах. Моя же стихия — тяжелые, грязные или песчаные. Здесь требуются высокая техника езды, доведенные до автоматизма приемы вождения, скоростная выносливость. Но соперникам я рад, в них залог прогресса российского мотокросса. Сам же даю обещание — уйду из спорта, когда начну проигрывать.
— Познакомь, пожалуйста, со своей семьёй.
— Тут у меня все в порядке. Жена Людмила — учительница музыки — и все заботы по воспитанию дочери Наташи и сына Миши, а также обустройству быта взяла на себя. Она понимает мою профессию, так что домашние тылы у меня надежные, беспокоиться не о чем, пока большую часть года мотаюсь по соревнованиям Миша проявляет явный интерес к мотокроссу. Но я не тороплю события. Стараюсь внушить ему, что мотокросс — это не сплошные аплодисменты зрителей, а тяжелая и опасная работа. Я, к примеру, потерял счет травмам. Весь нынешний сезон езжу со стальным штырем в кисти руки после перелома. Его должны были вытащить еще весной, но времени не хватает. Сделаю операцию после окончания чемпионата.
- И все же рано или поздно уход из спорта неизбежен. Ты задумывался о будущем?
— Мечтаю работать тренером с мальчишками, передавать им свой опыт. Я и сейчас на этапах чемпионата помогаю советами тем юнцам, которых считаю будущими незаурядными мастерами. В идеале вижу создание молодежного центра по подготовке молодых кроссменов. В Борисоглебске, например, на моей родине. А почему бы и нет? Поддержка там мне обеспечена.
Источник: Журнал «АМС», №12, 1993