Спортивная биография Фридрихса — сплошное исключение из правил. В ГДР, где он родился, мотокросс был в пасынках. Из всех мотодиклетных дисциплин предпочтение в республике отдавалось эндуро: отечественные машины MZ показывали в международных шестидневных соревнованиях отличные результаты, и их охотно покупали во многих странах. Пауль, выросший в крестьянской усадьбе округа Штральзунд, с детства готовился к профессии механика сельскохозяйственных машин. Поскольку и мотоцикл ему был не в диковинку, изредка тренировался на кроссовой трассе. В отсутствии сильных конкурентов он стал даже северонемецким чемпионом.
И тут ему неожиданно повезло: его пригласили в полицейский спортклуб «Динамо» в Эрфурте, где занимались в основном мастера эндуро. С неохотой покидал родную усадьбу юный Пауль. Тогда он еще не знал, что, будучи «необработанным алмазом», поступает в школу, где лучшим образом шлифуются природные таланты.
Тогда во многих странах, в том числе и в СССР, шла горячая дискуссия среди специалистов о целесообразности общефизической подготовки мотокроссменов. Большинство склонялось к мнению — настоящего мастера можно воспитать только благодаря постоянным тренировкам на мотоцикле. Счастье П. Фридрихса в том, что он, один из немногих представителей моторных видов спорта ГДР, испытал на себе методику тренировок, разработанных для олимпийцев. По утрам легкоатлетический кросс, затем занятия в зале вместе со штангистами, после обеденного сна езда на мотоцикле.
И так с понедельника до пятницы при любой погоде и под постоянным контролем со стороны тренера. «Такая методика давала удивительно быстрые результаты, — вспоминает Фридрихе. — Каждое утро, когда я еще лежал в постели, врач измерял мой пульс: чаще всего фиксировалось 42 удара в минуту — абсолютная вершина для натренированного организма».
Свой путь в мотокроссе Пауль начинал с MZ, а также с чехословацких ЭСО и ЯВА. Но эти машины не приносили ему успехов. В 1964 году руководство динамовского клуба закупило для Фридрихса ЧЗ-360 последней модели. И результаты не заставили себя долго ждать. Уже в следующем сезоне он второй на личном чемпионате мира в классе машин 500 см3 после знаменитого англичанина Джеффа Смита (БСА), но зато впереди киевлянина Игоря Григорьева (43), уже третий год выступавшего в мировых первенствах. А потом последовала беспроигрышная серия выступлений немецкого гонщика: в 1966—1968 годах ему не было равных на «пятисотках». Самое удивительное в том, что Пауль в этих сезонах сокрушил, казалось непобедимых соперников по «королевскому» классу машин — того же Смита, шведов Рольфа Тибблина, Стена Лундина, Бента Аберга, англичанина Джона Бэнкса.
Шли годы, по-прежнему Фридрихе ниже четвертого места не опускался. Но было ясно, что 43 изживает себя, ведущие гонщики стали пересаживаться на «Сузуки», наступала эра японских машин в мотокроссе. Конечно, Пауль одним из первых получил предложение заключить контракт с «Сузуки» с выплатой ему одного миллиона марок ФРГ за сезон. Но федерация мотоспорта ГДР от переговоров решительно отказалась. «Предложение было настолько заманчивым,— вспоминает П. Фридрихе,— что невольно возникала мысль остаться после очередного выезда на чемпионат в какой-нибудь западной стране, хотя бы в той же ФРГ. Я не сделал этого, поскольку понимал, какие последствия ждут мою семью».
Паулю ничего не оставалось иного, как выступать на ЧЗ. И снова удивительное дело: он неизменно оказывался среди сильнейших на чемпионатах. Но долго так продолжаться не могло: взмах финишного флажка на трассе последнего этапа мирового первенства 1972 года в Люксембурге подвел итог в спортивной карьере 32-летнего Фридрихса. Он ушел достойно — со второй серебряной медалью, проиграв только легендарному бельгийцу Роже де Костеру («Сузуки»), впоследствии пятикратному чемпиону мира. Пауль вместе с чехословацким гонщиком Ярославом Фальтой (класс 250 см3) дольше всех продержались в стане призеров мировых первенств, выступая на ЧЗ.
«С Паулем Фогдрихсом мне не довелось встречаться в личных мировых первенствах, — рассказывает наш первый чемпион мира Виктор Арбеков,— поскольку мы выступали в разных классах. Но много раз виделись на командных «Кроссах наций». Не скажу, что нас связывала крепкая дружба, мы просто симпатизировала друг другу, да и стиль езды у Пауля и у меня был схож. Атлетичный, выносливый, он «печатал» круги на предельной скорости. Таких нагрузок его машина часто не выдерживала. Фридрихе вынужден был слишком рано покинуть мотоспорт — кроме первых мест, других он не признавал. В этом я еще раз убедился совсем недавно, когда мы с ним вновь встретились на кроссе ветеранов в городе Апольде. Пауль с блеском выиграл свои заезды в классе 125 см3 на «Сузуки», хотя не сидел в седле спортивного мотоцикла почти шестнадцать лет».
Все последующие годы после ухода из мотоспорта прошли для Фридрихса в поисках нового места в жизни. Какие только профессии он не менял. С объединением Германии имеет теперь родовое имение, где родился и вырос, собирается стать владельцем или арендатором бензоколонки в Эрфурте. В свободное время вспомнил и о давней страсти — охоте. Теперь в его доме к многочисленным спортивным трофеям — медалям, кубкам прибавились новые, охотничьи: около ста рогов оленей и горных козлов украшают стены комнат. Горы Тюрингии стали для 53-летнего Пауля Фридрихса вторым домом.
Источник: Журнал «АМС», №5, 1993