Рон Деннис (менеджер «Мак-Ларена»):
1. Айртон Сенна. Тонкое чутье, величайшая концентрация, природный талант, невероятная жажда победы.
2. Хуан-Мануэль Фанхио. Пять чемпионских титулов говорят сами за себя.
3. Джим Кларк. Не было гонщика талантливее его.
4. Ален Прост. Не самый быстрый, но зато самый аккуратный водитель. Пилот, почти не способный ошибаться.
5. Ники Лауда. Чемпионский титул после двух лет «каникул» — признак высочайшего класса.
6. Джеки Стюарт. Один из самых хладнокровных гонщиков. В наивысшей степени его мастерство проявлялось, когда его атаковали.
7. Жиль Вильнев. Наблюдая его езду, я получал истинное наслаждение. Огромный талант и такая короткая жизнь.
8. Альберто Аскари. Быстрый и необычайно работоспособный водитель. Два чемпионских титула всего за пять сезонов.
9. Йохен Риндт. Один из самых быстрых пилотов, которых я видел.
10. Нельсон Пике. Не самый совершенный, не самый талантливый. Но ведь он трижды был чемпионом мира! К тому же мне импонирует его подход к жизни и к гонке.
Алан Хенри (спортивный журналист, «Гардиан»):
1. Джим Кларк. Одаренность гения. Любимое дитя 60-х.
2. Хуан-Мануэль Фанхио. Человек, который будучи в нужной машине в нужное время мог бы научить кое-чему самого Проста.
3. Айртон Сенна. Сверхумный. Его пугающее совершенство сочетается с высокой концентрацией усилий.
4. Стерлинг Мосс. Возможно, самый многосторонний исполнитель и профессионал самой высшей пробы.
5. Жиль Вильнев. Ослепительная звезда. Всю свою короткую карьеру он заставлял лучшие машины творить чудеса.
6. Ален Прост. Проницательный. умный, ловкий, талантливый. Вероятно, никто никогда не был более осторожным за рулем гоночного автомобиля.
7. Джеки Стюарт. Помимо блестящих водительских качеств, войдет в историю как один из тех, кто сделал больше всех для безопасной™ гонок.
8. Ники Лауда. В его необычайно бойцовской манере на первом месте стоят опыт и прагматизм.
9. Рони Петерсон. Мягкий человек с буйной манерой и неукротимым темпераментом за рулем.
10. Марио Андретти. Король дороги. Никто и никогда не мог сравниться с ним в удивительном сочетании скорости и стиля.
Кристиан Даннер (экс-пилот формулы 1):
Я хотел бы оценить только тех, кого видел сам. Поэтому 50-60-е годы выпали из моей классификации. Кроме того, я убежден, что прежде было гораздо легче управлять автомобилем Ф1.
1. Айртон Сенна. Просто лучший!
2. Ники Лауда. Человек с железной волей, он совершил настоящую революцию в автогонках — подход австрийца в Ф1 был чем-то совершенно новым.
3. Ален Прост. Такой надежный!
4. Карлос Рейтеманн. Удивительный — элегантный и мягкий — стиль вождения.
5. Эмерсон Фиттипальди. Две успешные карьеры — в Ф1 и «Индикар» — как две жизни.
6. Денис Хьюм. Замечательный парень. Особенно с человеческой стороны.
7. Йохен Риндт. Очень сильная личность.
8. Джеки Стюарт. Высокий профессионал Он был из тех, кто установил новые ориентиры в автогонках.
9. Рони Петерсон. Абсолютный природный талант, он был невероятно быстрым.
10. Йозеф Зифферт. Это мой кумир.
Джо Сейуард (журналист, «Автоспорт») не стал расставлять пилотов по ступенькам: Тацио Нуволари. Я думаю, мы слишком превозносим послевоенных пилотов. Они были быстрыми в быстрых машинах. Нуволари мог делать невозможное в любом автомобиле.
Акиле Варци. Он был льдом в пламени Нуволари. И лишь он один мог конкурировать с ним в одинаковых автомобилях.
Ги Молль. Сам Энцо Феррари ставил француза рядом с Нуволари.
Хуан-Мануэль Фанхио. Пять чемпионских титулов в разных машинах — это рекорд. Стерлинг Мосс. Легендарный талант.
Джим Кларк. Разносторонне одаренный водитель, пользовавшийся всеобщей любовью и уважением.
Жиль Вильнев. У него было все, что должен иметь гонщик Он вдохновлял целое поколение.
Ален Прост. Банально хвалить Проста, но никакого сомнения — он в высшей лиге. Айртон Сенна. Я благодарю судьбу, что мне довелось увидеть его за рулем. Есть какое-то колдовство в том, как он управляет гоночной машиной.
Стефан Беллоф. Как можно пропустить Стюарта и Лауду и включить Беллофа7 Это эмоциональный выбор. Его талант покорил меня в Монако в 1984 году.
Джеки Стюарт (трехкратный чемпион мира) не стал расставлять пилотов по ранжиру и комментировать свой выбор:
Альберто Аскари
Джек Брэбхэм
Джим Кларк
Хуан-Мануэль Фанхио
Ники Лауда
Найджел Мэнселл
Нельсон Пике
Ален Прост
Айртон Сенна
Точно так же поступил Стерлинг Мосс (четырехкратный вице-чемпион мира):
Альберто Аскари
Тони Брукс
Рудольф Караччиола
Джим Кларк
Хуан-Мануэль Фанхио
Тацио Нуволари
Ален Прост
Бернд Роземайер
Айртон Сенна
Джеки Стюарт
Ники Лауда (трехкратный чемпион мира) назвал лишь пятерых, каждый из которых, по его мнению, представляет собою эпоху в автогонках:
Хуан-Мануэль Фанхио
Джим Кларк
Джеки Стюарт
Ален Прост
Айртон Сенна
Кейо Росберг (чемпион мира):
1. Джим Кларк
2. Айртон Сенна
3. Хуан-Мануэль Фанхио
4. Джеки Стюарт
5. Йохен Риндт
6. Ники Лауда
7. Ален Прост
8. Нельсон Пнке 9 Грэм Хилл
10. Рони Петерсон
Ольга Линде (журналист, «Спорт-Экспресс»):
Здесь нет великих теней прошлого, потому что для меня имеет цену лишь то, что я могу потрогать своими руками, увидеть глазами, то, чему я свидетель и современник.
1. Ален Прост. Если бы можно было поделить первенство. я бы поделила между Простом и Сенной. Прост все-таки первый, хотя бы потому. что ушел неразгаданным, ни разу до конца не раскрыв своих возможностей.
2. Айртон Сенна. Если Прост — человек с двойным дном, то Сенна пользуется своим талантом щедро, в открытую, ничего не утаивая, и в гонках вычерпывает себя до дна.
3. Нельсон Пике. Пилот (и чемпион) милостью Божьей, и кто знает, где был бы в итоге неуемный бразилец, имей он характер попроще и построже.
4. Найджел Мэнселл.
5. Михаэль Шумахер.
6. Мика Хаккинен.
7. ЖанАлези.
8. Герхард Бергер.
Эти пятеро — олицетворение гоночной стихии, того, что больше всего сводит с ума толпу (исключая, быть может, частично лишь Хаккинена), ревнивые последователи блистательного безумца Вильнева. Но Мэнселл возглавляет эту плеяду нынешних сумасшедших потому, что он уже состоялся. Остальные же (и Бергер не исключение) — пока только эскизы к самим себе.
9. Рубенс Барричелло. В этом списке априори, он тоже пока — только намек на возможное светлое будущее.
10. Деймон Хилл. Возможно, он должен был бы быть в этой иерархии много выше, но нет все-таки уверенности, что он — это он, а не «Вильямс».
Александр Мельник («А М С-Автомотоспорт»):
1. Джим Кларк. Если Бы он ездил только для того, чтобы быть первым и переходил для этого из команды в команду, как это делали Фанхио, Сенна, Прост, то ни бразилец, ни француз, никогда не сумели бы приблизиться к тем рекордам. которые Джим установил. Правда, тогда он уже не был бы Кларком...
2. Айртон Сенна. Водитель номер один.
3. Хуан-Мануэль Фанхио. Ум. сила воли, водительское мастерство
4. Ален Прост. Мудрейший тактик. И настоящий индеец к тому же — никогда не наступал дважды на одни и те же грабли. Ездит всегда ровно настолько, насколько нужно для победы Не меньше, но и не больше
5. Джеки Стюарт. Удивительная манера езды — мягкая, неброская. Казалось, он едет медленней других, но приезжает первым!
6. Бернд Роземайер. Гонщик Божьей милостью.
7. Ники Лауда. Человек, сумевший побороть в самом себе безоглядного сумасшедшего и ездивший с тех пор только «головой».
8. Тацио Нуволари. Редчай -шее сочетание бесстрашия и осторожности.
9. Нельсон Пике. У этого пилота были едва ли не все вышеперечисленные качества. Единственное, чего ему немного не хватало - искры Божьей.
10. Альберто Аскари. За всю свою жизнь он совершил од-ну-единственную ошибку. И она оказалась роковой.
Лев Шугуров (журналист, «За рулем») отнесся к вопросу с присущей ему дотошностью аналитика:
Для определения лучшего гонщика планеты я решил оперировать не эмоциями, а совершенно конкретными критериями Их можно выразить цифрами (оценка — 1 очко) и, суммировав, получить определенные показатели, которые и распределяют спортсменов в десятке сильнейших.
1. Выигрыш чемпионатов мира или чемпионатов Европы одно очко за победу в каждом из них.
2. КПД, то есть количество побед на этапах первенств, отнесенное к количеству стартов.
3. Новаторский стиль управления автомобилем.
4. Наибольшее количество стартов на этапах первенств (по одному очку каждому из пяти лучших)
5. Успешные выступления на гоночных автомобилях с двигателями мощностью 500 л.с. и более.
6. Способность побеждать в заведомо невыигрышных условиях: устаревший или безусловно неконкурентоспособный автомобиль, туман, дождь.
7. Победы при 20 и более стартующих.
8. Расчетливый тактик.
9. Личная отвага и стремление одержать победу любой ценой.
10. Выдающиеся способности, одаренность.
11. Высокая самоотдача, исключительная концентрация.
12. Выступления в соревнованиях в течение двадцати и более лет.
13. Старты на автомобилях десяти или более марок.
14. Победы в других видах ав тогонок: ралли, кроссах, гонках спортивных машин, картинге.
15. Умение сохранять машину работоспособной до финиша.
Айртон Сенна — 11,26 очка.
Жесткий боец, полностью отдающий себя борьбе. Безупречно поддерживает баланс между тяговым усилием и силой сцепления шин с дорогой в дождь, почти инстинктивное чувство движения на пределе сцепления.
Хуан-Мануэль Фанхио — 10,47
Высокое тактическое мышление, тонко чувствует возможности автомобиля и в то же время одарен искусством сохранять его боеспособным до финиша. Отличался умением прогнозировать шансы «конюшен» и безошибочно совершать переходы.
Ален Прост — 10,25.
Расчетливый психолог. Высокое тактическое искусство и глубокие познания водителя-исследователя. Легко ориентируется в густой «толпе» соперников на трассе и буквально «кожей» чувствует дистанцию при маневре.
Ники Лауда — 9,15.
Редчайшее сочетание воли. концентрации внимания и холодного расчета. Инициатор «бесстрастно-компьютер ного» стиля ведения гонки. Аналитический ум позволяет не только делать объектив ный анализ своих ошибок, но и беспощадно использовать промахи соперников.
Джек Брэбхэм — 9,11.
Гонщик с редким даром водителя-испытателя. Спокойный. неэмоциональный, хороший психолог и очень опасный в тактической борьбе Непревзойденный инженер-доводчик, механик, токарь.
Тацио Нуволари — 9,0.
Самый выдающийся гонщик довоенного поколения. Побеждал на заведомо неконкурентоспособных машинах, в дождь и туман. Основоположник нового стиля езды с заносом всех четырех колес, управлял рулем вытянутыми руками. Божественное ощущение баланса автомобиля во все отношениях: сцепление с дорогой, сочетание увода передних и задних колес, нагрузки и долговечности машины.
Стерлинг Мосс — 8,24.
Блистательный гонщик громадного таланта. Всегда выступал на машинах, технические возможности которых были ниже, чем у лидеров. В совершенстве владел техникой езды с управляемым заносом всех колес. Легко адаптировался к любому автомобилю, но выступал только на машинах английских марок.
Джим Кларк — 7,35.
Один из величайших гонщиков, выделявшийся филигранной техникой управления автомобилем. Выступал исключительно на автомобилях «Лотос». Ездил с высокой концентрацией внимания, самозабвенно и, казалось, был живой деталью органически включенной в конструкцию «Лотоса».
Рудольф Караччиола — 7,3.
Очень стабильный по результатам, проживший 30-летнюю спортивную карьеру. В Европе он выиграл почти все гонки на Большой приз хотя бы по разу. Безупречно управлял автомобилем в дождь и туман и уверенно сохранял контроль над автомобилем с 600-сильными моторами и плохими характеристиками управляемости.
Джеки Стюарт — 7,27.
Изящный, аристократический стиль езды, точное (с разбросом не более 0,1 с), прохождение кругов. Безграничная воля к победе, бескомпромиссность. Известен как последовательный борец за повышение безопасности а в кругу коллег как очень обаятельный человек.
Выводов, мы делать не будем. Каждый из специалистов, впрочем, как и вы сими, вправе иметь собственное мнение о силе каждого из пилотов, но объективную оценку все равно дать невозможно — никогда не удастся им выйти на трассу вместе...
Источник: Журнал «АМС», №4, 1994