Есть в английском языке такое понятие "селф чэйд мен" — человек, сделавший себя сам. Это про Сергея. Не было у него ни антрепренера, ни своих людей в ЦАМКе и Федерации, зато было огромное желание испытать себя в серьезных гонках.
Думаю, немало нашлось шутников, готовых поднять на смех Исакова, когда тот рассылал во все команды, участвующие в Евросерии, письма с предложениями своих услуг в качестве пилота. Дальше все было как в сказке. Скептики оказались посрамлены: согласием ответили две "конюшни"— голландская и английская. Они готовы были предоставить Сергею автомобиль, понятно, не задаром.
Теперь настал черед Исакова выбирать. Он запросил условия. "Англо-Юропиен Моторспорт" назвала цену за "формулу" почти вдвое меньше. Но и это оказались весьма приличные деньги. Кинулся Сергей искать спонсоров. Откликнулись двое. Но машину его украшает пока только логотип поволжской страховой компании "Утес". Другой меценат денег дал, но в рекламе не нуждается. Словом, кроме "Утеса" на "Рейнарде" тольяттинского гонщика сплошные вопросительные знаки: на бортах, антикрыльях, носу...
Когда спонсоры перевели деньги, тогда только хозяин команды, Кен Стенфорд купил Сергею "формулу". Собрана она была неряшливо — как в свое время "Эстонии", но русский гонщик — он и спорсмен, и механик, и инженер, и кто угодно, если нужда заставит.
А нужда заставляла многое. Сергей ездил с командой, помогал как мог. На гостиницу, увы, средств не хватало — спал в фургоне. Хозяин команды кормил только раз в день — обедом, когда все, усевшись за стол, обменивались мнениями. Завтрак и ужин — личная проблема каждого, как и новые покрышки на тренировку, шлем комбинезон и множество других "еще".
Главной трудностью на первых порах был языковой барьер. Память сберегла со школьных времен "гуд афтенун" да "хау ду ю ду", а тут поди объясни, что "двигатель прихватывает" или "при подаче газа проявляется избыточная поворачиваемостъ". Как бы то ни было, Сергей освоил язык. Пришла машина, присиделся к ней, взял первый старт.
Дебют Исакова состоялся в Имоле во время проведения этапа формулы 1. Гонки на машинах "Опель-Лотос" играют здесь роль своеобразной увертюры перед основным действием спектакля. В Италии Исаков ехал осторожно, особой инициативы не проявлял, хотя боролся с аутсайдерами, и прибыл на финиш девятнадцатым, имея 21-е место на старте. Кен просиял, видно, поняв, что гонщик, чья машина сплошь украшена вопросительными знаками, вовсе ие безнадежен.
Кстати, в формуле "Опель-Лотос" не так просто ездить. Машины — одинаковые по конструкции и в значительной степени — по возможностям. Поэтому гонщики после старта несколько кругов "валят гурьбой", и в одну секунду позади лидера частенько укладываются 4—5 человек. Во всяком случае на тренировке в Имоле голландец Том Коронель прошел одни круг за 1 минуту 50,897 секунды, а гонщик с шестым временем показал результат 1:51,814. Вот и пробейся в передовые ряды. А для сравнения — время Коронеля хуже результата 25-го участника "Гран-при Сандрино" на... 22,754 секунды!
Чего добился Исаков - приехал девятнаднатым1 Эка невидаль. Козанков и Пильве в 1991-м выступали в Англии на трех этапах национального чемпионата формулы 3, и результаты повыше. Потом ведь и Потехин стартовал на своей "формуле 1600" в ФРГ. Да мало ли случаев — недавно москвич Александр Нестеров побывал в США. Он проходил там испытания в формуле "Атлантик".
И все они в той или иной степени, как и Исаков, осознали, что им недостает двух важных элементов, без которых в настоящем автомобильном спорте никуда. Первый — это деньги. Но на бартер "деньги — рекламная наклейка на машине" спонсоры идут без энтузиазма. Разглядеть в никому не известном парне нового Проста или Шумахера тяжело. Вот если бы кто-нибудь помог это сделать или убедительно доказал, что вот этот блондин, чье имя спонсор не в состоянии даже выговорить, лет через пять станет чемпионом мира. И тогда со временем все поймут, что сигаретный король Такой-то или фабрикант фотокамер Вон тот шестым чувством утаили в нем будущую звезду и изо всех сил стали меценатствовать только по этой причине.
И вот тут мы подходим ко второму необходимому элементу, который называется "промоушн" (продвижение). За начинающим гонщиком должна стоять персона, которая направляла бы запросы в гоночные команды, формировала его имидж, доказывала владельцам "конюшен" и спонсорам, сколь гениален и перспективен ее подопечный. Словом, всегда нужен антрепренер, менеджер, распорядитель — называйте его, как хотите, — тот, кто постоянно продвигал бы гонщика. Так было и так есть.
И все-таки Исаков совершил прорыв. Не девятнадцатым местом, занятым в Имоле. А тем, что познал изнутри западный гоночный мир, смог на себе ощутить работу его механизма.
Сергей показал себя человеком нового времени, который проявил инициативу, пошел на риск и, хотя не добился видных результатов в спорте, познал структуру, нам доселе плохо известную.
Наверное, в будущем еще не один россиянин попробует пойти по пути Исакова. Плохо, если он окажется без мудрого и делового антрепренера. Гонкь — это ведь тоже рынок, сложный и специфический, все еще малопонятный для нас.
Источник: Журнал «АМС», №8, 1994