Николаем Нищенко я встречался в прошлом году дважды. Первый раз — в Саранске, на финале личного чемпионата мира по ледовому спидвею, куда Николай, кстати, не двукратный, а четырехкратный победитель мировых первенств, учитывая его победы в командных соревнованиях, был приглашен организаторами в качестве почетного гостя.
После вручения на торжественном открытии чемпионата памятного подарка Николай не отправился на трибуну наблюдать со стороны за выступлением своих товарищей из сборной команды России, а переодевшись в комбинезон механика, стал помогать им в закрытом парке готовиться к заездам.
Здесь я и разговорился с Николаем. Тогда он посетовал, что в отборочных соревнованиях получил травму по вине зарубежного соперника, иначе в Саранске обязательно стал бы чемпионом, поскольку спустя два года снова находится в отличной спортивной форме.
Николай прокомментировал по моей просьбе несколько заездов, и я убедился, как тонко и безошибочно этот знаменитый спортсмен предугадывает и прогнозирует исход любой ситуации на дорожке.
О Ролофе Тайсе и предстоящей помолвке с его дочерью Нищенко мне ничего не сказал. Я узнал эту новость от Тайса, моего давнишнего знакомого, тут же, в закрытом парке. Причем сообщил он ее с нескрываемой радостью и даже гордостью за предстоящее родство.
Вторая наша встреча с Николаем произошла в голландском Ассене, кстати родном городе Ролофа, на командном чемпионате мира. Нищенко не включили в состав нашей сборной, и, имея приглашение от своего будущего тестя, он с большими приключениями все же прилетел в последний день соревнований в Брюссель, где его встретила и привезла на трек невеста Александра. После дружеских рукопожатий со всеми участниками первенства он, скинув фирменную тайсовскую синюю куртку, стал помогать готовить мотоциклы не голландским спортсменам, как все ожидали, а нашим ребятам. И затем радовался их победе не меньше, чем своей.
Однажды, проезжая на автобусе по центральной улице Ассена, где расположены магазины Тайса, торгующие автомобилями, мотоциклами и спортивными костюмами, кто-то пошутил: «Теперь все это Колино». В ответ — дружный смех. Мы, хорошо знающие этого скромного, даже застенчивого человека с очень трудной судьбой, никак не могли связать его облик с образом преуспевающего бизнесмена.
Он еще в детстве поставил перед собой цель — стать выдающимся спортсменом, шел к ней неуклонно, несмотря на преграды и обиды. Но даже в 34 года, незадолго до своей гибели, имея уже солидную коллекцию наград различного достоинства, фанатично верил в свою счастливую звезду, которая должна была принести ему еще немало побед на ледяной дорожке.
Спортивная биография Николая Нищенко типична практически для всех знаменитых мотоспортсменов последних трех десятилетий. Трудное детство, ранняя привязанность к мотоциклу, приход в секцию, где в лучшем случае дают машину-развалюху. А дальше — испытание на верность и упорство: в соревнованиях участвовать ни-ни, а только мыть полы и мотоциклы, если повезет — быть механиком. Все это прошел Николай в своем родном Улан-Удэ. Ему пришлось трудней, чем многим, поскольку в детстве у него долго не было признаков речи. Думали, это наследственное: ведь отец и мать Коли немые. Он внезапно заговорил лишь в двенадцать лет.
Когда настала пора идти в армию, Николай с большим трудом добился службы в Забайкальском военном округе с тайной мечтой быть переведенным в Читинский спортивный клуб Армии, известный своими ледовиками. После долгой бомбардировки письмами командования округа оказался наконец в желанном клубе. Здесь пришли к нему первые серьезные успехи. Нищенко стал чемпионом СССР. И тут люди в погонах, радеющие за чистоту рядов армии, вспомнили грехи его молодости. Да, были у Николая в детстве «разборки» на улице с враждующими группами подростков, приводы в милицию.
Сам он об этом начал было забывать, но напомнили люди, читающие его личное дело. Словом, в характеристике на включение в сборную команду страны и выезды за рубеж ему упорно отказывали.
Нищенко уже было тридцать, и все чаще думалось, что с мечтой быть первым в ледовом спидвее придется расстаться. Оставался один шанс — выиграть чемпионат мира 1989 года, который проходил дома, в Алма-Ате. И Нищенко добился своего. Теперь чинить преграды новому чемпиону было как-то неудобно, к тому же через несколько месяцев Николай был переведен в Москву в прославленную мотокоманду ЦСКА.
Получив сообщение РИА о трагедии в Херенвене, я побывал в этом коллективе, разговаривал с его руководителем Ефимовым, известными спортсменами Александром Московкой, Николаем Худяковым, с которыми Нищенко дружил: Невероятно, но факт: заслуженный мастер спорта, трехкратный чемпион СССР, один из самых именитых мастеров мирового ледового спидвея все эти четыре года ютился в столице по углам, часто ночевал у знакомых и друзей. В Ассене он жил бы в шикарных условиях, но почти все лето предпочел провести в Москве. И очень обрадовался, когда перед самым отъездом в Голландию узнал, что включен в приказ Спорткомитета Министерства обороны на получение квартиры. Гражданство Нидерландов принимать не собирался. Так что очень проблематично, что Николай Нищенко видел себя преемником в финансовых делах будущего тестя Ролофа Тайса. К этой роли давно уже приобщилась дочь Александра.
Логично предположить, зная спортивную одержимость и характер Николая, другую версию. Скоро Ассен станет самым притягательным местом для мастеров спидвея. Помимо отличного трека с искусственной ледяной дорожкой, которая может функционировать круглый год, здесь заканчивается строительство уникального бассейна с названием «Тропический рай». Представляете, посоревновавшись на льду, гонщики через несколько десятков метров словно оказываются в другой части света: пальмы, настоящая морская вода с волной и шумом прибоя, теплый песчаный пляж, искусственное тропическое солнце. Отбоя от желающих провести здесь соревнования не будет. Николай же знал толк в организации гонок, подготовке спортсменов к ним. Здесь он, безусловно, был бы незаменимым помощником своего будущего тестя и сам с успехом мог бы готовиться к ледовым баталиям. Из спорта, повторяю, он уходить не собирался, из сборной России тоже.
Нищенко очень торопился с отъездом в сентябре в Голландию. Николай не раз говорил, что нужно как можно раньше начать тренировки на льду Ассена: ведь в будущем 1994 году он обязан стать чемпионом.
Увы, счастливая звезда на этот раз изменила гонщику. Причем при весьма загадочных обстоятельствах. Их не прояснили и телефонные разговоры со спортивными деятелями Ассена. Известно только, что Николай по собственному желанию или по просьбе организаторов выставки совершал в общем-то несложный для любого мастера трюк — езду на заднем колесе. Однако то ли прямая стадиона оказалась короткой, то ли заклинило дроссель карбюратора (а у трекового мотоцикла тормозов нет), но наш гонщик не опустил машину на переднее колесо и не вписался в поворот. Николай предпринял последнюю попытку спастись: он упал, но бетонный барьер без мешков из соломы был рядом. Смерть от перелома шейных позвонков наступила мгновенно.
Николай Владимирович Нищенко похоронен в Улан-Удэ. Это тяжелейшая утрата для российского мотоспорта и одновременно еще одно напоминание о том, что спидвей не терпит бесшабашного отношения к себе ни со стороны тех, кто выходит на дорожку трека, ни тех, кто по долгу своему обязан предусмотреть все меры безопасности.
Источник: Журнал «АМС», №1, 1994