И он появился Первое сражение Ален Прост выиграл в 20 лет. В 1975 году экс-чемпион Европы по картингу закончил школу пилотов "Энфилд" с "золотой медалью", получив в награду Кубок ЭЛФ. В следующем сезоне, победив в 12 из 13 этапов, Ален стал чемпионом Франции в формуле "Рено". Так у кудрявого горбоносого малыша появился "свой Тулон". Впрочем, с Наполеоном его пока еще никто не сравнивал.
"Европейскую кампанию" Прост начал в 1979 году. Его соперники по формуле 3 были разбиты в пух и прах: на "Мартини-Мк 27-Рено" Ален выиграл 7 из 11 этапов чемпионата Европы. Такая результативность не могла не привлечь внимания менеджеров формулы 1, и в 1980 году Прост получил приглашение из "Мак-Ларена" Первая гонка — первое очко, вторая — еще два! И хотя тренировка третьего Гран-при закончилась аварией и переломом руки, уже к середине сезона стало ясно — в формуле появился отличный пилот. Быстрее всех это сообразили в "Рено", уведя 25-летнего вундеркинда из-под носа только что появившегося в "Мак-Ларене" Рона Денниса.
И уже в чемпионате мира-81, во втором своем сезоне Прост стал одним из претендентов на титул. За три года Ален принес французской команде девять побед, десять "поул-позишн" и титул вице-чемпиона мира... И получил за это от своих хозяев репутацию капризной звезды, требовательность которой никак не отвечает ее возможностям. Короче — "маленький Наполеон".
Прост не на шутку обиделся, чем немедленно воспользовался Деннис. Именно в "Мак-Ларене" в 1985 году Ален стал чемпионом мира, а в следующем — повторил свой успех. До него отстоять титул удавалось только великанам прошлого — Аскари, Фанхио, Брэбхэму.
Не останавливаясь на достигнутом, Прост бил один рекорд за другим и 20 сентября 1987 года стал лучшим в истории формулы 1 пилотом — на его счету теперь было 28 побед. Принято считать, что победное шествие "маленького Наполеона" остановил в 1988 году "бразильский волшебник". Но с таким же успехом можно полагать, что верх над Простом взяла тогдашняя система подсчета очков. Набрав их на 11 больше, Ален остался на втором месте. Уже через год француз взял реванш, нажив в лице бразильца смертельного врага. Обстановка настолько накалилась, что Прост, которому уже не приходилось доказывать свое превосходство, решил перейти в "Феррари".
Одержав в 1990 году пять побед, он последний разв истории "конюшни" из Маранелло принес ей вице-чемпионское звание в личном и командном зачетах. А если бы не "силовой прием" Сенны, убравшего "Феррари" француза в первом же повороте предпоследнего этапа в Японии, кто знает, может, сезон стал бы золотым.
Через год "гарцующие жеребцы" стали все больше походить на тяжеловозов. С наполеоновской решительностью Прост заявил об этом руководству команды. И второй раз в своей жизни получил от ворот поворот. "Изгнание на острове Эльба" длилось с 3 ноября 1991 по 4 марта 1993 года: один из величайших пилотов современности служил комментатором французского телевидения.
"Маленький Наполеон" не мог себе позволить в зените славы должность капитана в заштатном гарнизоне. Он предпочел подождать год и появиться вновь на сцене Гран-при во всем блеске — под звуки победных фанфар, в брызгах шампанского... Задуманное удалось в полной мере. За рулем "Вильямса-Рено" Ален Прост стал четырехкратным чемпионом мира, довел счет своих побед до 51. А выиграв последнюю в своей карьере битву, решил уйти на покой. Но судя по лукавой улыбке, с которой француз 24 сентября 1993 года объявил о своей отставке, не исключено, что поклонники "маленького Наполеона" еще увидят его на полях сражений формулы 1. Если и не за рулем гоночного автомобиля, то, может быть, во главе собственной "конюшни".
Источник: Журнал «АМС», №1, 1994