Согласитесь, трудно не соблазниться автогонками, если дед у тебя автоспортивный журналист, отец — участник 36 Гран-при, а дядя — двукратный чемпион мира. К тому же родители и не пытались оградить малыша от ревущих моторов. Словом, дело жизни мужчин рода Фиттипальди стало и его, Кристиана, призванием. Однако, как ни странно, гоночная карьера "Фитти-младшего" протекала отнюдь не так легко и просто, как у других отпрысков гоночных "звезд". Его знаменитая фамилия не только не служила ему золотым ключиком, открывающим все двери по дороге в высший гоночный свет, напротив — поначалу она даже препятствовала стремлениям чемпионскою племянника.
Автодром "Интерлагос", 1979 год. Детские состязания по картингу. Кристиан отличался от других мальчишек разве что "отцовской" раскраской своего шлема (желтые капли на темно-зеленом фоне). Он не меньше сверстников нервничал и переживал перед стартом. Но все оказалось напрасным: кто-то узнал отца Кристиана и немедля выдал судьям семейную тайну — "Фитти-младшему" не было еще девяти лет, и, стало быть, выходить на старт он не имел права. Рыдающий племянник чемпиона был позорно изгнан с легендарной трассы.
"Удар для Кристиана был ужасным", — вспоминала его мама Сьюзи. Но после этого инцидента мальчишка лишь еще больше увлекся картингом. Это само по себе было не просто — возню с четырехколесным другом приходилось совмещать с учебой, забрасывать которую — вот уж где родители были строги и категоричны — ему никто не позволял. Папа с мамой стеной вставали на пути сына к карту, по-куда парнишка не предъявлял им свой дневник. А уж тем более, если тот был расцвечен неудовлетворительными отметками.
Возможно, именно в тех детских годах — истоки самостоятельности Кристиана, привычка полагаться лишь на собственные силы, не оглядываясь на титулы и состояние семейства Фиттипальди.
Как бы то ни было, Кристиан стал одним из немногих отпрысков знаменитых личностей, кто честно преодолел все барьеры на пути в элиту. Да еще к тому же обойдя на этом этапе гоночной карьеры своего знаменитого дядю. В 17 лет — возраст, когда Эмерсон лишь принимал свой первый официальный старт в соревнованиях по картингу, — его племянник уже стал вице-чемпионом Бразилии по гонкам формулы "Форд-2000" в команде своего отца.
В следующем сезоне Кристиан за рулем более серьезного болида участвует в южно-американском первенстве ФЗ. И — о, сладкий миг реванша! — на злосчастном "Интерлагосе", где десятью годами раньше "Фитти-младшему" указали на дверь, он завоевал свою первую победу. Лишь из-за двух досадных сходов в итоговом протоколе первенства Кристиан опустился на третью строчку.
Здесь и далее вы заметите, что ни в одном из чемпионатов он не задерживался дольше, чем на сезон. И на следующий год, как когда-то его отец с дядей, Кристиан отправился повышать свое гоночное образование в Европу.
Сначала на Британское первенство — наиболее престижное из соревнований ФЗ. Примечательно, что там он очутился в "конюшне "Вест Сэрри Рэйсинг Тим", которая среди прочих дала путевку в жизнь Айртону Сенне. Кристиан не уронил авторитета команды — победа в Донингтон-Парке, второе место в Сильверстоуне и четвертая итоговая позиция в первом же сезоне! Хотя, по правде говоря, "бразильский волшебник" выступал в британской ФЗ успешней, вчистую выиграв с первого захода. Тогда Кристиан решил остаться в Англии еще на годик. Однако, проведя несколько "дежурных" тестов автомобиля Ф3000, Фиттипальди двинулся дальше.
Весной 1991-го Кристиан предстал во всем блеске на международном первенстве ФЗООО за рулем "Рейнарда" команды "Пасифик". Вторые места в Валлелунге и По предшествовали первой победе в Хересе. Кристиан поднимался на подиум в Муджело, Брэнде-Хэтче и Ле-Мане. А одержав победу в финальной гонке чемпионата, "Фитти-младший" стал в 20 лет самым молодым его победителем за всю историю и переплюнул достижение дяди, который в 1970 году был только третьим в формуле 2. Но главное, тот триумф стал для Кристиана пропуском в мир первой формулы.
Племянник знаменитого "Эмо" был обречен на то, что его достижения постоянно сравнивали с успехами великого родственника. И пока дело не дошло до формулы 1, этот заочный семейный матч складывался в пользу младшего Фиттипальди. Однако в высшем гоночном свете прогресс его оказался не столь впечатляющим.
Позади три сезона — срок, который понадобился Эмерсону, чг,обы стать чемпионом, а в активе Кристиана нет даже одного призового места на этапе. Впрочем, некоторое опоздание не стоит, пожалуй, объяснять недостатком таланта. Дело, скорее, в другом — за двадцать лет Ф1 претерпела серьезнейшие изменения.
Вспомните, во времена Джеки Стюарта и Эмерсона Фиттипальди большинство "формул" обладало близкими техническими характеристиками, так что побеждал прежде всего гонщик, а не его автомобиль.
Сегодня же три, максимум четыре команды в "королеве автоспорта" могут рассчитывать на победы. Арифметика проста: в "генералах" ходят шесть—восемь пилотов, удел же "младшею офицерского состава" — сделать все возможное и невозможное, чтобы обратить на себя внимание "генштаба". А это пока у Фиттипальди толком не выходит.
Конечно, попав в "Минар-ди" — далеко не самую перспективную команду Ф1, — Кристиан вряд ли мог рассчитывать на побитие семейных рекордов: 14 побед в Гран-при и два чемпионских титула. Вообще, сколько-нибудь серьезных результатов ожидать не приходилось. Но что еще хуже, с того самого момента, когда Джанкарло Мьнарди впервые увидел Кристиана в действии — на гонке Ф3000 в Валеллун-ге, — он, похоже, рассматривал бразильца из знаменитого гоночного рода как своеобразную приманку для спонсоров.
Итальянец не сомневался — те не останутся равнодушными к 1 ромкой фамилии его пилота. Минарди было известно и то, что сам Эмерсон Фиттипальди работал консультантом в корпорации "Крайслер". Джан-карло верно смекнул, что подобным образом можно заручиться поддержкой филиала американцев — "Ламборгини".
"В течение ближайших четырех—пяти сезонов Кристиан сможет завоевать чемпионский титул. Мы все сделаем для этого!" — громогласно заявил итальянец на званом обеде у вице-президента "Крайслера" Франсуа Кастанжа.
Вместе с тем буквально весь штат "конюшни" из Фаэнцы "стелился" перед "Фитти-младшим", раздавая ему комплименты, которые, однако, учитывая мягкий и общительный характер бразильца, были вполне заслужены.
"С 1976 года я работал не менее, чем с пятьюдесятью пилотами, но ни один не пленил меня, как Кристиан", — это слова инженера "Ламборгини" Алена Маркэ. Секрет же его обаяния, по мнению другого инженера "Минарди" Рикардо Дивилы. — в наследственности: "В 19 лет я работал с Эмерсоном, а сегодня я нахожу в Кристиане черты его дяди. Я еще прекрасно помню, как этот сорванец путался под ногами своего отца Вильсона и Эмо на всех брифингах и пресс-конференциях — нет сомнения, он многое понял тогда".
Как и предполагал Минарди, "Крайслер" клюнул. Было подписано соглашение о поставке моторов "Ламборгини" для Фаэнцы. Однако одно очко Фиттипальди в сезоне-92 (тогда, между прочим, Кристиан стал единственным новичком, получившим зачетные очки) явилось причиной расторжения итало-американского альянса.
Тогда-то, очевидно, и появилась первая трещина в отношениях между Минарди и его пилотом. В прошлом сезоне Фиттипальди на пару с Фабрицио Барбаццей завоевали для Фаэнцы семь зачетных очков — наи высшее достижение за всю историю существования "Минарди". Тем не менее обоим вскоре указали на дверь. Барбацце — после того, как иссякли его спонсорские деньги.
За две гонки до конца чемпионата настал черед и Кристиана. Джан карло разорвал контракт со своим "первым номером", с которым еше так недавно "желал сотрудничать как можно дольше". Шефа привлекли деньги бесперспективного, но богатого Жана-Марка Гунона — юнщика, которого поддерживало французское министерство по делам молодежи.
Кто знает, возможно, излишняя коммерциапизация Ф1 и мешает наследнику гоночной славы семейства Фиттипальди развернуться в "королеве автоспорта". Ведь и в нынешнем сезоне его перспективы в команде "Эрроуз-Форд" не выглядят оптимистично.
Английская "конюшня" растеряла почти всех спонсоров, а вместе с ними упустила и очень неплохой мотор "Муген-Хонда". Напротив, у "Минарди" в нынешнем сезоне — самый большой бюджет за всю историю. Уж не за прошлогодние ли успехи Кристиана Джанкарло Минарди привалили такие деньги?!
Впрочем, не будем забывать,что Кристиану всего-навсего 23 года, а мир Ф1 быстро меняется. Немаловажно и то обстоятельство, что давние виды на бразильца имеет — кто бы вы думали? — Рон Деннис. А еще два года назад уругваец Алехандро Вальдес, директор маркетинга "Филип Моррис" в Бразилии, утверждал, что Кристиан — вторая по значимости фигура для компании после Сенны.
Так что, думается, у Кристиана Фиттипальди все еще впереди.
Источник: Журнал «АМС», №7, 1994