Элишка и раньше ездила на гонки вместе с мужем — на месте механика. Однако на новой машине ей во что бы то ни стало нужно проехать за рулем, да не куда-нибудь по модным магазинам, а обязательно на соревнования. И вскоре мечта исполнилась.
Дебют в состязаниях Лохотин-Тремошна в сентябре 1924 года был настолько ошеломляющим, что чешская пресса еще долго обсуждала итоги этого, в общем, не самого значительного соревнования. Женщина— победительница в классе туристических автомобилей — это уже сенсация. Но как она ехала! Очевидцы утверждали, что такого точного и быстрого прохождения поворотов они не встречали даже у опытнейших гонщиков.
Элишка всегда относилась к себе очень требовательно. «Если уж ты вышел на трассу, то должен знать ее так, чтобы пройти с закрытыми глазами», — считала она. Ранним утром, когда многие гонщики еще крепко спали, черно-желтый «Бугатти» Юнковой уже мчался по маршруту будущей гонки. Каждый метр откладывался в великолепной памяти, и ничто не ускользало от ее внимания.
В 1925-м Элишка первенствовала в гонке Збраслав-Йиловиште в классе спортивных машин. Годом позже она победила здесь в абсолютном зачете. Впервые в истории автомобильного спорта в международной гонке успех праздновала женщина.
Слава о талантливой чешской спортсменке распространялась с невиданной быстротой. Приглашения от организаторов соревнований сыпались одно за другим. Однако Ченек был любящим мужем и не хотел подвергать жизнь супруги чрезмерной опасности. «Дорогой Ченек! Я поеду очень-очень осторожно, исключу любой риск, а если ты будешь со мной рядом, то все закончится благополучно!» И он сдавался. А потом клял себя за проявленную слабость. Ибо Элишка, без преувеличения, давала повод для волнений.
В сентябре 1926 года в швейцарских Альпах, где проходили горные гонки «Клаузенпасс», перед самым стартом погода испортилась, пошел мокрый снег, и из 155 спортсменов от участия отказались 62. Вот что рассказал один из них, швейцарец Кински: «Когда появился щит с надписью «осторожно, впереди — туман и снег», госпожа Юнкова схватилась за голову и громко вскрикнула: «Боже, очки!» На матерчатом шлеме их не было. Я бросился к своему автомобилю, схватил очки, но, обернувшись, увидел, что она уже умчалась на трассу». Через пять километров ее настиг мокрый снег. Видимость на отдельных участках была нулевой. Элишка не сбрасывала скорость. «Местами держала 140 км/ч, — вспоминала она. — Повороты проходила не ниже 40 км/ч и все время твердила себе: «Не нервничай, только не нервничай». Глаза ужасно болели, но голова оставалась ясной. Если бы не отвратительная погода, получилась бы великолепная гонка». «Великолепная, пани Юнкова? — переспросил немецкий журналист Ортцен. — Вы просто не думали о своей жизни». Рискованная езда принесла Элишке второе место в классе спортивных машин. Сам Руди Караччиола отстал на 11 секунд. Мужчины молча снимали шляпы.
О проделках жены Юнек узнал из газет. И после этого случая дал себе клятву присутствовать на всех выступлениях Элишки. Удержать ее дома он уже был не в силах.
16 июня 1927 года на «Нюрбургринге» за рулем двухлитрового «Бугатти-35А» она победила в категории спортивных машин, обойдя заводскую команду «Мерседес-Бенц». По свидетельству очевидцев, это была едва ли не самая напряженная гонка тех лет. Причем по мере того как она подходила к концу, большинство зрителей начинали болеть за маленькую чешку, уверенно уходившую от «мерседесов».
За 15 кругов до финиша Элишка проигрывала лидеру в своем классе 15 минут — целая пропасть. Но даже не думала сдаваться. «Мотор тянет, как буйвол», — крикнула она механику. «Бугатти» под номером 21, самоубийственно кренясь, брал поворот за поворотом. Соперники мелькали, словно в калейдоскопе. И вдруг на прямой перед центральными трибунами два щита — словно яркая вспышка ударила в глаза: «Медленнее. Баадер — сход». «Первая. Три круга». «Я — первая?» — с трудом дошло до Элишки. Сбросить скорость? Она не в состоянии. И продолжала жать на газ. На финишной прямой «Бугатти» развил 195 км/ч. Отмашка клетчатым флагом. Победа!
Трибуны взорвались аплодисментами. Из желтой машины выбралась хрупкая женщина с черным от пыли лицом — победительница Большого приза Германии в престижной категории. Репортеры, операторы, зрители, цветы, поцелуи, поздравления от абсолютного чемпиона Отто Мертца — все это потом. А сейчас надо успокоить мужа: «Видишь! Я же ехала осторожно».
В Праге ее встречали как национальную героиню, а поэт Эдуард Басс сложил оду обладательнице Гран-при Германии. После этой победы ее уже считали лучшей гонщицей в мире. И приглашали на модные в то время «дамские кубки». Элишке уже тогда это было не очень интересно. Дважды в 1927 году она выходила победительницей таких соревнований на треке в Монлери и в октябре получила неофициальный титул чемпионки мира.
Но все это не то. «Среди дам» — словно второй сорт. А Юнковой хотелось попробовать себя в настоящих мужских гонках. Особенно в самой трудной из них — «Тарга Флорио».
Решение участвовать в этих популярных соревнованиях Элишка приняла в феврале 1927 года. Тогда она посетила Молем — родину автомобилей «Бугатти». Сам Этторе Бугатти, «Патрон», как его называли, встретил гостью с восторгом и в одной из бесед спросил: «Мадам, а почему бы вам не проехать в «Тарге»? Элишка не нашлась, что ответить. Да, конечно, многих привлекает сицилийская гонка, но свежи в памяти слова итальянца Мео Костантини, двукратного победителя «Тарги»: «Я не умею льстить, мадам. Поэтому скажу: не стоит рисковать. «Таргу» вам не осилить».
В конце марта Элишка приехала на Сицилию. Холмистая местность, отвратительные дороги, узкие улочки бедных деревушек — кошмарный серпантин сицилийского нагорья. Но какая прелесть пронестись по нему в компании знаменитых гонщиков!
Правда, поначалу страшновато — женщина есть женщина. Только когда в начале апреля в Палермо появился Ченек. Элишка вышла на трассу: «Одна я побаивалась». На втором километре автомобиль занесло на песке, муж и жена оказались в глубокой канаве. Пробитый радиатор, погнутое колесо. «Отличное начало», — съязвил Ченек и через секунду серьезно добавил, — «Ничего, завтра утром продолжим».
День за днем кружил «Бугатти» по тропам Ле-Мадоние. Дважды его отправляли во Францию для основательного ремонта после столкновений с огромными каменными глыбами. Но у Ченека, слава Богу, много денег. Элишка уже не трусила. Она выучила весь маршрут наизусть, крепко держала «баранку» и в мастерстве не собиралась уступать асам.
Утро 24 апреля 1927 года выдалось пасмурным. «Если устанешь, после второго круга сменю тебя», — успокоил жену Ченек. На дистанцию она ушла спокойно, не торопясь. К четвертому километру разогналась и держала темп лидера Минойи.
В пригороде Черде, откуда отправлялись в путь спортсмены, информация поступала с большим опозданием. Первое место удерживал Минойя, но кто шел за ним, определить было невозможно. Судьи, члены команд, болельщики томились в неизвестности. Наконец пролетели первые машины. Впереди — Минойя и Матерраси. Юнкова... третья! Круг промчалась за 1 час 27 минут — прошлогодний рекорд победителя «Тарги» Костантини. «Поздравляю, господин Юнек!» — похлопал по плечу Ченека подошедший Винченцо Флорио.
Второй круг. В Кальтаву-туро Юнкова показала лучшее время среди 23 оставшихся на трассе участников. Сошел Минойя, и Элишка переместилась на второе место, тесня нового лидера Эмилио Матерраси. Около двенадцати часов дня эта пара опять должна появиться в Черде. 12.10, 12.20, 12.25. Давно миновала городок большая группа гонщиков во главе с Матерраси. А где же Юнкова?
Ченек растерянно вглядывался вдаль. В голову лезли самые мрачные мысли. Лишь в 12.45 отлегло от сердца: к лагерю подкатил «Штайр» итальянца Кандрилли, из которого выпорхнула Элишка. За 37 км до Черды не выдержала рулевая сошка ее «Бугатти» — ров, переворот, конец надеждам. «Осталось жива-здорова и то слава Богу!» — облегченно вздохнул Ченек.
«Тарга» околдовала Юнкову. Все ее планы в 1928 году были связаны с гонкой на Сицилии. Она должна доказать, что все же может опередить ведущих гонщиков-мужчин. С марта она ежедневно выезжала на трассу, несмотря на то. что хорошо знала все участки дистанции.
За несколько дней до старта Юнкова пересела на боевой 135-сильный «Бугатти-35В» На нем, проверяя свои знания, ездила очень аккуратно. Не забывала, что, несмотря на все богатство мужа, такого штата механиков, как у заводских команд «Бугатти» и «Альфа-Ромео», за ее спиной нет.
Неудивительно, что к этому времени маленькая чешка пользовалась у сицилийцев огромной любовью. В магазинах Палермо ее фотографии раскупали за несколько часов. По популярности с Юнковой могли соперничать разве что Матерраси и Кампари.
6 мая 1928 года, вскоре после старта 19-й «Тарга Флорио», десятки тысяч зрителей, расположившихся по всей длине 108-километрового кольца, смогли убедиться — именно Кампари и Юнкова задают темп в гонке. Но настоящая сенсация была еще впереди. Француз Альбер Диво, будущий победитель гонки, вспоминал: «Хронометристы сообщили, что иду вторым за Кампари. Однако на 40-м километре второго круга я увидел сзади машину с номером 58. Я подумал, что неправильно разобрал цифры. Под 58-м номером стартовала через две минуты после меня Юнкова. Неужели я ей проигрываю так много? В тот момент, честно признаюсь, у меня затряслись от волнения руки. Если бы вы видели, с какой отвагой госпожа Юнкова держала меня в тисках многие километры. Это было ужасно, я чувствовал свое бессилие». После второго круга Элишка вышла в лидеры, опережая Кампари на 20 секунд.
«Брависсимо, Юнек! Брависсимо!», — скандировали трибуны. «Любительница» на собственном «Бугатти» опережала лучших европейских профессионалов: Кампари, Широна. Диво, Конелли, Минойю, Нуволари. И где — в «Тарга Флорио»!
На третьем круге Кампари сумел отыграться. К началу пятого круга его «Альфа-Ромео» уже «везет» Юнковой минуту. В Кальтаву-туро разрыв сократился до 42-х секунд. Кампари ехал все медленнее. Удастся ли Элишке вырвать победу? На 52-м километре выяснилось. что нет — пробило прокладку водяного насоса. Пока механик Этьен менял прокладку. Элишка с ведром побежала за водой в ближайшую деревушку. Через шесть минут — Юнкова опять за рулем. Ей удалось проехать лишь семь километров. Проходя 90-градусный поворот, Элишка в последний момент увидела посреди дороги два больших камня, вывернула руль, но задела задним колесом за один из них. Колесо — вдребезги. Еще минута потеряна на его замену: о призовом месте можно было уже не думать. Потом один из сицилийцев сказал Элишке. что видел того, кто вытащил на трассу камни. Синьор Флорио загорелся провести расследование, но Юнкова только махнула рукой.
Остановки на последнем круге отбросили ее на пятое место. И тем не менее это был выдающийся результат. Хрупкая женщина дала бой сильнейшим представителям крупнейших европейских фирм. Ей по праву достался приз лучшего «isolato» (независимого гонщика). Кроме того, Элишка получила награду за лучшее время прохождения второго круга. «Сегодня госпожа Юнкова вошла в историю автоспорта», — сказал Джузеппе Кампари.
Прага спустя несколько дней чествовала королеву руля — только так ее теперь и называли. Трон этот Элишка Юнкова занимала до конца своих дней. А умерла она 5 января 1994 года в возрасте 93 лет.
Спустя два с половиной месяца после сицилийского триумфа на трассе «Нюрбургринг» погиб Ченек. После этой трагедии Элишка уже никогда не садилась за руль гоночного автомобиля: «Я всегда хотела радовать только мужа».
Потом она еще была замужем, жила в сказочной красоты доме в пражском Старом городе, который не решились отнять у нее коммунистические правители Чехословакии, беспрепятственно выезжала за границу на встречи ветеранов автогонок. Но никто и никогда так и не смог принести ей большего счастья, чем Ченек и гоночный «Бугатти».
Источник: Журнал «АМС», №6, 1994