Возможно, такая точка зрения и возобладала бы. Если бы не Адам Купер. К несчастью для Сенны, корреспондент английского журнала «Автоспорт» 17 октября прошлого года после финиша Большого приза Японии зашел в боксы «Джордана» к своему приятелю Эдди Эрвину. Вместе с коммерческим директором команды Йаном Филлипсом, Рубенсом Барричелло и полудюжиной инженеров и механиков они как раз смотрели видеозапись гонки. В это время дверь с грохотом распахнулась, и на пороге появился Сенна в сопровождении своего инженера Джорджо Асканелли и пресс-атташе «Мак-Ларена» Нормана Хауэлла. Айртон огляделся — похоже, он не знал Эрвина в лицо. Догадливый Купер немедленно нажал на кнопку диктофона...
Эрвин: Здесь!
Сенна: Что ты думаешь о своем поведении?
Эрвин: Я гонялся.
Сенна: Ты гонялся? А ты знаешь, что обязан пропустить лидера, если отстаешь на круг?
Эрвин: Если бы ты ехал достаточно быстро, у тебя не было бы проблем.
Сенна: Я догнал тебя! И ты трижды оказывался передо мной в одном и том же месте, как .........ный идиот. Когда я обогнал тебя, ты должен был понимать, что я впереди. А когда оказался за Хиллом, ты тут же пристроился за мной. Ты рисковал, из-за тебя я мог вылететь с трассы.
Эрвин: Где именно я создал для тебя хоть какую-то опасность? Я коснулся тебя хоть однажды?
Сенна: Нет, но ты был так близок к этому, и я мог бы быть ........ным лидером.
Эрвин: Дистанция между нами была чуть ли не в милю.
Сенна: Если ты не будешь хорошо себя вести в следующей гонке, я найду способ тебя переубедить.
Эрвин: Судьи сказали. «Нет проблем. Все было правильно».
Сенна: Да? Посмотрим, что они скажут в Австралии.
Эрвин: Эй! Я ехал так, как было лучше для меня.
Сенна: Это неправильно, это непрофессионально. Если ты аутсайдер...
Эрвин: Но я мог бы последовать за тобой, если бы ты обошел Хилла!
Сенна: Ты должен уступать лидеру и не делать того, что ты делал. Ты трижды чуть не столкнулся с Хиллом перед самым моим носом. В результате я мог бы «собрать» вас обоих.
Эрвин: Но это гонки! Я гонщик!
Сенна: Ты не гонщик, ты ..........ный идиот.
Эрвин: Говори, говори. Ты просто оказался в неудачном месте в неудачное время.
Сенна: Я оказался в неудачном месте?
Эрвин: Я сражался с Хиллом.
Сенна: Правда? Тогда скажи мне, кого нужно пропускать — тебя или лидера гонки, обогнавшего тебя на круг?
Эрвин: Лидера гонки.
Сенна: Так в чем же дело?
Эрвин: Ты ехал слишком медленно, и я обогнал тебя, чтобы попытаться обойти Хилла.
Сенна: Правда? Как же я обошел тебя на круг, если ехал так медленно?
Эрвин: Дождь. На сликах ты был быстрее, но на «мокрых» покрышках — нет.
Сенна: Правда? Как же я обогнал тебя на «мокрых»?
Эрвин: Я этого не помню. Я на самом деле не помню гонку.
Сенна: Точно. Ты не компетентен, потому и не помнишь.
Эрвин: Хватит, хватит. Это ты так думаешь.
Сенна: Будь осторожен, парень.
Эрвин: Буду. Я буду следить за тобой.
Сенна: У тебя будут проблемы не только со мной, но и со многими другими парнями и с ФИА. Можешь быть уверен!
Эрвин: Да? Хорошо.
Сенна: Ты узнаешь, насколько это хорошо.
Эрвин: Вали отсюда.
Сенна: Ты узнаешь.
Эрвин: Вали отсюда...
Сенна отвернулся и хотел было уйти, но потом передумал и, вновь повернувшись к Эрвину, левой рукой ударил его по лицу. Эрвин упал на стол. Сенна, продолжая кричать, бросился к двери.
Уже на следующий день Адам Купер продал пленку в десятки изданий. Через несколько дней запись прокрутили по радио Би-Би-Си. Так что спустя неделю все, кто понимает английский, стали свидетелями безобразной сцены. Газеты и журналы на месте грязных ругательств ставили многоточия, а в радиопередаче купюр не делали.
В результате разразился скандал. Эрвин угрожал подать в суд. Сенна огрызался, обвиняя в некомпетентности судей, журналистов, всех на свете...
Кончилось тем, что обоих вызвали в суд. Правда, не в уголовный, до этого, к счастью для Айртона, не дошло — очевидно, у Эрвина не хватило пороху. Но бразильцу пришлось давать объяснения Всемирному спортивному совету ФИА. Несмотря на горячую поддержку Фрэнка Вильямса и Жана Тодта, экс- и вице-чемпион был-таки осужден. Правда, условно — на шесть месяцев.
Тем не менее пять первых Гран-при сезона ему предстоит пройти буквально «на цыпочках» — малейший инцидент, и условное наказание обернется реальным.
Такая перспектива, конечно, малоприятна для пилота, привыкшего бороться только за победу — причем любой ценой. Поэтому, покидая здание на парижской площади Согласия, Сенна был расстроен и отказался от разговоров с журналистами. И тем не менее дисквалификация — не самое серьезное наказание для Айртона. Гораздо хуже, что репутация великого пилота — умного, бесстрашного, сильного, которую долгие годы бережно создавал этот человек, в один миг оказалась под угрозой. И все вдруг увидели другого Сенну: несдержанного, невоспитанного, непорядочного.
Поправить положение будет очень трудно — труднее, может быть, чем стать шестикратным чемпионом мира.
Источник: Журнал «АМС», №5, 1994