Увы, дебютант мировых ралли не сумел удержать лидерство, столь неожиданно захваченное им на первом спецучастке Португальского ралли 1987 года. Он выиграл еще один СУ, но уже на седьмом допе отказал турбокомпрессор «Форда-Сиерры-RS-Косворт». Так что первой победы своего раллиста в чемпионате мира испанцам предстояло ждать еще три с лишним года.
А вот прозвища остались. До сих пор, несмотря на то, что Сайнс вовсе не разделяет кровожадного пристрастия большинства своих земляков к корриде, а весь облик жизнерадостного, улыбчивого крепыша нисколько не напоминает трагический образ шиллеровского героя, испанца то и дело называют «матадором» и «доном Карлосом». Впрочем, некоторые основания для этою, как мы увидим дальше, все же имеются.
Гоночная карьера Сайнса началась в 1980 году. 18-лет-ним сел он за руль малыша «ФИАТа-Панды», затем сменил его на чуть больший «Рено-5TS» и через два года стал чемпионом Кастилии по ралли. В то время непререкаемыми авторитетами в этой дисциплине автоспорта были северяне — финны и шведы, которых иногда называли «летучими», а иногда — сумасшедшими.
Безумная отвага и отточенная техника езды скандинавов произвели на молодого мадридца неизгладимое 6 впечатление и, возможно, даже на некоторое время поколебали его уверенность в правильности выбранного пути. Во всяком случае в 1983 году Карлос пересел за руль гоночного автомобиля. Смена «оружия» тут же принесла успех. Выиграв состязания «Малборо Челлендж», Сайнс попал на «Фестиваль формулы «Форд» в Бранде Хэтч.
Но этот эпизод остался, если можно так выразиться, минутной слабостью испанца. Уже со следующего сезона он полностью сосредоточился на ралли и, если и изменял своей спортивной профессии, то лишь вооружившись теннисной ракеткой или клюшками для гольфа.
А выбрав ралли, Карлос выбрал и соперников. Настоящий матадор, если хочет оставаться в живых, должен досконально изучить поведение быка. И Сайнс с этого момента стал внимательно приглядываться к манере скандинавов, перенимая все лучшее из их арсенала. Так, особое значение финны всегда придавали первому допу, считая, что хорошее начало — половина успеха. И теперь на тренировках Карлос посвящал стартовому СУ вдвое больше времени, чем остальным.
Результат не замедлил сказаться — дважды подряд Сайнс на «Рено» финиширует вторым в чемпионате Испании. Дальнейший рост требовал новой машины, и Карлос, пользуясь поддержкой «Филип Моррис», сел за руль «Форда-Сиерры-RS-Косворт».
На этом эпизоде стоит, пожалуй, остановиться подробней. Именно тогда, в 1987-м на страницах газет и журналов появилось прозвище «эль матадор». Однако очень скоро наиболее проницательные из тех, кто дал себе труд внимательнее приглядеться к испанцу, заметили, что если и сравнивать с кем-то Сайнса, то не с увешанным побрякушками блестящим кабальеро с красной тряпкой в руках. Карлос гораздо больше напоминал хладнокровного и умелого игрока в гольф, умно распределившего силы в марафоне, длящемся десятки часов.
Первой целью было чемпионское звание, и Сайнс шел к ней уверенно и неуклонно, с каждым годом поднимаясь все выше в мировой иерархии. «Карлос едет все лучше и лучше с каждой гонкой, — сказал про него в конце 1987 года двукратный чемпион мира Юха Канкку-нен. — Он не только необычайно быстр, но и умеет бороться».
Интересно, что уже тогда Сайнс одинаково хорошо справлялся с серпантинами Корсики, пыльными ваннами Португалии, асфальтом «Сан-Ремо», бесконечными трамплинами «Тысячи озер» и раскисшими британскими проселками. Мало того, кастилец проявил недюжинный талант бизнесмена. Помимо «Малбо-ро». он сумел приворожить испанскую нефтяную компанию «Репсол», чем на годы вперед обеспечил себе безбедное существование в изменчивом море автоспорта.
Финансовая независимость и очевидные спортивные успехи привели его наконец в команду, которая оспаривала мировую раллийную корону. В 1989 году Сайнс стал пилотом «Тойота Тим Юроп». Причем если в «Форде», который заднеприводной «Сиеррой» скорее лишь обозначал свое присутствие в чемпионате мира, спрос с Карлоса был небольшой — места в десятке, шестерке, пятерке, — то Уве Андерссон требовал с пилотов по самому большому счету. Да еще и коллегами Сайнса по команде оказались те самые северяне, у которых он когда-то учился.
Насколько хорошо усвоил испанец скандинавскую науку, он продемонстрировал всем немедленно, в том же сезоне, увезя бронзовые венки «Тысячи озер» и «Сан-Ремо» и серебряный — «RAC-Ралли». А еще через год Испания чествовала первого своего чемпиона по автоспорту, «Тойота» же могла начинать рекламную кампанию под лозунгом «Селика» — самый быстрый и надежный серийный автомобиль в мире».
Итак, с первой своей «лункой» гольфист Сайнс справился, можно сказать, с двух ударов, став чемпионом мира на второй год пребывания в «Тойоте». В 1992 году он свой успех повторил, выиграв в общей сложности 13 этапов мирового первенства. При этом кастильцу удалось добыть своеобразный «раллийный Большой шлем» — «Монте-Карло», «Акрополи», «Сафари», «Тысяча озер» и RAC. Такое за всю историю мировых чемпионатов оказалось по плечу только одному из его предшественников и современников — Ари Ватанену.
И вот, когда казалось, что «матадор» достиг вершины славы, судьбе было угодно сбросить его с пьедестала, напомнив драматический смысл второго прозвища испанца — «дон Карлос».
Началось все как будто с пустяка — в середине 1992 года фирма «Кастроль» решила стать спонсором одной из команд в чемпионате мира по ралли. К вящему удовольствию Уве Андерссона выбор нефтяных королей в конце концов пал на его «Тойоту Тим Юроп». А вот Сайнса такой оборот событий поставил перед трудным выбором — либо уйти из команды, либо отказаться от личного спонсора, ведь «Репсол» и «Каст-роль» — конкуренты. В итоге испанец выбрал первое, объявив о своем переходе в «Лянчу». И все бы было ничего: как-никак «Дельта-Интегра-ле 16V» по праву считалась лучшей раллийной машиной последнего десятилетия, а бригада туринских механиков — непревзойденными мастерами своего дела. Как вдруг — со дня «развода» Сайнса с «Тойотой» не прошло еще и месяца — итальянцы объявили о том, что заводская команда «Лянчи» прекращает свое участие в чемпионате мира.
Первым понял, что это означает, сам Карлос Сайнс. Частная «Джолли Клаб», которая на протяжении многих лет была своеобразным «фарм-клубом» туринской фирмы, без мощной заводской поддержки, конечно же, не могла обеспечить испанцу ни технического обслуживания, ни инженерного обеспечения на чемпионском уровне. Оставалось одно — сжав зубы, постараться компенсировать материальное неравенство мастерством «Дон Карлос», подобно герою Шиллера, в одночасье лишившемуся испанской короны, сделал все что мог. О его возможностях красноречиво говорят вторые места в Греции и Италии. Еще дважды — на Корсике и среди изумрудных пастбищ Новой Зеландии (где он трижды до этого выигрывал) Сайнс сумел финишировать четвертым. Но сделать больше было, очевидно. уже свыше человеческих сил. «Наш менеджер Клаудио Бортолетто весь сезон обещал мне, что «Лянча» вот-вот поедет как следует, — признался теперь уже эксчемпион мира в конце сезона. — Но дело сдвинулось с мертвой точки только в Сан-Ремо, когда было уже слишком поздно. Не оказалось главного — постоянной, ежедневной инженерной поддержки. За руль нового автомобиля я садился очень редко. в большинстве случаев пользуясь старыми машинами и агрегатами».
Между прочим, в Сан-Ремо «матадор» стартовал на последнем экземпляре «Дельты», вышедшем из ворот «Абарта». Завод, где родились знаменитые раллий-ные ФИАТы моделей «124-Спайдер», «131-Абарт», «Лян-ча-Бета-Монте-Карло», S4 и многие другие спортивные и гоночные машины, прекратил производство автомобилей для ралли. Но и на этой «Дельте» «дон Карлос» так и не сумел обойти частный «Форд-Эскорт-RS-KocBopT» Джанфранко Кунико.
Какая драматическая развязка в замечательной карьере, не правда ли? Тут и матадор, на мгновенье потерявший из виду смертоносные рога, и наследник престола, упустивший королевский трон...
Но сам Карлос как будто смеется над теми, кто стремится представить его романтическим героем. Он вернулся домой из Аяччо, где проиграл победителю «Тур де Коре» почти четыре минуты, ...счастливым человеко.м
Еще бы — жена Рейес родила ему очаровательную дочурку Бланку. «Кто-то говорит, что год этот для меня неудачный. Чушь! — восклицает испанец, хитро улыбаясь. — Посмотрели бы вы на нас — наша семья абсолютно счастлива»
Что же касается спортивных неудач... Просто «вторая лунка» оказалась на редкость упрямой — в гольфе это бывает. И Карлос Сайнс с присущими ему терпением и обстоятельностью начал очередной тур своей игры, заключив минувшей осенью контракт с английской командой «Продрайв» Здесь, кстати, опять сказался совсем не романтический прагматизм кастильца. Несколько месяцев он выбирал — «Форд» или «Субару» — ив конце концов остановился на машине японской марки: ведь «Форд» использует масла «Мобил 1».
«Этот сезон не был фантастическим, — говорил Карлос журналистам на пресс-конференции сразу после подписания контракта. — Но я работал в новой команде, с новыми механиками и встретил нескольких прекрасных людей. К тому же прошедший сезон научил меня тому, о чем я раньше не имел представления. Уверен, все это очень поможет мне в новой попытке достичь вершины».
Источник: Журнал «АМС», №5, 1994