Тогда маленького паренька из Касселя -пригорода Лилля по фамилии Делекур едва не подняли на смех: "Гонщиком хочет стать! Эх куда махнул!". Впрочем, язвительные насмешки ни в коей мере не отразились на мечтах Франсуа. И по окончании среднего учебного заведения, когда молодой француз перепробовал несколько профессий, у него и в мыслях не было заняться, к примеру, торговлей или записаться в пожарную команду. Не привлекла его и спокойная - и денежная! - отцовская специальность - Делекур-старший был архитектором. Главной мечтой жизни Делекура была тогда романтическая и, как в то время казалось, недостижимая стезя профессионального раллийного гонщика.
Так уж сложилось, что сыны Франции - родоначальницы автомобильных состязаний не часто баловали отчизну в наиболее популярных видах гонок. Так, скажем, единственным французским чемпионом формулы 1 остается Ален Прост. В ралли же картина еще более мрачная. Конечно, красно-синебелые цвета в свое время, доблестно защищали Жан-Клод Андрюэ, Жан-Пьер Николя, Бернар Дарниш и Мишель Мутон.
На их счету много побед, но, увы, ни одного титула чемпиона мира. Последнее обстоятельство не может не огорчать патриотичных французов, с нетерпением ожидающих появления своей новой раллийной звезды, которой по плечу будет разрушить неприятную традицию. Относительно недавно все чаяния фанатов пятой республики были связаны с Дидье Ориолем, к несчастью сыскавшим себе славу вечного неудачника. Поэтому сегодня, пожалуй, последней чемпионской надеждой Франции стал тот самый невысокий паренек из Лилля - Франсуа Делекур.
В отличии от кольцевых гонок, где пропуском в высший свет как правило является талант гонщика (либо деньги его спонсора), ситуация в раллийном доме несколько иная. Способных начинающих раллистов - целое море, и прорваться в элиту - в мировое первенство, многим подчас удается благодаря случаю.
Все это, практически в полной мере, справедливо для Делекура.
Самое начало его карьеры проходило ни шатко ни валко. Несмотря даже на то, что мечтал об этом еще, зубря химию и математику, за руль настоящего раллийного автомобиля Франсуа впервые сел в возрасте 19 лет. Однако дебют прошел как нельзя лучше - "кургузом" малыше "Аутобьянки-Абарт-А112", он сразу же стал лучшим в своем классе. А затем финансовые проблемы заставили Франсуа на целый год отказаться от дорогого удовольствия.Впрочем, вторая попытка за рулем порядком подержанного "Пежо-10425" закончилась неудачей - экипаж до финиша не добрался. Примерно в том же духе дело пошло и дальше: беспрестанные лихорадочные поиски денег, временами - победы местного значения, а по большей части - сходны по техническим причинам.
Первый же более-менее заметный успех пришел Делекуру в 1987-м. Став тогда девятым во французском раллийном первенстве на "Пежо", он удостоился звания "Надежды года", учрежденного журналом "Эшапман." Но в следующем сезоне Франсуа вновь оказался на финансовой мели.
Быть может еще через пару лет подобных мытарств, Делекур так бы и оставалось довольно приличным водителем, известным только специалистам, пределом мечтаний которого оставалось бы высокое место в отечественном чемпионате.
Возможно ... Если бы не штурман Делекура.
Не сказать, чтобы "ко-драйвер" Франсуа был чрезвычайно богат или пользовался особым расположением спонсоров. Нет раллийный экипаж был знаком с детства, оба они учились в одной школе. В этом не было ничего примечательного, - вспомним, двухкратного чемпиона мира Массимо Биазона с его напарником Тицианом Сивьеро тоже связывает школьная дружба, кабы штурман Делекура не был женщиной.
Да-да. С самого первого ралли бессменным партнером Франсуа была очаровательная Анн-Шанталь Пувель. Не меньше своего приятеля помешанная на ралли, она в период безденежья экипажа даже зарабатывала на старты в качестве манекенщицы. А в 1988-м именно обаяние Пувель вытащило из трясины "смешанный разряд" раллистов. Анн-Шанталь очаровала патрона крупной текстильной компании, который стал спонсировать старты экипажа в чемпионате Франции на новейшем БМВ-МЗ. И только тогда Делекур и Пувель, осознав, что отступать некуда - другой такой шанс может никогда и не представится, блеснули по настоящему. Их "частный" БМВ дважды финишировал третьим на этапах французского чемпионата, причем оба раза "смешанный экипаж" уступал лишь гораздо более мощным БМВ Франсуа Шатрио и "Лянче" Бруно Саби. Наконец, Делекура заметила дилерская команда "Пежо" тут же предложила двухгодичный контракт.
Казалось бы, наступили, наконец, времена, о которых оба столько мечтали, но.... Новые работодатели Делекура выдвинули категорическое условие. Женщина-штурман их не устраивала. Вот тут-то Франсуа повел себя не по-джентельменски. Совершенно позабыв о том, что именно Анн-Шанталь, шедшей на все ради экипажа, он был обязан своему признанию в раллийных кругах. Делекур предал свою школьную подругу.
Он не стал уверять боссов "Пежо Дилер Тим", что в лице Пувель они теряют сокровище. Франсуа не решился пожертвовать контрактом не только ради штурмана, но и любимой женщины. Он покорно согласился со всеми пунктами договора. И в то время как Анн-Шанталь, могла проглотив обиду, подалась в летную школу, чтобы научиться летать на вертолете ("Говорили, что это снимает стрессы..."), Делекур блестяще выступал в национальном первенстве подчас не уступая все тем же Шатрио и Саби, на "заводских" БМВ и "Лянче". Успехи, добытые во Франции, стали вескими доводами для боссов "Форд-Моторспорт", и они позвали Франсуа в чемпионат мира. Только тогда, желая, может быть, реабилитироваться перед Пувель, он похлопотал о своем старом штурмане.
И второго декабря 1991 года старт в ралли "Монте-Карло" принял заводской "Форд-Сиерра", на борту красовались два французских имени - Делекур, Пувель.
Очевидцы едва ли когда-то позабудут ту гонку. Да и невозможно забыть более чем сорокасекундное преимущество дебютантов "Форда" над всеми раллийными авторитетами перед последним СУ ралли. Как нельзя выкинуть из памяти сломанную на злосчастном 14-километровом "допе" заднюю подвеску "Сиерры", знаменитые слезы Пувель, упущенную в последнее мгновение победу.
Особо " горячие" журналисты тут же возвестили о появлении в первенстве нового лидера, который по их заверениям одержит первую победу уже в Португалии.. Увы, от истины эти утверждения были чрезвычайно далеки. "Форд" был крайне ненадежен, о победах не могло идти и речи. Не поэтому ли после Акрополиса, где Делекур финишировал четвертым, Анн-Шанталь решила закончить свою раллийную карьеру.
После всех стоически выдержанных Пувель испытаний не трудно было поверить, что француженке до смерти надоели все автогонки. Хотя скорее можно предположить другое - двумя годами ранее разочаровавшись в Делакуре-человеке, теперь она разуверилась в нем как гонщике. Или Анн-Шанталь не смогла простить Франсуа другую измену? Ведь теперь его дамой сердца была еще одна одноклассница - Соланж. Как-бы то ни было, но на ралли в Испании в штурманском кресле рядом с Франсуа сидел Даниель Граталу.
А Анн-Шанталь Пувель, отказавшись от мировой славы, стала спортивным журналистом. Чтобы писать о подвигах своего бывшего возлюбленного?... Впрочем, писать пока особенно было не о чем.
После грандиозного старта невыразительное продолжение привело к тому, что к Делекуру стали привыкать: конечно, от него ждали быстрых секунд, но в то же время знали, что неуклюжая "Сиерра" не позволит французу реализовать свой потенциал.
Лишь тогда в прошлом году, когда "Форд" рассекретил свое новейшее оружие - "Эскорт-RS-Косворт" положение изменилось к лучшему. Франсуа одержал свою первую победу в Португалии, где успех ему прочили еще два года назад, потом на Корсике и вышел в лидеры чемпионата. Французские раллийные фанаты были в экстазе, "Форд" -тоже. А Делекур, скромно улыбаясь, отбивался от настырных журналистов: "Что вы, что вы. В этом сезоне мы вряд ли будет чемпионами. Нам с Даниелем предстоит многому научиться"
Как все мы прекрасно знаем, Франсуа оказался абсолютно прав, в чемпионате он был только вторым. Равно как и не ошибался француз по окончании ралли "Винью Порту"-94, панически предрекая провал своей команды в нынешнем первенстве. Причем, причиной этого провала оказался в кнце-концов не кто иной, как... сам Делекур. Помните? Нашумевшая автомобильная катастрофа, травмы ног и лица и в очередной раз подтвержденная аксиома о том, что победитель ралли "Монте-Карло" едва ли выиграет мировое первенство в тот же год.
Тем не менее, успех на родной земле в начале сезона уже возвел Франсуа в ранг национального героя. "В моей стране гораздо важней победить в Монте-Карло, чем во всем чемпионате", - заявил экс-премьер-министр Франции Жак Ширак, поздравивший Делекура одним из первых.
Сам же Франсуа после апрельского инцедента, усиленно восстанавливался, и не исключено, что француз, опровергнув заявления многих оракулов, вернется в строй уже к ралли "1000 озер".
Французским фанам остается уповать на то, что их "чемпионская надежда" не потеряла былой боевой формы, на то же самое стоит рассчитывать и "Форду", ведь пока милионные затраты компании на мировой чемпионат не спешат оправдать себя, а Делекур, наверное, единственный человек, способный изменить ситуацию немедленно. Да и сам Франсуа на заключительные этапы нынешнего первенства возлагает большие надежды - это, вероятно, последний в сезоне шанс поддержать реноме потенциального французского чемпиона мира.
Источник: Журнал «АМС», №9, 1994