Пожалуй, все французские пилоты формулы I последних двух поколений и многие другие, выступающие в «младших формулах», прошли курс обучения в «Уинфилде». Ее старейшее отделение «Шелл» появилось в 1963 году. Среди учителей там были знаменитые в прошлом спортсмены — Поль Фрер, Луис Широн, Жан-Пьер Бельтуаз. Готовили они молодежь и в Ле-Кастелле. Сейчас «подрабатывает» занятиями еще один бывший французский пилот формулы 1 Жан-Пьер Жабуиль. Оба отделения располагают десятью гоночными автомобилями, которые наезжают в год по 50 тысяч километров. Стоимость одной машины 80 тысяч франков. Если бы школа вела обучение бесплатно, то издержки ежегодно исчислялись в сумме полутора миллионов франков. Весьма примечательно, что значительную техническую помощь (и часто безвозмездную) ей оказывают инженеры государственной компании «Рено», а топливо поставляет тоже государственное объединение ЭЛФ.
По западным меркам, учиться в такой школе недешево. Только запись в нее стоит 150, а первый взнос — 900 франков. За эту плату ученики — а в среднем оба отделения «Уинфилд» принимают в год около 500 человек — проходят ускоренный курс езды (всего пять заездов) и торможений на трассе. После этого, выложив еще 1350 франков, переходят ко второй части обучения: оно состоит из теоретического разбора ситуаций, которые могут возникнуть в гонке, а также практических занятий, где осваивается прохождение поворотов. После каждого из этих курсов можно закончить обучение. Так оно чаще всего и бывает. Судя по статистике, лишь четвертая часть молодых водителей продолжает постигать программу школы дальше.
Третий и четвертый курсы стоят по 1800 франков. Каждый из них состоит из трех заездов по 15 кругов. После шести заездов, преодолев примерно тысячу поворотов, будущий гонщик получает свидетельство об окончании школы и двухзвездочную лицензию французской автомобильной федерации, позволяющую стартовать в национальных чемпионатах.
Лучшие выпускники имеют шанс проявить себя в финальной гонке. Сначала, заплатив 2400 франков, они проходят через четвертьфиналы — четыре заезда по 12 кругов и полуфиналы — два заезда также по 12 кругов (плюс 1050 франков в кассу). Пять лучших гонщиков из каждого заезда попадают в финал, путь к которому стоит «всего» 11025 франков.
Финальное соревнование — большое событие. На трибунах обычно присутствуют менеджеры и владельцы многих гоночных команд. Члены комиссии попарно располагаются по всей длине трассы. У них непростая задача — оценить за три разогревочных и пять гоночных кругов мастерство каждого водителя. В зачет идет все: торможение, стиль езды, скорость прохождения поворотов, умение чувствовать двигатель. Иногда строгое жюри расходится в оценках, и тогда проводят дополнительный заезд, а то и два. Рекорд был поставлен в Маньи-Кур в 1981 году, когда победитель определялся в трех заездах. Кстати, тогда впервые лучшей была названа женщина — Кати Мюллер из Швейцарии. Впрочем, неудивительно: Кати не раз пробивалась в финал чемпионатов мира по картингу.
Что и говорить, отделение «Шелл» может гордиться своими учениками. Самый титулованный из них француз Рене Арну, выигравший в 1977 году чемпионат Европы в формуле 2 и одержавший семь побед на этапах формулы 1. Отделение ЭЛФ, которое располагается на первоклассной трассе «Поль Рикар», воспитало целую плеяду известных спортсменов: Патрика Тамбэ, Дидье Пирони, Жана Раньотти, Эдди Чивера — победителей многих этапов в различных классах спортивных и гоночных машин. Из стен этой школы вышел и сам Ален Прост — трехкратный чемпион мира в формуле 1. В 1976 году будущий «профессор автогонок» получил титул «Пилот ЭЛФ». Это был его первый заметный успех.
Наивно думать, что все выпускники школ для начинающих пилотов добиваются в автоспорте значительных высот — путь к вершине мастерства и славы слишком труден, но опыт, накопленный за время обучения, остается навсегда, и, может быть, это главное.
С. ДОРОФЕЕВ
Источник: Журнал «АМС», №4, 1990