Италия — страна автомобильная. На каждую тысячу жителей здесь приходится 409 легковых машин. Не удивительно поэтому, что автогонки — один из любимей-ших итальянцами видов спорта. Ну а синонимом автогонок для «тиффози» давным-давно стало имя Энцо Феррари. Нет, наверное, ни одного итальянского мальчишки, который не играл бы красными игрушечными автомобильчиками «Феррари», и, конечно, каждый автогонщик на Апеннинском полуострове мечтает когда-нибудь попасть в эту знаменитую команду формулы 1. Не составляют исключения и менеджеры гоночных команд, которых в Италии превеликое множество. Кто из них не стремится повторить карьеру великого «коммендаторе»?
Лавры старого Энцо Феррари не давали покоя и Джанкарло Минарди — торговому представителю фирмы ФИАТ в Фаэнце. Этот человек решил сделать старинный центр производства фаянса и столицу итальянского виноградарства таким же известным в автомобильном мире, как Маранелло, где в свое время обосновался Феррари. Задача, что и говорить, весьма непростая. Но Джанкарло, как он сам говорит, «любит выигрывать безнадежные сражения».
В 1976 году спортивная программа Минарди была уже весьма обширной. Его команда — «Скудериа Эверест» принимала участие в автогонках национальной формулы ФИАТ-абарт, в европейских формулах Ф 3 и Ф 2. Были даже планы проникнуть в формулу 1. Однако лучшему гонщику «Эвереста» Джанкарло Мартини за рулем «Феррари-312Т» так ни разу и не удалось стартовать в гонках — не было спонсоров. Правда, все это были «чужие» машины, но ведь и Феррари начинал с «Альфа-Ромео»...
А в 1981 году на трассы первенства Европы формулы 2 вышли первые автомобили «Минарди», сконструированные Джакомо Ка-лири. Дебют прошел удачно, и осенью Микеле Альборето принес итальянской команде первую победу.
Информация о фотографии
Конструктор Томмазо Карлетти, гонщик Пьерлуиджи Мартини и шеф Джанкарло Минарди
Но, конечно, главной целью Минарди была формула 1. И в октябре 1983 года Калири начал работу над новой машиной Через девять месяцев она была готова и представлена журналистам в Фаэнце. Не было только мотора. Впрочем, и этот вопрос Минарди удалось решить оперативно. Карло Читти, 60-летний конструктор с громадным опытом, работавший в «Феррари», «Альфа-Ромео», АТС, согласился сотрудничать с командой Джанкарло. Предполагалось, что новый двигатель с турбонаддувом будет готов только через год, к сезону 1986 года. Читти вместе с инженером Пьеро Манчини приступили к работе 18 октября 1984 года. Однако проект так увлек создателей мотора, что через четыре дня они решили построить его уже к началу сезона, и 21 февраля 1985 года двигатель был готов! На следующий день он очутился на испытательном стенде фирмы «Борги и Севери» в Ченто, так как завод «Мо-тори Модерн и», где должен был выпускаться этот двигатель, еще не успели построить. А 5 мая «Минарди-М185» с новым 6-цилиндровым итальянским двигателем вышел на старт этапа чемпионата мира в Имоле.
Конструктор Томмазо Карлетти, гонщик Пьерлуиджи Мартини и шеф Джанкарло Минарди
А дальше все пошло совсем не так гладко. Трудно сказать, что было тому виной — то ли излишняя торопливость, то ли недостаток средств. А может, свою роль , сыграл средний возраст конструкторов нового мотора — 58 лет... Но как бы то ни было, к концу сезона на счету гонщика команды 24-летнего дебютанта формулы 1 Пьерлуиджи Мартини, племянника того самого Мартини, который так и не попал в Ф 1 в 1976 году, было всего-навсего 8-е, 11-е и 12-е места в шестнадцати гонках.
Следующий сезон также не принес успехов. Опытный Андреа де Чезарис, заменивший в команде П. Мартини, и еще один талантливый новичок Алессандро Наннини, стартуя постоянно из задних рядов, только однажды, в Мексике, смогли дойти до финиша: соответственно на 8-м и 14-м местах.
По итогам первых двух сезонов сальдо было явно не в пользу «Минарди». Команду не приняли всерьез. «Еще один аутсайдер,— отмахивались знатоки.— Это ненадолго. Ухлопают несколько миллионов и потихоньку уйдут».
Но Джанкарло Минарди с ролью статиста мириться никак не хотел. Чтобы поправить финансовое положение, шеф принял в команду сына богатого испанского овоще-торговца Адриана Кампоса. Гонщик это был не самый сильный (высшее достижение— седьмое место на одном из этапов в формуле 3000), зато он привел с собой богатого спонсора — фирму «Луис Джинс». Бюджет команды вырос до 7 миллионов швейцарских франков. Но ни это, ни отказ от явно неудачного двигателя «Мотори Модерни» и переход на безнаддувный «Косворт» не принесли желаемых результатов — всего одно очко за четыре сезона выступлений в формуле 1. Нужно было предпринять что-то еще. И Минарди заменил главного конструктора — место Калири занял Томмазо Карлетти, в свое время работавший в «Феррари». Из авиастроения пришли специалисты по аэродинамике Альдо Коста, Найджел Коперуэйт. И лед тронулся. Новая модель «Минарди-М189» дебютировала в Финиксе на пятом этапе чемпионата, а уже через месяц с небольшим на Гран при Великобритании команда набрала три очка — Мартини был пятым, а испанец Луис Перес-Сала — шестым. В Португалии Мартини повторил свой результат. Шеф итальянской команды, глядя на финиш своего гонщика в Эшториле, поднял вверх большой палец и воскликнул: «Мы — лучшие!» За что и получил в мире формулы 1, где господствуют Рон Деннис и его «Мак-Ларен», кличку Мак-Минарди.
А гонка в испанском Хересдела-Фронтера вообще чуть было не стала сенсацией. После первого дня тренировок у Мартини было лучшее время! И только в субботу, во второй день квалификационных заездов Сенне, Бергеру и Просту удалось улучшить результат веселого голубоглазого итальянца. Но Большой приз Испании так и не стал для Пьерлуиджи и его команды счастливым. Перед самым стартом он упал с лестницы, вывихнул ногу и сломал несколько ребер.
По итогам сезона Мартини занял 15-е место, а команда в Кубке конструкторов была одиннадцатой, опередив такие известные заводы, как «Лола», «Марч», «Лижье».
О «Минарди» сразу заговорили, в автомобильных журналах появились фотографии новой машины, инженеров команды и улыбающихся Минарди и Мартини. Полюбили команду и итальянские болельщики. Когда глубокой июльской ночью самолет доставил на родину итальянские команды — участниц Большого приза Великобритании, в аэропорту их встретили тысячи «тиффози». Но они приветствовали не «серебряный» успех Найджела Мэнселла на «Феррари». В их руках были транспаранты с большим желтым львом и надписями «Скуадра Минарди». Еще через пару месяцев Пьерлуиджи Мартини, уже было свыкшийся с ролью вечного аутсайдера, с восторгом говорил репортерам: «Когда я сажусь в свой автомобиль, у меня такое чувство, что по крайней мере четыре-пять миллионов итальянцев поддерживают меня. Это здорово помогает».
Сейчас «Минарди» располагает заводом в Фаэнце с персоналом в 650 человек и годовым бюджетом в 9,5 миллиона швейцарских франков. Однако проблем у команды все же больше, чем достижений. Не торопятся поддержать темную итальянскую лошадку спонсоры, никак не может найти Минарди и более мощный двигатель, чем 8-цилиндровый «Косворт-ДФР». Но шеф команды не теряет оптимизма: «Впереди горы работы. Мы ее не боимся — наши инженеры и гонщики молоды и не пресыщены успехами. Так что у нас все впереди. Сейчас в Италии мы команда номер два после «Феррари», и мы сделаем все возможное, чтобы стать номером один».
Источник: Журнал «АМС», №4, 1990