Однажды английский журналист Адам Купер спросил знаменитого спортсмена, какая гонка наиболее глубоко запечатлелась в его памяти. Вот что он услышал в ответ:
«Какая гонка запомнилась мне больше всего? Трудно сказать. Столько гонок было в моей жизни, что выделить какую-то одну... Хотя, пожалуй, есть такая — Большой приз ФРГ на Нюрбургринге в 1957 году. Моя последняя победа...
Настоящая гонка для меня — это гонка, в которой нет шансов выиграть. Еще в середине того сезона решил уйти из автоспорта. Я постарел, мне было почти пятьдесят, и я был уже четырехкратным чемпионом мира. Что еще нужно человеку? Пора уступить место молодым.
Со старта ушел третьим, но в ходе гонки пробился в лидеры, и был момент, когда я выигрывал у гонщика, шедшего вторым, полминуты. Но шины моего «Мазерати» неимоверно быстро изнашивались, и, чтобы не искушать судьбу, я решил заехать в боксы. В команде «Мазерати» были превосходные механики, они меняли комплект резины за 30 секунд — по тем временам результат отличный. Однако на этот раз, когда я вновь выехал на трассу, то занимал лишь третье место и проигрывал дуэту лидеров — англичанам Майку Хоторну и Питу Коллинзу — 51 секунду.
Кольцо «Нюрбургринг» тогда было длиной 23 километра, имело 166 поворотов, подъемов и спусков. Чрезвычайно трудная трасса, одна из сложнейших в мире. Того, кто побеждал здесь трижды, называли выдающимся гонщиком, «майстером». А я дважды уже выигрывал в Нюрбурге.
Шел седьмой круг, до финиша оставалось совсем немного, и я понял, что лидеров мне уже не достать. Все! Я проиграл гонку, а может быть и весь чемпионат. А зимой уйду. И уже никогда не смогу называться «майстером» Нюрбургринга.
И здесь в меня, опытнейшего сорокашестилетнего гонщика, словно вселился бес. Я никогда не рисковал на трассе, считая, что гонщик обязан начисто исключить риск из своей профессии и подчинить все трезвому холодному расчету. Но в этот солнечный августовский день все же решил рискнуть — в первый и в последний раз в жизни.
Я шел на третьей передаче там, где всегда проходил на второй, на четвертой там, где ходил на третьей. Машина полетела, как стрела, и вскоре — это было за два круга до финиша — на одном из подъемов я увидел впереди два красных «Феррари». На последнем, десятом кругу я установил рекорд круга, обошел Хоторна, Коллинза и финишировал первым.
Это была 24-я и последняя моя победа в «формуле». Единственная, ради которой я «потерял голову». Может быть поэтому она и запомнилась мне больше других».
Источник: Журнал «АМС», №4, 1990