Между тем начало Большого приза Великобритании, казалось бы, не давало повода для столь категоричного оешения. Как раз наоборот. Показав лучшее время в квалификационных заездах (1.07,428 с, 255,192 км/ч), Мэнселл занял первую позицию на старте. Чуть более полсекунды уступил ему эксчемпион мира Айртон Сенна, а в следующие 0,6 секунды умудрились «втиснуться» еще пять претендентов на победу — Бергер, Бутсен, Прост, Алези и Патрезе.
Старт выиграл Сенна, однако Мэнселл в родных стенах не желал сдаваться. Их дуэль держала зрителей в напряжении до 14-го круга. Дважды под восторженный рев трибун Мэнселл обходил своего соперника. А потом «Мак-Ларен» бразильца вдруг занесло, и Сенна отстал. А между тем Мэнселл спокойно отбивал все атаки шедшего по пятам Бергера,и можно было предположить, что,если ничего не случится с его красным «Феррари», англичанин одержит первую в нынешнем году победу. Но этим расчетам не суждено было сбыться. И виной тому товарищ Мэнселла по команде Ален Прост.
В этом сезоне трехкратный чемпион мира придерживается пока одной тактической схемы: не слишком рискуя в «квалификации», он не стремится занять первую позицию на старте. Затем примерно до середины гонки держится в тени, наблюдая за соперниками и как бы предоставляя им право выяснять отношения между собой. А потом атакует, показывает лучшее время прохождения круга и первым пересекает финишную черту. Такая тактика уже принесла ему три победы в чемпионате, и на этот раз она увенчалась полным успехом.
Команда «Оникс» сменила хозяина и название. Но и это не помогло. Большой приз Венгрии стал для «Монтеверди-Оникс» последним в сезоне — команда покинула формулу 1. |
Двенадцать кругов Прост «висел на хвосте» у Мэнселла и караулил малейшую его ошибку. В конце концов на 43-м круге (всего их было 64) он вырвался вперед и уже никому больше не уступил лидерства, финишировав в гордом одиночестве. А Мэнселлу пришлось до дна испить горькую чашу — за восемь кругов до финиша коробка передач его «Феррари» вышла из строя. Через пять кругов за Найджелом сошел и Бергер. Сенна же на другом «Мак-Ларене» после заноса и незапланированной замены шин финишировал только третьим, пропустив вперед бельгийца Тьерри Бутсена.
Многим показалось, что в команде Рона Денниса наметился определенный спад. Об этом говорили три подряд победы Проста, три подряд поражения Сенны в квалификационных заездах. Как потом выяснилось, к гонке в Сильверстоуне механикам «Мак-Ларена» не удалось подобрать оптимальные параметры подвески.
Однако к девятому этапу чемпионата — Большому призу ФРГ на автодроме «Хоккенхаймринг» «Мак-Ларен» подготовился превосходно. Более ста тысяч зрителей, несмотря на тропическую жару, пришли на гонку и стали свидетелями убедительного реванша питомцев Рона Денниса. Бригада техников «Хонды» во главе с Озаму Гото подготовила модифицированный двигатель с меньшей массой, большими числом оборотов и мощностью.
На старте «мак-ларены» заняли первый ряд (Сенна — Бергер), отодвинув «феррари» (Прост — Мэнселл) во второй и «вильямсы» (Патрезе — Бутсен) — в третий. В гонке вся команда работала слаженно и на редкость эффективно. Бергер надежно «прикрывал спину» Сенне, который по трйдиции со старта ушел вперед. А когда бразилец заехал в боксы заменить резину, механики справились со своей задачей всего за 6,22 секунды. Но все же, пока длилась эта операция, в лидеры неожиданно вышел итальянец Алессандро Наннини на «Бенетто-не-Б190» — детище нового конструктора команды Джона Барнарда.
В одном из недавних интервью гонщик номер один «Бенеттона» Нельсон Пике так прокомментировал переходы конструкторов в начале сезона: «Мак-Ларен» лишился Николса, «Феррари» приобрел его и Скалаброни, однако потерял гораздо больше — Барнарда. Так что от всей этой карусели больше всех выиграли мы». На протяжении более чем трети гонки слова трехкратного чемпиона мира наглядно подтверждались. Мэнселл на «Феррари» сошел, повредив переднюю подвеску, Прост значительно отстал, неправильно выбрав шины, а Сенна целых 16 кругов пытался обойти слегка смахивающий на попугая, сине-зелено-красно-желтый «Бенеттон» Наннини. Ему все же это удалось, и на финише бразилец был первым.
Победно вскинутый кулак Сенны наши телезрители смогли видеть в тридцатисекундном сюжете программы «Время». Зато следующий этап чемпионата — Большой приз Венгрии на трассе «Хунгароринг» — советское телевидение показывало уже целых сорок минут. И гонка удалась на славу. Пятый розыгрыш венгерского Гран при стал, пожалуй, самым интересным за эти годы. Здесь было все: сенсация в тренировке — первый ряд на старте заняли «вильямсы» Бутсена и Патрезе, напряженнейшая борьба с первых метров 305-километровой дистанции, опасные столкновения, протесты и на десерт десятикруговая дуэль «бразильского волшебника» Айртона Сенны и упорного бельгийца Тьерри Бутсена.
Гонка в Венгрии стала настоящим Ватерлоо практически для всех фаворитов. Чемпион мира Прост, как обычно, до середины гонки держался в тени, но на 37-м круге, когда он уже готов был «выстрелить» из засады, буквально «под носом» его красного «Феррари» столкнулись «Тиррел» Ж. Алези и «Минарди» П. Мартини. Прост успел затормозить, но машина перестала слушаться руля и вылетела с трассы. В очередной раз французу не повезло на «Хунгароринге».
Сенна в тренировке показал лишь третий результат. Старт он принял крайне неудачно и первый круг закончил шестым. Потом, обходя Алези, вылетел на обочину и повредил шины. Пришлось ему заезжать в боксы. И хотя после замены шин он предпринял отчаянную попытку «спасти лицо», трудно сказать, чем завершилась бы для Сенны гонка, если бы не очередной «силовой прием», который он применил. На этот раз жертвой бразильца стал Сандро Наннини. Итальянец прекрасно шел по трассе, очень красиво обошел сначала Мэнселла, потом Патрезе, Бергера, приблизился к лидеру, и тут Сенна в своем обычном стиле вытолкнул его с трассы. К счастью, обошлось без травм, но «Бенеттон» был поврежден и Наннини пришлось прекратить борьбу. Дурные примеры заразительны, и в том же самом правом повороте Бергер, для которого, видимо, не прошли даром полгода в одной команде с Сенной, все в том же «бразильском» стиле выпихнул с трассы Мэнселла. Правда, на этот раз из строя вышли оба автомобиля. Таким образом на трассе остался по сути лишь один претендент на чемпионское звание — Сенна. Прост, Мэнселл, Бергер сошли.
Казалось, бразильцу в такой ситуации можно было не рисковать и спокойно закончить гонку на второй позиции. Любопытно, что на пресс-конференции после финиша он так и сказал журналистам — меня, дескать, совсем не интересовала победа. Важно было лишь шестью очками за второе место укрепить лидерство в чемпионате. Однако присутствовавшие выслушали это заявление с улыбкой. Еще свежи были в памяти последние десять кругов гонки, когда Сенна, догнав лидировавшего с первого до последнего метра дистанции Бутсена, вцепился в него, словно бульдог, не ослабляя хватки до самого финиша, и проиграл самую малость — меньше трети секунды.
С третьего раза старт все же удался, «мак-ларены» Сенны и Бергера, занимавшие первый ряд, уверенно лидировали. В середине гонки сошли оба «вильямса» и Мэнселл. В результате аварии на старте вышел из строя основной автомобиль англичанина, а запасной «Феррари» не выдержал и 20 из 44 кругов дистанции.
На трассе с лидерами продолжал бороться лишь чемпион мира. Словно мифический Лаокоон, он пытался разорвать красно-белую «мак-лареновскую» змею. На 14-м круге Ален четко и красиво обошел Бергера и пустился в погоню за вечным своим соперником — Сенной. Прост показал лучшее время круга (кстати, по этому показателю он в Ф1 рекордсмен), но этого оказалось недостаточно. В результате на финише первым с отрывом от француза в три с небольшим секунды был Сенна, победивший в Бельгии в пятый раз и в четвертый раз подряд.
В боксах «Феррари» грустил Мэнселл. Вокруг него шла обычная гоночная жизнь. Менеджеры команд, антеннами радиотелефонов напоминавшие пришельцев-гуманоидов, вели по дистанции своих гонщиков. Журналисты обсуждали сенсационные новости о контрактах, заключенных на следующий сезон со «звездами», о 12 миллионах долларов для Сенны и 9 миллионах Проста. О том, что Жан Алези уходит из «Тиррела» в «Феррари», а в «Бенеттоне» остаются еще на один сезон Пике и Наннини. А для Найджела — непримиримого бойца, десять лет выступавшего в формуле 1, этот сезон оказался одним из самых больших разочарований. На равных состязаться в одной команде с трехкратным чемпионом мира ему оказалось не под силу.
«Каждому из нас рано или поздно приходится принимать такое решение. Мне скоро 37, и я предпочел уйти сейчас, пока я еще на вершине»,— говорил Мэнселл журналистам в Сильверстоуне.
Всегда немного грустно, когда уходят большие спортсмены. Будет вдвойне обидно, если Мэнселл покинет формулу 1, так и не «попрощавшись» со своими многочисленными почитателями еще по крайней мере одной большой победой.
А. ДМИТРИЕВ
VIII этап. СИЛЬВЕРСТОУН. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. 15 июля. 64 круга, 305,792 км: 1. А. Прост (Франция, «Феррари-641»)— 1 ч 18 мин 30,999 с; 2. Т. Бутсен (Бельгия, «Вильямс-ФВ1 ЗБ») — отставание 39,092 с; 3. А. Сенна (Бразилия, «Мак-Ларен-МП4/5Б») — 43,088; 4. Э. Бернар (Франция, «Лола-90») — 1.15,302; 5. Н. Пике (Бразилия, «Бенеттон-Б190») — 1.24,003; 6. А. Сузуки (Япония, «Лола») — 1 круг.
IX этап. «ХОККЕНХАЙМ-РИНГ», ФРГ, 29 июля. 45 кругов, 306,09 км: 1. А. Сенна — 1:20.46,164; 2. А. Наннини (Италия, «Бенеттон») — 6,52; 3. Г. Бергер (Австрия, «Мак-Ларен») — 8,533; 4. А. Прост — 45,27; 5. Р. Патре-зе (Италия, «Вильямс») — 48,028; 6. Т. Бутсен — 1.21,491.
X этап. «ХУНГАРОРИНГ», БУДАПЕШТ, ВЕНГРИЯ, 12 августа. 77 кругов, 305,536 км: 1. Т. Бутсен — 1:49.30,597; 2. А. Сенна — 0,288; 3. Н. Пике— 27,893; 4. Р. Патрезе — 31,833; 5. Д. Уорвик (Великобритания, «Лотос-102») — 1.14,244; 6. Э. Бернар — 1.24,308.
XI этап. СПА-ФРАНКОРШАМП, БЕЛЬГИЯ, 26 августа. 44 круга, 305,36 км: 1. А. Сенна — 1:26.31,997; 2. А. Прост — 3,55; 3. Г. Бергер — 28,462; 4. А. Наннини — 49,337; 5. Н. Пике — 1.29,65; 6. М. Гужельмин (Бразилия, «Марч-СиДжи-901») — 1.48,851.
ПОЛОЖЕНИЕ ПОСЛЕ ОДИННАДЦАТИ ЭТАПОВ: 1. Сенна — 63 очка; 2. Прост — 50; 3. Бергер — 33; 4. Бутсен — 27; 5. Пике — 24; 6. Наннини—16; 7. Патрезе— 15; 8. Ж. Алези (Франция, «Тиррел»), Н. Мэнселл (Великобритания, «Феррари») — по 13; 10. И. Капелли (Италия, «Марч») — 6; 11. Бернар — 5; 12. Уорвик — 3; 13. А. Каффи («Эрроуз»), С. Модена (оба — Италия, «Брэбхэм») — по 2; 15. Сузуки, Гужельмин, С. Накаджима (Япония, «Тиррел») — по 1.
КУБОК КОНСТРУКТОРОВ 1. «Мак-Ларен» — 96; 2. «Феррари» — 63; 3. «Вильямс» — 42; 4. «Бенеттон» — 40; 5. «Тиррел» — 14; 6. «Марч» — 7; 7. «Лола» — 6; 8. «Лотос» — 3; 9. «Эрроуз», «Брэбхэм» — по 2.
Источник: Журнал «АМС», №4, 1990