Зимой, до начала сезона главной темой многочисленных изданий, освещающих формулу 1, были сенсационные переходы гонщиков и конструкторов. Новым пилотом «Мак-Ларена» стал австриец Герхард Бергер, о котором уже четыре сезона говорят как об одном из кандидатов в чемпионы. Команда итальянского текстильного магната Лючано Бенеттона получила весьма солидное подкрепление в лице трехкратного чемпиона мира бразильца Нельсона Пике и одного из лучших конструкторов формулы 80-х годов Джона Барнарда. Но самые серьезные козыри появились у команды «Феррари», пригласившей прошлогоднего победителя мирового первенства — Алена Проста и американского конструктора Стива Николза, создавшего в 1988 году одну из самых выдающихся гоночных машин формулы 1 — «Мак-Ларен-МП4/4». В Маранелло, на базе «Феррари» появился и перспективный инженер из «Вильямса» аргентинец Энрике Скалаброни. Словом, было о чем порассуждать.
Многочисленные специалисты дружно сходились на том, что наибольшие шансы на победу в чемпионате имеет «большая четверка» — Сенна, Прост, Бергер и Мэнселл. Но начались «большие гонки», и оказалось, что далеко не все разделяют это мнение. Первыми возмутителями спокойствия стали молодые. Уже результаты квалификационных заездов Большого приза США явились полной неожиданностью для любителей прогнозов. Сенна — только 5-е время, Прост — 7-е, Мэнселл — 17-е! Лишь Бергер не подвел своего нового шефа Рона Денниса и выиграл тренировку, пройдя круг длиной 3798 метров за 1 : 28,664 мин (154,21 км/ч). Но за австрийцем на стартовой прямой картина была непривычная. В первом ряду стоял «Ми-нарди» итальянца Пьерлуиджи Мартини, второй ряд заняли «Даллара» Андреа де Чезариса и «Тиррел» Жана Алези, оттеснив «Вильямсы» в 5-й и 6-й ряд, «бенеттоны» в 3-й и 11 -й, «лотосы» в 10-й и 12-й.
И все же главная неожиданность была впереди. Подлинным украшением гонки по улицам американского города Финикса стал поединок Сенны и чемпиона Европы в формуле 3000 Алези. Едва лишь зажегся зеленый сигнал стартового светофора, как неуловимым стремительным маневром 25-летний француз проскользнул между Мартини и Бергером и захватил лидерство. Алези, для которого эта гонка была лишь девятым выступлением в формуле 1, шел так, будто за его «Тиррелом» не мчались три чемпиона мира-Очень спокойно, демонстрируя на сложном городском кольце с 13 поворотами прекрасную технику, он к 14-му кругу (из 72-х) довел свой отрыв до девяти с лишним секунд. А что же «большая четверка»? Для асов формулы 1 такой побег оказался полной неожиданностью. Первым не выдержал напряжения гонки Бергер — на 11-м круге «на углу Пятрй и Монро стрит» его «Мак-Ларен» занесло, и закончил гонку австриец в куче старых покрышек, ограждающих трассу. Новые «феррари-641» Проста и Мэнселла явно капризничали. На 21-м круге из-за поломки сцепления вынужден был остановиться чемпион мира, а еще через 28 кругов загорелся двигатель на машине англичанина.
Но оставался еще Сенна. Не в характере бразильца играть вторые роли, и к 25-му кругу его «Мак-Ларен» уже мчался вплотную за синебелым «Тиррелом» лидера. Почти 40 километров, 10 кругов продолжалась захватывающая дуэль. Американцы не слишком жалуют своим вниманием гонки формулы 1, в столице штата Аризона зрителей набралось не больше тридцати пяти тысяч, но те, кто пришли, были вознаграждены прекрасным зрелищем. «С самого его первого старта во Франции в прошлом году я говорил, что это талант. А сегодня он был просто великолепен! Смелость и осмотрительность одновременно!» — так говорил о своем сопернике Сенна на финише. А в гонке ему пришлось приложить все свое искусство, чтобы опередить Алези на 35-м круге. Потом Айртону уже не составило труда довести гонку до победы.
Прошло две недели, и шумный разноцветный караван формулы 1 перебрался из Северной Америки в Южную. На полностью реконструированном к новому сезону автодроме «Интерлагос» близ Сан-Паулу «банда четырех» взяла у молодых убедительный реванш, заняв на финише первые четыре места. Порядок на старте Большого приза Бразилии, где выстроились 26 автомобилей четырнадцати команд, был гораздо более привычен. Тренировку уже в 43-й раз в своей спортивной карьере выиграл Сенна, пройдя кольцо длиной 4225 метров за 1:17,277 минуты (196,824 км/ч). Рядом с его машиной в первом ряду стоял еще один красно-белый «Мак-Ларен» Бергера, далее расположились «вильямсы» Бутсена и Патрезе, а за ними «феррари» Мэнселла и Проста. Но для более чем 120 тысяч зрителей в это теплое, облачное воскресенье на трассе был только один гонщик — Айртон Сенна да Силва.
Их любимец еще ни разу не побеждал в родных стенах, хотя это, судя по всему, нисколько не смущало его земляков — трибуны буквально взорвались восторженным ревом, когда Сенна, блестяще стартовав, с первых же метров захватил лидерство и стал отрываться от соперников. Гонщикам предстояло пройти 71 круг, и к 37-му бразилец выигрывал уже 12 секунд. Однако вторым шел Прост, а «профессор» Ален уже не раз доказывал, что его тактическая мудрость и филигранная техника подчас стоят больше, чем резкий, «или пан или пропал», стиль езды его соперника.
«Мой «Феррари» был подготовлен отлично, и я верил, что достану Сенну»,— говорил на финише окружившим его репортерам счастливый победитель. А решилось все в 40-м круге. Сенна обходил отставшего на круг Сатору Накаджиму. Японский гонщик в соответствии с правилами уступил дорогу, но колеса его «Тиррела» попали на край трассы, едва заметно присыпанный мелким песком. Машину Накаджимы занесло, развернуло поперек дороги, и бразилец уже не смог избежать столкновения. К счастью, гонщики не пострадали, однако замена поврежденного спойлера стоила лидеру 24 секунды, и на финише он был только третьим, пропустив вперед еще и Бергера.
Теперь уже ничто не могло помешать Просту одержать юбилейную, сороковую победу на этапах формулы 1. Машины «Феррари», похоже, преодолели «детские болезни», а опыт и мастерство чемпиона мира ни у кого не вызывают сомнения. Между тем его красную машину на финише встречали разочарованным гулом и свистом. Прост, в шестой раз победивший на этой трассе, не обиделся на бразильцев, никогда не отличавшихся особой объективностью,— он принимал из рук их нового президента Ф. Колора ди Мело «Большой приз».
Счет в дуэли Сенна— Прост сравнялся. Могло показаться, что новый сезон опять сведется к поединку этих двух гигантов. Но уже третий этап дал новый поворот интриге чемпионата. Большой приз Сан-Марино проходил 13 мая. За полтора месяца после гонки в Бразилии произошли некоторые изменения в составах команд. В формуле 1 появился еще один представитель знаменитой фамилии Брэбхэмов. После Гэри, старшего сына трехкратного чемпиона мира Джека Брэбхэма, заявленного командой «Лайф» на арену вышел его брат Дэвид, заменивший в команде, носящей имя его отца, швейцарца Грегора Фойтека. А тот, в свою очередь, тоже перешел в «семейную» команду — его отец купил «Оникс» и мгновенно заменил опытного шведа Стефана Юханссона, выступавшего в формуле 1 с 1983 года, своим сыном. Окончательно выздоровел итальянец Алекс Каффи («Эрроуз»), перед началом сезона он упал с велосипеда (!) и сломал ключицу. Эммануэле Пирро на первых двух этапах в «Далларе» заменял молодой итальянец, тест-пилот «Мак-Ларена» Джанни Морбиделли.
Но, разумеется, не этим гонщикам суждено было исполнять ведущие партии в спектакле, состоявшемся на итальянской трассе в Имоле. Г ран при самой старой в мире республики стал бенефисом наиболее опытного актера на сцене формулы 1 Риккардо Патрезе.
Итальянский гонщик дебютировал в высшей лиге мирового автоспорта в 1977 году и за 13 лет выступлений участвовал в розыгрыше 192 Больших призов. Громких успехов никогда не добивался, одержав за это время лишь две победы. Однако прошедший сезон оказался для 35-летнего итальянца самым успешным в его карьере — он стал третьим призером чемпионата мира.
Квалификационные заезды завершились очередной победой Сенны — безусловного «чемпиона тренировок» и были омрачены опасной аварией Пьерлуиджи Мартини. Жизнь итальянца вне опасности, однако из-за сломанной ноги ему придется пропустить несколько этапов чемпионата. Сама же гонка началась неожиданно. Шел только 4-й круг, когда борьбу был вынужден прекратить главный фаворит — Сенна. Лопнула шина, и его «Мак-Ларен» вылетел с трассы. Следующие 14 кругов лидировал Бутсен на «Вильямсе», но его подвела коробка передач, и бельгиец вынужден был прекратить борьбу. События развивались стремительно. Очередного лидера — Бергера постоянно атаковал Мэнселл. Оба они всегда отличались жестким бескомпромиссным стилем езды, а в этом сезоне им еще приходится доказывать, что они не просто «вторые номера» своих команд.
Так что итог их борьбы можно было предвидеть. В одной из атак правое переднее колесо «Феррари» Мэнселла задело заднее колесо «Мак-Ларена», и обидчик со своей машиной завертелся на трассе как волчок и вылетел на газон. Бергер спокойно ушел вперед, а его сопернику неосмотрительность обошлась дорого — во время вынужденной «прогулки» по газону в радиаторы «Феррари» попала грязь, и на 39-м круге двигатель задымил. Предметный урок Мэнселлу (кстати, своему ровеснику) подал Патрезе Всю дистанцию он прошел ровно, не отпуская лидеров далеко, а за 10 кругов до финиша достал Бергера, обошел его и выиграл гонку, отметив так свое 195-е выступление на этапах чемпионата мира.
В отсутствие Сенны у Проста появился хороший шанс выйти в лидеры по итогам трех гонок. Но на дворе уже 1990 год, и остальные гонщики отнюдь не согласны быть статистами в тени двух чемпионов. 30-лет-ний итальянец Алессандро Наннини стал открытием еще позапрошлого сезона. В конце прошлого он одержал свою первую победу в Гран при. В течение нескольких кругов свыше 150 тысяч зрителей наблюдали красивейшую борьбу. И Прост, и Наннини предпочитают мягкую интеллигентную манеру, ездят «больше головой, чем ногами», так что болельщики смогли насладиться еще одним незабываемым зрелищем. Красно-желто-зелено-синий «Бенеттон» финишировал через 6,24 секунды после победителя. Прост отстал на 0,6 секунды...
Словом, завязка чемпионата оказалась чрезвычайно интересной. Будем ждать, что покажут летние гонки.
I ЭТАП. ФИНИКС, США, 11 МАРТА. 72 КРУГА. 273,4 км: 1. А. Сенна (Бразилия, «Мак-Ларен-МП4/5Б») — 1 ч 52 мин 32,829 с; 2. Ж. Алези (Франция, «Тиррел-018Б») — отставание 8,685 с; 3. Т. Бутсен (Бельгия, «Вильямс-ФВ13Б») — 54,08; 4. Н. Пике (Бразилия, «Бенеттон-Б189») — 1.08.358; 5. С. Модена (Италия, «Брэбхэм-БТ58»| — 1.09.503 ; 6. С. Накаджима (Япония. «Тиррел») — 1 круг.
II ЭТАП. АВТОДРОМ «ИН-ТЕРЛАГОС» ИМЕНИ К. ПАСЕ. САН-ПАУЛУ, БРАЗИЛИЯ, 25 МАРТА. 71 КРУГ, 307.075 км: 1. А. Прост (Франция, «Феррари-641») — 1 : 37.21.258; 2. Г. Бергер (Австрия, «Мак-Ларен») — 13,564; 3. А. Сенна — 37,722; 4. Н. Мэнселл (Великобритания, «Феррари») — 47,266; 5. Т. Бутсен — 1 круг; 6. Н. Пике — 1 круг.
Ill ЭТАП. АВТОДРОМ ИМЕНИ Э. И Д. ФЕРРАРИ, ИМОЛА, ИТАЛИЯ. 13 МАЯ. 61 КРУГ, 307,44 км: 1. Р. Патрезе (Италия, «Вильямс») — 1 : 30.55,476; 2. Г. Бергер — 5,117; 3. А. Наннини (Италия, «Бенеттон») — 6,24; 4. А. Прост — 6,843; 5. Н. Пике — 53,112; 6. Ж. Алези — 1 круг.
ПОЛОЖЕНИЕ ПОСЛЕ ТРЕХ ЭТАПОВ 1. Сенна — 13 очков; 2—3. Прост, Бергер — по 12; 4. Патрезе — 9; 5. Алези — 7: 6—7. Бутсен, Пике — по 6; 8. Наннини — 4; 9. Мэнселл — 3; 10. Модена — 2; 11. Накаджима — 1.
КУБОК КОНСТРУКТОРОВ 1. «Мак-Ларен» — 25 очков; 2—3. «Феррари», «Вильямс» — по 15; 4. «Бенеттон» — 10; 5. «Тиррел» — 8; 6. «Брэбхэм» — 2.
Источник: Журнал «АМС», №2, 1990