В мире формулы 1 регистрируется множество различных рекордов. Неутомимые статистики подсчитывают число побед и очков, выигранных тренировок и пройденных километров. Все 34 новые поколения гонщиков стараются перекрыть достижения своих предшественников. Но вот уже 31 год держится рекорд новозеландца Брюса Мак-Ларена. Выиграв в 1959 году Большой приз США в Себринге (Флорида), он в 22 года стал самым молодым победителем этапа чемпионата мира.
Мак-Ларен 12 сезонов участвовал в гонках формулы 1, одержал четыре победы, был серебряным и дважды бронзовым призером чемпионата. Однако наибольших успехов Брюс добился в соревнованиях так называемых спортивных прототипов. Основанная им в 1964 году фирма «Брюс Мак-Ларен Мотор Ресинг» стала выпускать спортивно-гоночные автомобили для американского рынка, к которым сразу же был проявлен неожиданно высокий интерес. С 1966 года в Северной Америке проводятся соревнования на Канадо-Американский кубок — серия Кан-Ам. Вот на эти-то гонки новозеландец сделал главную ставку. И, как выяснилось, не ошибся. На протяжении шести сезонов, с 1966 по 1971 год, «оранжевые слоны», как называли «мак-ларены» за характерную «фамильную» окраску и внушительный внешний вид, выиграли 32 из 37 гонок КанАм.
Успехи за океаном позволили Брюсу всерьез заняться «формулой». После экспериментов с младшими «Ф2» и «ФЗ» он, по примеру трехкратного чемпиона мира и своего большого друга Джека Брэбхэма, создает собственную команду формулы 1. Перые два сезона ее преследовали бесконечные поломки, но это обстоятельство, похоже, не охладило пыл Мак-Ларена. Владелец фирмы, он же «первый номер» гоночной команды, он же главный водитель-испытатель день за днем, месяц за месяцем неутомимо накручивал асфальтовые круги на полигоне в Гудвуде. Пришли и первые победы, соперникам пришлось считаться с упорным новозеландцем.
2 июня 1970 года стало черным днем в истории команды. В Англии при испытаниях новой модели спортивного прототипа Брюс МакЛарен погиб. Устоит ли молодая фирма, потеряв своего хозяина и лидера, не рассыпется ли, как многие другие и до и после? Команда, однако, к тому времени уже крепко стояла на ногах, и это позволило ей продолжить восхождение на автомобильный Олимп. В 1974 году усилия честолюбивого менеджера Тедди Мейера и талантливого конструктора Гордона Коппака увенчались долгожданным успехом — чемпионом мира стал бразилец Эммерсон Фиттипальди, а «Мак-Ларен» завоевал Кубок конструкторов — высшую награду для лучшей команды сезона.
Созданный Коппаком «Мак-Ларен-М23» оказался одним из самых надежных и результативных автомобилей за всю историю формулы 1. В 1973 и 1975 годах он принес команде серебряные награды, а в 1976 чемпионом мира на нем стал англичанин Джеймс Хант. И тем не менее в конце 70-х годов «Мак-Ларен» попал в затяжную полосу неудач. Команда из английского городка Колнбрука продолжала жить старым багажом, в то время как соперники стремительно стали уходить вперед. Для того, чтобы выйти из кризиса, нужны были решительные меры. И в 1980 году Т. Мейер объединил «Мак-Ларен Мотор Ре-синг» с другой английской фирмой — «Проджект 4», руководимой бывшим механиком Роном Деннисом.
С этого момента и началась современная история «Мак-Ларена». Менее чем за десятилетие полукустарная мастерская превратилась в одну из крупнейших в мире фирм по производству гоночных автомобилей с годовым бюджетом в десятки миллионов долларов. Деннис обладает незаурядным коммерческим талантом и, что не менее важно, отлично разбирается в людях. Потому-то в «Мак-Ларене» работали и работают специалисты только высшей квалификации — конструкторы Джон Барнард и Гордон Марри, гонщики — трехкратные чемпионы мира Никки Лауда и Ален Прост, чемпионы мира Айртон Сенна и Кейо Росберг, шеф-механик Джо Рамирес, считающийся лучшим специалистом своего дела в формуле 1.
Великолепная команда Деннис — Барнард — Лауда — Прост — «Порше» буквально разгромила всех соперников и впервые в истории формулы 1 трижды подряд выигрывала чемпионский титул в 1984—1986 гг. Между тем на сцену чемпионата мира вышла японская фирма «Хонда». Ее турбонад-дувные «супермоторы» в 1987 году отодвинули «МакЛарен» на второй план. К тому же о своем уходе в «Феррари» заявил главный конструктор Джон Барнард. Но Деннис не был бы Деннисом, если бы не сумел подписать контракт с японцами и не переманил из «Брэбхэма» творца чемпионских моделей 1981 и 1983 годов Гордона Марри. В 1988—1989 годах «Мак-Ларену» снова не было равных. Два высших титула, 25 побед в 32 гонках, два Кубка конструкторов — таков итог этих двух сезонов. Подавляющее преимущество. Были этапы, когда краснобелые автомобили на финише на целый круг опережали ближайших соперников. Столь явное превосходство дало повод журналистам окрестить чемпионат мира «формулой Мак-Ларен».
Соперники лихорадочно пытались открыть секрет английской команды, Международная федерация автоспорта сетовала на падение зрительского интереса к формуле 1, и только Рон Деннис был невозмутим: «Наше дело — строить отличные гоночные машины, об остальном пусть болит голова у наших соперников».
Сейчас «Мак-Ларен Интернэшнл Лимитед» — филиал концерна «ТАГ» («Текник д' Авангард») и располагает заводом в городке Уокинг близ Лондона, где на площади чуть более 6000 м2 размещено самое современное в мире оборудование для производства гоночных автомобилей. Мозг компании — научно-исследовательский отдел, который возглавляет «южноафриканский гений» Г. Марри. Под его руководством молодые конструкторы Стив Николз и Нил Оутли создают «автомобили для чемпионов». Здесь есть все — новейшая электроника, спутниковая связь, система компьютерного проектирования. Кузова «мак-ларенов» еще с 1981 года делают по космической технологии американской фирмы «Геркулес Эйроспейс». Конечно, все это стоит громадных денег, но спонсоры, или, как называет их сам Деннис, вкладчики, не скупятся — ведь по популярности с гонками формулы 1 спорят в мире только Олимпийские игры да чемпионаты мира по футболу. К тому же миллионы телезрителей получают возможность убедиться, что автомобили, раскрашенные как коробки из-под сигарет «Марлборо», лучшие в мире.
Казалось бы, вершина достигнута. Однако Деннис и не думает почивать на лаврах, у него обширные планы — строительство научно-исследовательского комплекса с испытательной трассой и собственной аэродинамической трубой. Не прочь «Мак-Ларен» и принять участие в чемпионате мира среди спортивных автомобилей и, возможно, в гонках американского аналога формулы 1 — формулы КАРТ. Здесь, кстати, у английской команды хорошие традиции — три победы в престижнейших гонках «Инди 500» в 1972, 1974 и 1976 годах.
Победа Сенны на Гран при Испании в октябре 1989 года стала 80-м успехом его команды на этапах чемпионата мира. Так «Мак-Ларен» обошел в исторической табели о рангах команду «Лотос» (79 побед) и вышел на второе место. «Впереди прекрасный ориентир. У «Феррари» 97 побед, так что не в будущем сезоне, но в девяносто первом — девяносто втором годах мы догоним и «жеребцов из Маранелло»,— так говорит исполнительный директор «Мак-Ларена» Рон Деннис. А слов он на ветер не бросает.
Источник: Журнал «АМС», №1, 1990