Уже первые тренировочные заезды в Рио-де-Жанейро перед началом чемпионата не могли не взволновать. Французский гонщик Филипп Штрайф на машине АЖС не справился с управлением и потерпел аварию, досрочно выбыв из борьбы. Полученная травма позвоночника оказалась настолько серьезной, что надолго приковала его к больничной постели. Впрочем, скорая победа Найджела Мэнселла в гонке на Большой приз Бразилии, завертевшей многомесячную карусель формулы 1, отодвинула трагедию Штрайфа на второй план. Новый «Феррари» победителя этапа в Рио с двенадцатицилиндровым «атмосферным» двигателем и семиступенчатой трансмиссией, имеющей электронную систему переключения скоростей, представлялся реальным конкурентом «мак-ла-ренов» и необычайно подогревал интерес к соревнованиям. Но следующая гонка в Имоле (Большой приз Сан-Марино) снова заставила говорить о средствах безопасности для спортсменов.
На скоростном повороте «Тамбурелло» красный «Феррари» Герхарда Бергера вылетел с трассы и врезался в бетонную стену, после чего, расколовшись на несколько частей, начал гореть. Пожарная бригада, быстро погасив огонь, спасла Бергеру жизнь, хотя на сей раз выручили и специальные секции корпуса машины, деформировавшиеся при ударе и поглотившие энергию. У австрийца были обожжены руки, поэтому к старту в Монте-Карло его не допустили. Президент Международной федерации автоспорта Жан-Мари Балестр отметил: «Бергер чудом пережил аварию. Но в данном случае не менее чудесна изобретательность и смекалка людей, отвечающих за жизнь гонщиков».
Пока руководство «Феррари», возглавляемое новым шефом Чезаре Фьорио, приходило в себя, пилоты команды «Мак-Ларен» уходили вперед. Их преимущество не было таким значительным, как в предыдущие годы, однако набранные суммы очков после этапа в США утвердили спортивный мир в мысли, что чемпионское звание опять разыграют между собой Сенна и Прост. В этом споре предпочтение отдавалось бразильцу, который рвался к своему второму титулу, не думая об этике поведения как на гоночной трассе, так и вне ее. Подобная тактика очень быстро привела к конфронтации с Простом. Итог — два лучших пилота формулы 1 перестали общаться друг с другом.
Три последующие гонки не принесли Сенне ни одного зачетного очка. Технические неполадки не позволили ему финишировать в первой шестерке, а это было наруку Просту, добившемуся, благодаря победам во Франции и Англии, довольно большого отрыва. Тем не менее, положение француза оставалось шатким. Среди руководителей команды «Мак-Ларен», видевших в Сенне потенциального чемпиона, возникло недовольство сложившейся ситуацией. Все чаще разгорались конфликты между Простом и боссом команды Роном Деннисом. Все чаще стали поговаривать о неравном техническом оснащении автомобилей двух соперничающих гонщиков.
Чем ближе был финиш чемпионата, тем нервознее становилась обстановка в стане лидеров. Первое место Проста в Монце накалило отношения до предела — чемпионское звание ускользало от Сенны. К тому же результат гонки в Португалии сводил шансы бразильца практически к нулю. Находясь во главе лидирующей группы, он столкнулся с Мэнселлом, не реагировавшим на приказ главного судьи прекратить езду, и сошел с дистанции, недосчитавшись девяти очков. Только победы в оставшихся Больших призах выводили Сенну на первое место. И если в Испании он справился с программой-ми-нимум, то в Японии лишился последней надежды. Со старта пелетон вел Прост, и Сенна, шедший следом, ясно видел, что француз ошибку не сделает. За несколько кругов до конца гонки Айртон поставил на карту все: на одном из правосторонних поворотов он попытался обойти лидера по внутреннему радиусу, но лишь заблокировал проезд. Оба «Мак-Ларена» вылетели на газон. К счастью, никто не пострадал. Прост спокойно вышел из кокпита и направился к боксам, но раньше него там был несдавшийся Сенна. Заменив на автомобиле поврежденный при столкновении передний спойлер, бразилец возвратился на трассу и первым пересек финишную черту.
Организаторы долго не объявляли итоги гонки. От их решения зависела судьба чемпионского титула. Но правила есть правила, и за допущенные ошибки при обгоне, за самовольное сокращение расстояния от места аварии до боксов Сенна был дисквалифицирован, а его результат аннулирован. Протест команды «Мак-Ларен» не нашел поддержки в апелляционном трибунале ФИА, после чего чемпионом мира в третий раз был объявлен Ален Прост. Разочарованный Айртон еще грозился судом, однако последний Большой приз сезона в Аделаиде (Австралия) его добил окончательно — в сильнейший ливень при плохой видимости он потерял ориентацию и наскочил сзади на «Брэбхэм» Мартина Брандля.
Руководители ФИА направили команде «Мак-Ла-рен» письмо с резкой критикой ее действий, а генеральный директор федерации Жак Саррю объявил о принятом решении дисквалифицировать Сенну на полгода и оштрафовать на 100 тысяч долларов. Половина этой суммы пошла в фонд помощи пострадавшему Штрайфу. Присоединился к критике и Ален Прост: «Правила существуют для того, чтобы их выполнять. Сенна слишком опрометчиво подверг себя и других чрезмерному, бессмысленному риску».
В Аделаиде чемпион выступил за «Мак-Ларен» в последний раз, прежде чем присоединился к команде «Феррари». Ему освободил место Герхард Бергер, пожалуй, один из самых больших неудачников сезона. Помимо страшной аварии в Имоле австрийцу доставили немало хлопот закулисные игры Че-заре Фьорио. Как стало известно, коллега Бергера Найджел Мэнселл на последних этапах имел автомобиль с более доработанным кузовом и двигателем большей мощности. «Я знал, что Фьорио относится ко мне предвзято,— сказал в одном из интервью Бергер,— но те неприкрытые махинации в конце сезона просто лишили меня покоя. Ухожу из «Феррари» крайне разочарованным». Неудивительно, что впервые австрийский гонщик пришел к финишу лишь на двенадцатом этапе в Италии.
Найджел Мэнселл после незначительного спада снова заслужил высокие оценки. Показательна была гонка в Будапеште, когда он в равном бою опередил пилотов «Мак-Ларена». Пожалуй, за два года только ему удалось, не используя сходов фаворитов, одержать чистую победу. Даже дисквалификации Мэнселла за нарушение правил в Канаде и Португалии не смогли бросить тень на его спортивные успехи в сезоне.
Значительно оживили ход соревнований Тьерри Бут-сен и Риккардо Патрезе на «вильямсах» с десятицилиндровыми двигателями «Рено».
Бутсен после семилетнего пребывания в формуле 1 наконец-то добился успеха, зарекомендовав себя большим специалистом на мокрых трассах, а Патрезе, входящий в число наиболее опытных пилотов, провел самый успешный сезон, заняв по сумме очков место за Простом и Сенной.
Необычно большое количество молодых гонщиков ворвалось в формулу 1. Англичанин Джонни Герберт, француз Жан Алези в первых же стартах доехали до финиша в зачетной шестерке. Алези, несмотря на восемь проведенных гонок в чемпионате мира и на занятость в формуле 3000, сумел подняться на высокое девятое место, опередив многих искушенных пилотов. Из наступающей гвардии набрали первые очки итальянцы Стефано Модена, Алекс Каффи, Эммануэль Пирро, Габриэль Тарквини, француз Оливье Груйяр, испанец Луис Перес-Сала. Обратили на себя внимание Эрик Бернар (Франция), Юрки-Ярви Лехто (Финляндия), Бертран Гашо (Бельгия).
Интересно, что по заключению западногерманского журнала «Ралли Рэйсинг», оценивающего мастерство гонщиков после каждого этапа по шестибалльной шкале (1 балл — класс чемпиона мира; 2 — отлично; 3 — хорошо; 4 — посредственно; 5 — слабо; 6 — ниже уровня формулы 1), наименьшую сумму по итогам сезона набрал Айртон Сенна — 1,4. Далее расположились: Прост—1,7; Бергер — 2,1; Мэнселл — 2,2; Патрезе — 2,3; Алези — 2,6; Бутсен — 2,7; Наннини — 2,8; Мартини — 3,0; Палмер — 3,0. Как видно, в десятку лучших попал и Алези, считающийся на сегодняшний день самым перспективным пилотом формулы 1. Замыкают же таблицу: Дальма — 5,3; Рафанель — 5,3; Бертаггиа — 5,5; Ларраури — 5,6 и Сузу-ки — 5,6.
По числу набранных единичек лидирует снова Сенна — 10. У Проста — 7 и Мэнселла — 4. Шестерок больше всего получил Сузуки — 10. У Морено — 8 и Рафанеля — 6.
Известно, что статистика знает все, поэтому любопытно взглянуть на другие цифры, характеризующие прошедший сезон.
Чемпионат мира формулы 1 длился 226 дней — с 26 марта по 5 ноября. Заключительный Большой приз Австралии был 484-м в истории чемпионатов. Из них 334 проходило в Европе, 73—в Северной Америке, 46 — в Латинской Америке, 21 — в Африке и по 5 — в Азии и Австралии. Суммарная дистанция 16 Больших призов составила 5083,985 км.
Гонщики
— в квалификационных заездах участвовало 47 гонщиков из 14 стран — 14 из Италии, 8 из Франции, 6 из Англии, по 4 из Бразилии и ФРГ, по 2 из Бельгии и Японии, по одному из США, Испании, Австрии, Швейцарии, Швеции, Аргентины и Финляндии;
— 6 гонщиков (Г. Фой-тек, А. Сузуки, В. Вайдлер, Й. Винкельхок, Э. Бертаггиа, О. Ларраури) ни разу не прошли квалификационное время и в гонках участия не приняли;
— только 6 гонщиков (А. Прост, А. Сенна, Т. Бутсен, Р. Патрезе, И. Капелли, А. Наннини) участвовали во всех 16 Больших призах;
— очки завоевали 29 гонщиков из 11 стран (рекорд формулы 1) — 9 из Италии, по 5 из Англии и Франции, 3 из Бразилии, по одному из Бельгии, Австрии, США, Швеции, ФРГ, Испании и Японии;.
— средний возраст гонщиков, стартовавших в чемпионате,— 30,07 года. Самый младший — Ю.-Я. Лехто из Финляндии (родился 31.01.1966 г.). Самый старший— Р. Арну из Франции (4.07.1948 г.);
— наибольшее число гонщиков финишировало в Большом призе Бельгии — 16 (из 26 стартовавших), наименьшее число финишировавших— 8 (БП Канады и БП Австралии);
— только А. Сенна добился максимального преимущества на отдельных этапах. В Хоккенхайме и Хересе он выиграл тренировки, победил в гонках и показал лучшее время круга;
— А. Сенна повторил свой прошлогодний успех, выиграв 13 тренировок. Теперь на его счету 42 победы и это рекорд формулы 1;
— А. Сенна по ходу чемпионата лидировал на протяжении 2294,4 км. На втором месте А. Прост — 1216 км. Далее: Патрезе — 428, Мэнселл — 333, Бергер — 235,9, Бутсен — 226,8, Уорвик — 17,6, Накаджима — 17,6, Мартини — 4,4;
— наименьший разрыв между двумя лучшими гонщиками на тренировке был зафиксирован во Франции — 0,025 с (Прост перед Сенной). Наибольший в Японии — 1,730 с (Сенна перед Простом);
— наименьшее преимущество победителя гонки перед вторым гонщиком было зафиксировано в Бельгии — 0,304 с (Сенна перед Простом). Наибольшее в Монако — 52,529 с (Сенна перед Простом);
— Большой приз Бразилии стал 177-м для Р. Патрезе. Тем самым итальянец установил новый рекорд формулы 1, до этого принадлежавший англичанину Г. Хиллу и французу Ж. Лаффи-ту (176 стартов);
— сотый старт в формуле 1 провел бельгиец Т. Бутсен. Юбилейная гонка состоялась на его домашней трассе в Спа;
— помимо шестерки неудачников, ни разу не прошедших квалификационное время, еще 26 гонщиков досрочно присоединялись к зрителям после отборочных заездов. Среди них Я. Дальма и П.-А. Рафанель — по 15 раз, Б. Шнайдер — 14, П. Джинца-ни — 13, Р. Морено — 12;
— неофициальное звание чемпиона тренировочных заездов выиграл А. Сенна. Он повторил свой прошлогодний рекорд, набрав в сумме 135 очков (очки получают шесть первых гонщиков по системе 9—6—4—3—2—1, показавших лучшее время). Следом за ним расположились: А. Прост — 86, Г. Бергер — 44, Н. Мэнселл — 40, Р. Патрезе — 37, Т. Бутсен — 21, А. Наннини — 11, П. Мартини — 9, М. Брандль — 5, А. Каффи — 5, И. Капелли — 3, Ф. Алльо — 2, Д. Уорвик — 1, М. Гужельмин — 1;
— звание самого быстрого гонщика, разыгрываемое также неофициально (очки получают шесть спортсменов, показавших лучшее время круга в гонке), выиграл А. Прост. Его сумма — 77 очков. А. Сенна второй — 64 очка и далее в десятке: Н. Мэнселл — 60, Г. Бергер — 32, Р. Патрезе — 27, А. Наннини— 26, Т. Бутсен — 17, М. Гужельмин—12, Д. Палмер, А. де Чезарис, Н. Пике и С. Накаджима — по 10;
— А. Прост еще больше увеличил свою рекордную сумму очков, набранную в гонках формулы 1,— 592,5. Вторым по-прежнему остается результат Н. Лауды — 420,5 очка.
Команды
— 20 команд были заявлены в чемпионате мира 1989 года. 16 из них получили зачетные очки (рекорд формулы 1);
— первые очки получили команды «Даллара» (после 17 проведенных Больших призов) и «Оникс» (после 7);
— самой стабильной командой была «Мак-Ларен». Ее пилоты лишь раз в Большом призе Австралии не закончили гонку;
— неудача постигла команду «ЕвроБрун», гонщики которой ни разу не прошли квалификационное время;
— сразу несколько команд отметили по ходу чемпионата юбилейные старты: «Феррари» в Венгрии 450-й; «Лотос» в Мексике 400-й, «Брэбхэм» во Франции 350-й, «Лижье» в Бразилии 200-й.
Двигатели
— семь фирм (5 из Европы и 2 из Японии) предоставили командам формулы 1 свои двигатели. Впервые такая возможность выпала «Ламборгини» (Италия) и «Ямахе» (Япония).
Трассы и зрители
— самая длинная дистанция чемпионата в Сузуке — 310,985 км. Самая короткая в Монте-Карло — 256,256 км;
— самой скоростной трассой была «Сильверсто-ун». На ней Н. Мэнселл показал скорость 246,325 км/ч. Самая «тихоходная» в Аделдиде — 138, 180 км/ч (С. Накаджима);
— меньше всего зрителей присутствовало в Фениксе — 31 441. Больше всего в Сильверстоуне — 200 000;
всего на 16 этапах чемпионата присутствовало 1 571 450 зрителей (в среднем около 100 000).
Итоговая таблица чемпионата мира на автомобилях формулы 1 1989 года
Кубок конструкторов формулы 1 1989 года
Источник: Журнал «АМС», №1, 1990