Монте-Карло — Монреаль — Мехико — Ле-Кастелле
Теплым майским воскресеньем на стартовой прямой Большого приза Монако в первом ряду стояли краснобелый «Мак-Ларен» Айртона Сенны и красный «Феррари» Алена Проста. Впервые в этом сезоне никто не мог помешать чемпиону и эксчемпиону мира выяснить отношения с глазу на глаз. Бергер, Мэнселл, Пике, Але-зи, Наннини, Бутсен, Патрезе — все те, на кого после первых трех этапов возлагали столько надежд, как на возможных укротителей «непобедимого дуэта», остались позади. Вновь на авансцену формулы 1 вышли два великих актера, чтобы продемонстрировать один — свой феноменальный талант и жажду победы, другой — непревзойденное водительское мастерство, хладнокровие и тактическую мудрость.
Гонка в Монте-Карло — единственная в своем роде. Сложнейшая городская трасса, проложенная по узким улицам и экзотическим набережным «всемирной столицы рулетки», изобилует крутыми поворотами, подъемами и спусками, есть здесь даже тоннель. Гонщики обычно недолюбливают городские трассы, но к этой, труднейшей из всех, отношение особое. Если ты выиграл, да что там, если ты просто заработал хотя бы очко в Монте-Карло, значит ты что-то значишь в автомобильном мире.
Обгон в Монако — дело весьма и весьма сложное, поэтому необычайно возрастает цена первой стартовой позиции. «У того, кто первым вошел в поворот Сен-Девот — сразу после старта — лучшие шансы на победу»,— говорит об этой трассе Сенна, и бразильцу можно верить — за последние три года он побеждал здесь дважды.
Так оно и получилось. С первой позиции на старте (он выиграл тренировку, пройдя круг длиной 3328 метров за 1.21, 314—147,33 км/ч) Сенна мощно ушел вперед. Прост преследовал его почти половину дистанции, но на 31-м круге из-за поломки вынужден был расстаться с мечтой повторить достижение Грэма Хилла и победить в Монако в пятый раз. Мэнселл — другой представитель команды «Феррари» стартовал с седьмой позиции. После столкновения с «Вильямсом» Тьерри Бутсена он заехал в боксы, снова начал борьбу с 16-го места, прорвался на четвертое, но за 14 кругов до финиша все-таки сошел — перегрелся генератор.
А на трассе шла упорнейшая борьба за второе место. Жан Алези, отличающийся весьма агрессивным стилем езды, упорно отбивал все атаки Герхарда Бергера. Эта дуэль до самого финиша держала в напряжении зрителей,— а их на улицах столицы средиземноморского княжества собралось более ста тысяч. В результате молодой француз опередил австрийца менее чем на секунду и повторил свой заокеанский успех. Как и в Финиксе, он был вторым.
Четверть марафонской девятимесячной дистанции первенства мира осталась позади, и лучшим автогонщикам планеты предстояло вновь сменить обстановку. После бурлящего, вечно праздничного Монте-Карло их ждали «широкие бескрайние просторы» Канады, где должен был состояться пятый этап. На величественной, спокойной реке Святого Лаврентия, пересекающей крупнейший город страны — Монреаль, есть искусственный остров Нотр-Дам, на котором расположен городской парк и трасса для автогонок. Автодром имени Жиля Вильнева назвали в память о талантливом канадском спортсмене, погибшем восемь лет назад. Здесь с 1978 года проводится розыгрыш Большого приза Канады формулы 1.
Явным фаворитом приехал в Америку Сенна — единоличный лидер чемпионата. Ждали быстрых секунд от Проста и Мэнселла. Их «фер-рари» получили совершенно новый двигатель, который уже в Монте-Карло показал обнадеживающие результаты. Посматривали и на Бутсена — бельгиец в прошлом сезоне победил именно здесь под проливным дождем, за что и был тут же окрещен журналистами «рейн-мэн» человек-дождь. А именно дождь упорно предсказывали местные синоптики на второй уик-энд июня.
Но главным героем пятого этапа чемпионата мира стал 1 второй номер» «Мак-Ларена» — Бергер. В квалификации он был вторым, пропустив вперед только Сенну (это была уже 46-я победа бразильца в тренировках — 4390 метров за 1.20.394—196,57 км/ч). Герхард рванулся со старта «как ужаленный», обошел Сенну и все 69 кругов никому не уступал первой позиции. Бергер мчался так, будто эта гонка — решающая в его жизни, не обращая ни малейшего внимания на мокрую дорогу. Он оторвался от Сенны на 45 секунд (!), финишировал в гордом одиночестве и занял... четвертое место. А все дело в том, что со старта он сорвался на мгновение раньше зеленого сигнала светофора, и судьи наказали австрийца минутой штрафа.
Сенна же с несвойственным для себя спокойствием прошел всю гонку, постоянно контролировал ситуацию за своей спиной и одержал 23-ю победу на этапах чемпионата. Гонщики «Феррари» не смогли оказать ему серьезного сопротивления — Мэнселл был только третьим, а Проста на протяжении почти всей гонки беспокоили тормоза. К тому же трехкратный чемпион мира не слишком уважает езду под дождем. Вторым на финише был еще один бразилец — Нельсон Пике. Его новый «Бенеттон-Б190» выглядел очень солидно и ни в чем практически не уступал «макларенам» и «феррари».
Больше всех это обстоятельство обеспокоило Сенну: «Десятицилиндровый двигатель «Хонда» теряет свое преимущество перед конкурентами,— жаловался бразилец.— На второй половине гонки моей машине явно «не хватает дыхания», и «Форд», «Рено» и, особенно, «Феррари» начинают меня сильно тревожить». Экс-чемпион мира даже пригрозил своему “шефу, что, если в ближайшее время вопрос с двигателем не решится, он уйдет из команды.
Перед шестым этапом чемпионата мира — Гран при Мексики могло показаться, что опасения Сенны лишены оснований. «Мак-ларены» Бергера и Сенны занимали соответственно первую и третью позицию, между ними вклинился только Патрезе. Мэнселл был четвертым, а Прост лишь тринадцатым. Но, как выяснилось, бразилец очень точно почувствовал наметившуюся тенденцию. К тому же главный козырь основного соперника команды Рона Денниса — «Феррари» — отнюдь не новый двигатель. За рулем красного автомобиля из Маранелло сидит поистине великий гонщик. И именно в Мехико Прост показал, что не зря два сезона проходил «гоночные университеты» под руководством самого Нйки Лауды. Уйдя на дистанцию из глубины стартового поля, он в лучшем стиле своего учителя спокойно вел гонку, берег шины и двигатель и потихонечку подбирался к лидирующей группе. А здесь, в решающий момент гонки включил максимальную скорость, обошел Бергера и Мэнселла, все внимание сосредоточивших друг на друге, и догнал главного своего соперника — Сенну.
Бразилец, лидировавший 57 кругов, занервничал — до конца оставалось почти 50 километров, а шины его «Мак-Ларена» уже явно «дышали на ладан». Развязка наступила быстро — на 59-м круге Прост подкараулил-таки бразильца и вырвался вперед, а еще через четыре круга задняя правая шина «Мак-Ларена» под номером 27 лопнула, и лидер чемпионата прекратил борьбу.
Еще весной Прост говорил, что первые два этапа — в США и Бразилии не играют большой роли, следующие четыре — разминка. А чемпионат для него по-настоящему начнется только дома, на Гран при Франции. Конечно, «маленький Наполеон» немного лукавил: профессионал до мозга костей, он никогда не позволял себе прохладно относиться к какой бы то ни было гонке. Но тем не менее факт остается фактом — после седьмого этапа на трассе «Поль Рикар» в южнофранцузском Ле-Кастелле он почти сравнялся с Сенной — перед Большим призом Англии их разделяло лишь три очка.
Гран при Франции — это сама история автогонок. Ведь именно здесь в начале века родилось понятие «гонки серии Гран при». И сейчас, наряду с 24-часовым автомарафоном в Ле-Мане, Большой приз считается во Франции престижнейшим автомобильным соревнованием. За право проведения этапа чемпионата мира постоянно идет борьба между различными автодромами — а их в этой стране предостаточно. Так что трасса Гран при просто обязана быть самой лучшей, самой безопасной, самой интересной.
После прошлогодней аварии на кольце «Поль Рикар», когда бразильца Маурисио Гужельмина только чудо спасло от верной смерти, хозяева трассы в Ле-Кастелле решили полностью обновить покрытие автодрома — впервые за последние двадцать лет. И весьма в этом преуспели. Кольцо длиной 3810 метров с идеально ровной поверхностью, большими зонами безопасности привело в восторг гонщиков. И хотя новый асфальт, как ему, в общем, и положено, пока чуть скользковат, особенно на поворотах, свежая одежда «Поля Рикара» соответствует самым строгим требованиям ФИСА.
В квалификационных заездах с новой трассой пучше всех справился Мэнселл. Англичанина на первых этапах как-то отодвинул в тень его товарищ по команде — трехкратный чемпион мира Прост. Но Найджел — настоящий боец и, по его словам, никого не боится. Во Франции в пятницу и субботу он был просто великолепен и принес «Феррари» первую «тренировочную» победу в сезоне.
Мэнселл стартовал лучше всех, но в лидерах продержался только один круг — его обошли «мак-ларены» Бергера и Сенны. Однако и Рон Деннис радовался недолго — пришло время замены шин, и положение на трассе полностью изменилось. Механики «красно-белых» замешкались, обслуживая машину Сенны, а в результате в лидеры вновь вышел Мэнселл. Потом забарахлил мотор «Феррари», и вот уже новый лидер — Риккардо Патрезе. Но не прошло и двух минут, как десятки тысяч зрителей буквально онемели от изумления — обойдя сине-бело-желтый «Вильямс», вперед вырвался «Марч» под номером 16. Ивану Капелли, видимо, надоело четвертый год ходить в перспективных, и он решил наконец продемонстрировать все, на что способен. В позапрошлом году итальянец уже на короткое мгновение вкусил прелесть лидерства — на Г ран при Японии он вел пелетон 400 метров. А в Ле-Кастелле 27-летний гонщик почти половину дистанции мчался впереди всех фаворитов.
Между тем, уйдя со старта лишь шестым, к лидирующей группе, словно охотник к стаду оленей, подкрадывался Прост. До середины гонки он шел спокойно, не рвался вперед и зорко следил за будущими «жертвами». Заменив шины, француз вернулся на трассу на восьмом месте. «Феррари» работал как часы, и Прост, обойдя одного за другим всех претендентов на победу, за 26 кругов до финиша вышел на второе место. А еще через полчаса обогнал и бирюзовый «Марч» дерзкого Капелли.
На финише Алена встретил восторженный гул более чем ста тысяч зрителей. Французы приветствовали своего земляка, одержавшего 42-ю победу на этапах чемпионата мира, а итальянские «тиффози» праздновали юбилейный, сотый триумф автомобиля «Феррари». Такого результата не добивался ни один коллектив формулы 1 за все 40 лет ее существования.
IV этап. Монте-Карло, Монако, 27 мая. 78 кругов, 259,584 км: 1. А. Сенна (Бразилия, «Мак-Ларен-МП4/5Б») — 1 ч 52 мин 46,982 с; 2. Ж. Алези (Франция, «Тиррел-019») — отставание 1,087 с; 3. Г. Бергер (Австрия, «Мак-Ларен»| — 2,073 с; 4. Т. Бутсен (Бельгия, «Вильямс-ФВ13Б» — 1 круг; 5. А. Каффи (Италия, «Эрро-уз-А11Б») — 2 круга; 6. Э. Бернар (Франция, «Лола- ЛК90») — 2 круга.
V этап. Автодром им. Ж. Вильнева, Монреаль, Канада, 10 июня. 69 кругов, 302,91 км: 1. Сенна — 1:42.56,4; 2. Н. Пике (Бразилия, «Бенеттон-Б190» — 10,497; 3. Н. Мэнселл (Великобритания, «Феррари-641») — 13,385; 4. Бергер — 14,854; 5. А. Прост (Франция, «Феррари») — 15,82; 6. Д. Уорвик (Великобритания, «Лотос-102») — 2 круга.
VI этап. Автодром им. братьев Родригес, Мехико, Мексика, 24 июня. 69 кругов, 305,049 км: 1. Прост — 1:32.35,783; 2. Мэнселл — 25,351; 3. Бергер — 25,53; 4. А. Наннини (Италия, «Бенеттон» — 41,099; 5. Бутсен — 46,669; 6. Пике — 46943.
VII этап. Автодром «Поль Рикар», Ле-Кастелле, Франция, 8 июля. 80 кругов, 305,04 км: 1. Прост — 1:33.29,605; 2. И. Капелли (Италия, «МарчСи Джи-901» — 8,266; 3. Сенна — 11,606; 4. Пике — 41,207; 5. Бергер — 42,219; 6. Р. Патрезе Италия, «Вильямс») — 1.09,351.
Положение после семи этапов
1. Сенна — 35 очков; 2. Прост — 32; 3. Бергер — 25; 4. Пике — 16; 5—6. Алези, Мэнселл — по 13; 7. Бутсен— 11; 8. Патрезе—10; 9. Наннини — 7; 10. Капелли— 6; 11—12. С. Модена (Италия, «Брэбхэм»), Каффи — по 2; 13—15. С. Накад-жима (Япония, «Тиррел»), Бернар, Уорвик — по 1.
Кубок конструкторов
1. «Мак-Ларен» — 60 очков; 2. «Феррари» — 45; 3. «Бенеттон» — 23; 4. «Вильямс» — 21; 5. «Тиррел» — 14; 6. «Марч» — 6; 7—8. «Брэбхэм», «Эрроуз» — по 2; 9 — 10. «Лола», «Лотос» — по 1.
Источник: Журнал «АМС», №3, 1990