Началось все на пляже Ангра-душ-Рейш — курортного местечка на Атлантическом побережье, к югу от Рио-де-Жанейро. Там Айртон Сенна, отдыхая перед шестым этапом чемпионта мира, вздумал покататься на скутере. Но, видимо, водная стихия пока еще не так послушна бразильцу, как асфальт гоночных трасс. Сенна не удержал равновесие, упал в воду, и прямо над его головой промчался еще один «водный мотоцикл». «К счастью, все обошлось, — говорил бразилец журналистам, мгновенно, словно мухи на мед, слетевшимся в Бразилию. — Врачи наложили с десяток швов на затылок и все».
Это небольшое происшествие не омрачило прекрасного настроения Сенны перед гонкой в Мехико-сити — он по-прежнему лидировал в чемпионате с гигантским отрывом. Однако оно живо напомнило о том, насколько тонок волосок, на котором висит наша жизнь. И, словно вознамерившись доказать тщету человеческих страстей, судьба обрушила на Сенну один за другим еще несколько ударов.
На тренировке перед Гран при Мексики Айртон показал лишь третье время. А первый ряд на старте заняли «вильямсы» Патрезе и Мэнселла. Да и в самой гонке чемпион мира отчаянно сражался с Жаном Алези лишь за третье место. А десять победных очков разыграли между собой гонщики Фрэнка Вильямса.
В результате победителем стал Риккардо Патрезе. Замешкавшись на старте, он начал гонку только четвертым. Однако уже к десятому кругу, легко обойдя Алези и Сенну, достал своего товарища по команде. Четыре круга потребовалось итальянцу, чтобы справиться с Мэнселлом, и он ушел вперед, быстро наращивая преимущество.
Вот так неожиданно закончилась эта гонка. От подавляющего преимущества «Мак-Ларена» и «Хонды» не осталось и следа, на авансцену Больших призов вышли новые актеры — команда «Вильямс» и французские двигатели «Peно-RS3». Но и это было еще не все. Караван формулы 1 переехал в Европу, и здесь выяснилось, что успехи Сенны в начале сезона подхлестнули не только французских конструкторов, но и инженеров из Маранелло.
«Феррари-642», новая модель, с которой итальянский завод начал сезон, не оправдала надежд. Второе, третье, четвертое, пятое и шестое места в шести гонках — для «Феррари» это почти ничего. Первым, кто ответил за это, был менеджер команды Чезаре Фьорио. Со страшным треском его выставили из команды, дав какую-то чисто номинальную должность. Итальянская пресса, которая в прошлом году приветствовала успехи «Феррари» заголовками «Две, Чезаре!», без сожаления рассталась с недавним кумиром: «Ариведерчи, Фьорио!»
После Гран при Монако к обязанностям менеджера приступил Клаудио Ломбарди из «Лянчи», а спустя всего полтора месяца появились сообщения о том, что Прост и Алези вовсю испытывают новые машины.
Всю последнюю неделю перед Гран при Франции в Маранелло работа шла круглые сутки. И в результате на новую трассу в Маньи-Кур, местечке в департаменте Не-вер в центральной Франции, команда привезла новые автомобили «Феррари-643». «Вот это уже совсем другое дело! — говорил Прост после французского этапа.— Новый «Феррари» обладает замечательной аэродинамикой, улучшенной устойчивостью и хорошей подвеской. И хотя с ним предстоит еще много работы, эта машина может побеждать».
Правоту трехкратного чемпиона мира подтвердили результаты гонки на новом, лучшем, по словам Балестра, автодроме мира в Маньи-Кур. Президент ФИСА недаром так высоко оценил работу строителей нового гоночного кольца. Они постарались учесть не только требования Федерации, но и пожелания гонщиков и зрителей. И все же без небольших накладок не обошлось. Сначала в необычной роли довелось выступить судьям. Шум гоночных моторов выгнал на трассу нескольких зайцев. Судьям пришлось ловить их, сажать в клетки и вывозить в окрестные поля. Потом лопнуло стекло одного из табло и засыпало трассу осколками. И в довершение всего организаторов оштрафовали на 20 тыс. долларов за то, что они на час задержали горячий завтрак медицинскому персоналу.
Но, как бы то ни было, сама гонка удалась на славу. Довольны остались все. Найджел Мэнселл, со слезами на глазах принимавший Большой приз из рук президента Франции Миттерана. И Ален Прост, впервые в этом сезоне вкусивший сладость лидерства (лишь за 17 кругов до финиша он все же уступил англичанину). И даже Сенна, занявший третье место, не особенно, кажется, расстроился — от ближайшего преследователя его отделяло 25 очков — целая пропасть. Однако уже через неделю после гонки по другую сторону Ла-Манша, в Сильверстоуне от его хорошего настроения не осталось и следа.
16 июля 1977 года на автодроме Сильверстоун впервые в Ф 1 появились автомобили французской фирмы «Рено». Тогда их никто не принимал всерьез: полуторалитровый, турбонаддувный двигатель не вызывал оптимизма специалистов. Времена изменились, и спустя четырнадцать лет — почти день в день — «вильямсы» с десятицилиндровым безнаддувным двигателем «Рено» приехали на Большой приз Великобритании фаворитами. «На Сильверстоуне английские машины с французским «сердцем» будут непобедимы», — сказал еще до квалификационных заездов Прост. И выразил этим всеобщее мнение. «Мак-Ларен» и его непобедимый совсем еще недавно пилот ушли не на второй даже — на третий план. Действительно, при измерении максимальной скорости «красно-белым» намерили 325 км/ч. «Феррари» развивали на 2 км/ч больше, а «вильямсы» были просто вне конкуренции — 338 км/ч. Жан-Мари Балестр неоднократно заявлял, что предельно допустимая скорость для гонок Ф 1 — 340 км/ч, увеличения он не допустит. В связи с этим глава инженеров «Рено» Бернар Дюдо заметил: «Придется нам поставить на наш мотор ограничитель!»
В самом деле, если в тренировке чемпиону мира еще удалось сохранить место в первом ряду (хотя он и уступил Мэнселлу более полсекунды), то гонка не оставила ему никаких надежд. И если бы не досадное столкновение Патрезе с Бергером в первом же повороте, «Вильямс», возможно, отпраздновал бы второй в сезоне «дубль». 120 тысяч зрителей восторженно приветствовали победу Мэнселла — четыре года они ожидали победы своего соотечественника в родных стенах. Найджел был в Сильверстоуне лучшим по всем статьям. Он победил в, тренировке, лидировал в гонке со старта до финиша, установил рекорд круга и опередил Герхарда Бергера, занявшего второе место, на 42 секунды. А Сенна отстал на целый круг! Да, тут было от чего потерять голову!
Команда Фрэнко Вильямса праздновала победу и позволила себе немного перевести дух. Все же остальные претенденты на высокие места в чемпионате устремились на немецкую трассу «Хоккенхаймринг», где через две недели должен был состояться Гран при Германии, чтобы не упустить ни одного дня для испытательных заездов. И здесь Сенну вновь поджидал неприятный сюрприз. При входе во второй после старта поворот во время одного из заездов его «Мак-Ларен» вылетел с трассы и, врезавшись в стену из старых покрышек, перевернулся. Картина аварии была настолько страшная, что у кого-то из журналистов не выдержали нервы, и телетайп отстучал: «Айртон Сенна мертв...» Однако бразилец вновь отделался легким испугом — он сам выбрался из обломков машины и направился к боксам.
Случай этот не прошел для чемпиона даром: «Авария — это неотъемлемая часть работы пилота. И все же теперь, когда я подхожу к этому месту, мне непроизвольно хочется снять ногу с педали акселератора».
До старта у Сенны еще оставалась надежда: в тренировке он уступил победителю — Мэнселлу менее 0,2 секунды. Да и «второй номер» команды — Бергер выступил неплохо, заняв третье место, он оттеснил Патрезе на четвертое. Однако гонка очень быстро развеяла все надежды. От предыдущего Гран при Большой приз Германии отличался только тем, что на короткое мгновение, на 19—20-м кругах в лидеры удалось выйти Алези. Все же остальное время впереди шли машины в сине-желтых цветах канадского пива «Лаббатт» и американских сигарет «Кэмел». Дуэт Мэнселл — Патрезе одержал победу и впервые в сезоне (кстати, впервые за последние четыре года) вывел свою команду вперед в зачете Кубка конструкторов. После гонки в Хоккенхайме «Вильямс» на очко опередил «Мак-Ларен». А Сенна запомнился в гонке лишь тем, что вновь, в который уже раз, вытолкнул автомобиль Проста за пределы трассы. Кончилась для него гонка третий раз подряд ошибкой компьютера и отставанием на круг.
Вот тут-то Сенна дал волю своему отчаянию. В адрес конструкторов команды, инженеров «Хонды» посыпались обвинения. Будто у ребенка отняли любимую игрушку: «Отдайте сейчас же, не то так и буду реветь во все горло, а то и вовсе из дома уйду!» Да-да, Сенна пригрозил Рону Деннису: в случае, если ему немедленно не предоставят автомобиль, способный сделать его чемпионом мира, он уйдет из «Мак-Ларена» в «Вильямс» или «Феррари». Однако Деннис — мужчина серьезный и вовсе не нуждается в подобных понуканиях. В этом все убедились на «Хунгароринге» уже через пару недель.
Для того, чтобы вернуть утерянное преимущество, шефу «Мак-Ларена» пришлось напрячь все ресурсы команды. На роль тест-пилота был приглашен один из лучших гонщиков Америки Майкл Андретти. Испытательные заезды продолжались разве что не ночью. В Сильверстоун команда привезла пять (!) равноценных автомобилей, в то время как большинство команд довольствуются максимум двумя запасными машинами. И результат такой работы не замедлил сказаться — на первой стартовой позиции Большого приза Венгрии стоял «Мак-Ларен» чемпиона мира. «Вильямсы» Патрезе и Мэнселла расположились на втором и третьем местах, красный «Феррари» Проста был четвертым, перед Бергером и Алези.
Удивительно, но практически в таком порядке все они и финишировали. Только на 27-м круге сошел Прост — задымил двигатель. А вскоре Патрезе пропустил на второе место Мэнселла. Итальянец долго и безуспешно атаковал лидера, висел на нем, словно бульдог, но вот бразилец постепенно стал отрываться, и Риккардо понял, что ему уже не догнать «Мак-Ларен». Тогда он махнул рукой ехавшему сзади Мэнселлу: «проезжай!», подарив ему такие важные два очка.
Этот жест, схваченный камерой, установленной на автомобиле Патрезе, увидели телезрители многих десятков стран. Но, увы, не нашей Впервые за шесть лет трансляции с «Хунгароринга» не было — денег на это у нашего телевидения не нашлось.
«Рено» и «Хонда» недостатка в долларах, в отличие от нас, не испытывают и полны решимости истратить еще и еще десятки миллионов, чтобы овладеть мировой гоночной короной. Пока не появится «Порше». Или «Мерседес-Бенц». Или «Пежо». А может быть «Шевроле»?
VI этап. Автодром им. братьев Родригес, Мехико, Мексика, 16 июня, 67 кругов, 296,207 км: 1. Р. Патрезе (I, «Вильямс-FW14») — 1 ч 16 мин 16,696 с; 2. Н. Мэнселл (GB, «Вильямс») — отставание 1,336 с; 3. А. Сенна (BR, «Мак-Ларен-МР4/6») — 57,356; 4. Р. Морено (BR, «Бенеттон-В191») — 1 круг; 5. Э. Бернар (F, «Лола-Б91») — 1 круг; 6. Дж. Морбиделли (I, «Минарди-М191») — 1 круг.
VII этап. Маньи-Кур, Франция, 7 июля, 72 круга, 307,512 км: 1. Мэнселл — 1:38.00,056; 2. А. Прост (F, «Феррари-643») — 5,003; 3. Сенна — 34,934; 4. Ж. Алези (F, «Феррари») — 35,92; 5. Патрезе — 1 круг; 6. А. де Чезарис (I, «Джордан-91 1») — 1 круг.
VIII этап. Сильверстоун, Англия, 14 июлц 59 кругов, 308,334 км: 1. Мэнселл — 1:27.35,479; 2. Г. Бергер (А, «Мак-Ларен») — 42,293; 3. Прост — 1.00,15; 4. Сенна — 1 круг; 5. Н. Пике (BR, «Бенеттон») — 1 круг; 6. Б. Гашо (В, «Джордан») — 1 круг.
IX этап. Хоккенхайм, Германия, 28 июля, 45 кругов, 306,067 км: 1. Мэнселл — 1:19.29,661; 2. Патрезе — 13,779; 3. Алези — 17,618; 4. Бергер — 32,651; 5. де Чезарис — 1.17,537; 6. Гашо — 1.40,605.
X этап. «Хунгароринг», Будапешт, Венгрия, 8 августа, 77 кругов, 305,536 км: 1. Сенна — 1:49.12,792; 2. Мэнселл — 4,599; 3. Патрезе — 15,594; 4. Бергер — 21,856; 5. Алези — 31,389; 6. И. Капелли (I, «Map4-CG911») — 1 круг.
А. Мельник
Источник: Журнал «АМС», №4, 1991