Самую существенную новинку к нынешнему сезону приготовила ФИСА. Впервые за последние три десятка лет Международная федерация изменила систему начисления очков в чемпионате мира. Теперь за победу присуждается на одно больше — 10, а не 9. В итоговую же таблицу будут входить все результаты, а не 11 лучших, как было раньше.
Целый букет сюрпризов преподнесли двигателестроительные фирмы. С интересом ожидался старт автомобилей «Тиррел» с моторами «Хонда». Японцы, наконец, довели новый 12-цилиндровый двигатель для «Мак-Ларена», а старый 10-цилиндровый агрегат получил Кен Тиррел. Не меньше внимания зимой уделяли «эрроузам» — после трехлетнего перерыва на сцену Ф 1 решила вернуться фирма «Порше», моторы которой трижды приносили «Мак-Ла-рену» чемпионский титул — в 1984—1986 годах. На этот раз немцы решили сделать ставку на другую английскую команду.
Меньше надежд возлагали на японскую «Ямаху». Если в мотогонках эта фирма — признанный лидер, то в автокольце дела у нее пока идут со скрипом. Дебют «Ямахи» в позапрошлом году закончился полным фиаско — команда «Цакспид», укомплектованная японскими «восьмерками» с пятью клапанами на цилиндр, не набрала ни одного очка. И вот после годичного перерыва «Ямаха» возвращается с совершенно новым 12-цилиндровым двигателем. Хотя специалисты не склонны высоко оценивать шансы машин «Брэбхэм», оснащенных этими моторами, сбрасывать их со счетов все же не стоит — японцы есть японцы.
Нельзя не упомянуть еще одну интересную новинку. Команда «Лейтон Хауз», использующая машины «Марч», заключила контракт на поставку двигателей с небольшой английской мастерской «Илмор». Эта фирма — новичок Ф 1, но в мире автогонок достаточно известна. Именно «Илмор» готовит моторы для автомобилей американской формулы КАРТ.
А самую большую сенсацию принес телетайп из Италии. Команда «Минарди» получила моторы «Феррари».
Это первый в истории Ф 1 случай, когда двигатель из Маранелло будет установлен на автомобиле какой-либо иной марки.
Что же касается изменений в составах команд — их немного. Только неудачники сезона, такие, как «Брэбхэм» и «Лижье», полностью обновились. Да в «Лотосе» двое новеньких — вместо ветерана Дерека Уорвика пришел победитель британского первенства формулы 3, финн Мика Хаккинен. А ирландца Мартина Доннели, получившего в конце минувшего сезона тяжелые травмы, пока заменяет англичанин Джуль-ен Бэйли, три года назад выступавший за «Тиррел».
Но, конечно, не эти перемены были на первом плане. Целых полгода автомобильные издания на все лады обсуждали рокировку между «Тиррелом», «Феррари» и «Вильямсом». Жан Алези, которого специалисты в один голос называют самым перспективным гонщиком Ф 1, перешел из команды дядюшки Кена в Маранелло, хотя уже подписал контракт с Фрэнком Вильямсом. В результате сложной комбинации прямо-таки в стиле Остапа Бендера Алези все же оказался в «Феррари». А в «Вильямс» в качестве «отступного» перекочевал Мэнселл. Но и Тиррел не прогадал — кроме японских двигателей, он получил одного из самых талантливых итальянских пилотов — Стефано Модену.
Но вот остались позади все предсезонные заботы, и восемнадцать команд, среди которых двое новичков — итальянская «Ламборгини» и английская «Джордан», собрались в столице американского штата Аризона — городе Финиксе. Казалось бы, такое количество новинок сулит обострение борьбы. Но — не тут-то было.
Есть в Ф 1 такое правило — дистанция гонки должна быть не менее трехсот километров (за исключением трассы в Монте-Карло), но по времени не превышать двух часов. В соответствии с этим соревнования на Большой приз США были остановлены за круг до планировавшегося финиша — вышло время. Однако выглядело это так, будто поединок на ринге остановили ввиду явного преимущества одного из боксеров.
Судите сами: уже в середине дистанции Сенна выигрывал у ближайшего конкурента сорок секунд. И как ни пытался экс-чемпион мира француз Ален Прост догнать своего извечного соперника, ему удалось лишь сократить этот гигантский разрыв до шестнадцати секунд. Так неожиданно просто решилась судьба Гран при США.
Конечно, никто не сомневался в мастерстве бразильского чемпиона и все же легкость, с которой он опередил всех соперников в Финиксе, стала несколько неожиданной. «Вы еще не видели настоящего «Феррари»! — отреагировал на эту ситуацию Прост. — Но вы увидите его в Бразилии».
Прошло две недели, и тон француза резко изменился: «Если так пойдет дальше, мне придется брать годичный отпуск!» Что же произошло?
Сенна за семь сезонов в Ф 1 одержал 26 побед. Но ни разу ему не удавалось победить дома, в Бразилии. Так что не нужно, видимо, объяснять, как ему хотелось объехать всех на трассе «Интерлагос». К тому же за неделю до гонки в Сан-Паулу пошли дожди, а ведь главным специалистом по «мокрым гонкам» в Ф 1 является именно Сенна.
Тренировки, как и ожидалось, выиграл Айртон. Конкуренцию ему смогли составить только «ВИЛЬЯМСЫ». Остальные, и прежде всего «Феррари», выступили ниже своих возможностей. Главный конструктор «Бенеттона» Джон Барнард, разочарованный тестами новой модели «Б191», даже выставил на первые два этапа чемпионата прошлогодние машины.
И сама гонка развивалась по «американскому» сценарию. Вновь со старта и до финиша чемпионскому «Мак-Ларену» не было равных. Долго пытался удержаться за лидером Мэнселл, но за десять кругов до финиша Найджел ошибся, переключая передачи (в нынешнем сезоне на «Вильямсе» стоит новая коробка передач с кнопочным, как у «Феррари», управлением). Его машину занесло, и англичанин прекратил борьбу. Сенна же был настолько уверен в своих силах, что, даже когда за полчаса до финиша пошел дождь, Айртон не счел нужным заменить «слики» на дождевые покрышки. И, несмотря на это, спокойно довел гонку до победы!
«Ситуация в «Скудерии Феррари» напоминает мне ту, что сложилась в команде «Рено» в 1983 году,— сказал после финиша Прост, заработавший в Бразилии всего три очка за четвертое место.— Тогда у нас тоже как будто бы были все предпосылки для завоевания чемпионского титула — великолепная техническая база, дельное руководство, но результаты оказались гораздо ниже ожидаемых».
Довольно слабо выступили «тиррелы» — четвертое и пятое места в США. Никаких результатов не добились Бразилии и вовсе не прошли квалификацию. Словом, похоже, что к новому сезону опять лучше всех подготовился «Мак-Ларен». Но, воздавая должное шефу английской команды — Рону Деннису, нельзя не заметить, что, если так пойдет и дальше, это не замедлит сказаться на зрительском интересе к формуле 1. Кому охота смотреть на побед! i «за явным преимуществом»? Так что всем остальным командам нужно срочно «просыпаться». Пока еще есть время.
А. МЕЛЬНИК
I этап. Финикс, США, 10 марта, 81 круг, 301,32 км: 1. А. Сенна (Бразилия, «Мак-Jlape 1-МП4/6») — 2 ч 00 мин 47,828 с; 1. А. Прост (Фраы (ия, «Феррари-642») — отставание 16, 322 с; 3. Н. Пике (Бразилия, «Бенеттон-Б190Б») — 17,376; 4. С. Модена (Италия) — 24,409; 5. С. Накаджима (оба — «Тиррел-020») — 1 круг; 6. А. Сузуки (оба — Япония, «Лола-Л91») — 2.
II этап. Автодром «Интерлагос», Сан-Паулу, Бразилия, 24 марта. 71 круг, 307,075 км: 1. Сенна — 1:38.25. 128; 2. Р. Патрезе (Италия, «Вильямс-ФВ14») — 2,991; 3. Г. Бергер (Австрия, «Мак-Ларен») — 5,416; 4. Прост — 19,369; 5. Пике — 21,96; 6. Ж. Алези (Франция, «Феррари») — 23,641.
Источник: Журнал «АМС», №2, 1991