Тотализатор обосновался в формуле 1 с самого первого Большого приза в 1950 году. С тех пор Ф 1 переживала различные времена, взлеты и падения зрительского интереса, но «автожелезка» процветает по-прежнему. Ныне тотализатор в высшей сфере автоспорта поставлен на широкую ногу.
Принимают ставки многочисленные букмекерские агентства, имеющие свои конторы на всех автодромах. Но желающие испытать судьбу могут сделать это не только там или в центральной резиденции агентств, расположенных в крупных городах, но и просто по почте. Нетрудно догадаться, что вклады принимаются только до утра воскресенья, иначе говоря, до начала гонок. Основной курс распространяется в большинстве случаев на первое место. Но имеется графа «1—3 позиции». То есть ставка делается на то, что гонщик займет одно из мест на пьедестале. При желании можно несколько усложнить задачу и поставить на определенную комбинацию мест в первой тройке. В этом типе игры вознаграждение выше. Совершенно непосильное дело угадать распределение позиций в целой шестерке. Здесь приходится надеяться только на случайность — самый опытный специалист не возьмется заранее назвать шесть первых пилотов Большого приза. Есть и еще одна возможность. В начале года до первых гонок можно поставить на итоговый результат сезона.
Дабы поклонники тотализатора играли не вслепую, букмекерские агентства, оснащенные самой современной компьютерной техникой, регулярно публикуют котировку каждого пилота.
Чтобы лучше представить себе суть дела, заглянем в Сильверстоун в контору английского агентства «Лэдб-роукс» перед Большим призом Великобритании 1990 года. Как и на большинстве гонок прошедшего сезона, неоспоримым фаворитом в Англии был Сенна. Его шансы котировались 2:1. Это означает, что в случае победы бразильца вознаграждение в два раза превышало сумму ставки.
Большое значение для курсов имеет место в субботней официальной тренировке. Так, например, Мэнселл в четверг оценивался 7:2. В субботу Найджел добился «поул позишн». Букмекеры мигом отреагировали — 3:1. Бергер и Прост удостоились одинакового на субботу и воскресенье курса — соответственно 4:1 и 9:2. Остальных пилотов «Лэдброукс» оценивал значительно ниже: Алези и Наннини — 50:1, Патрезе — 18:1, Бутсен и Пике шли немного ниже — 10:1.
Если средний эшелон еще умещался в пределах 50:1, то представители «нижних слоев» котировались гораздо ниже. Так Ларини («Лижье») и Барилла («Минарди») заслужили 200:1. Представители в общем-то неплохой итальянской «Даллары» де Чезарис и Пирро не поднялись выше 250:1. Мартини, имеющий в Англии некоторое реноме, поскольку в позапрошлом году финишировал здесь пятым, шел 100:1.
Аутсайдеры, понятно, у игроков не в почете. Отсюда и сумасшедшие курсы — бельгиец Гашо и итальянец Ланджес имели от 800 до 8000 к 1. Но больше всего повезло бы некоему чудаку, додумавшемуся поставить на итальянца Джакомелли с новоиспеченной машиной «Лайф». Если бы Бруно вдруг выиграл этот этап, то некто, выложивший хотя бы 100 долларов, мгновенно сделался бы миллионером!
На котировку того или иного пилота влияют не только результаты предыдущих этапов. Например, известно, что на городских трассах (Монте-Карло, Финикс) в шестерку лучших частенько входят аутсайдеры, и ставки на них соответственно повышаются. Или, скажем, пилоты — хозяева трассы, даже из «отстающих», ценятся чуть выше.
В принципе, курс гонщика — наиболее чуткая реакция на положение дел в команде. Кстати, желающие могут поставить и на «конюшню» в целом. Любопытно, что в 1988 году букмекеры оказались в этой командной игре в весьма затруднительном положении. Ставки на «Мак-Ларен» приближались к бессмыслице — 1:1. Вспомним, что в том сезоне английская команда одержала 15 побед на 16 этапах.
Естественно, что у разных агентств курсы не совпадают, но отличаются они очень и очень незначительно. Спрос рождает предложение, и параллельно игре в тотализатор работают частные консультанты, советующие игрокам, какую «лошадку» предпочесть.
Игра с фортуной в Ф 1 не столь популярна, как, скажем, футбольный тотализатор. По сути дела это объяснимо — в автоспорте вероятность неожиданных результатов гораздо ниже.
И тем не менее букмекерские агентства находят пристанище и на этапах чемпионата мира по ралли, и даже в формуле 3. Короче, везде, где кто-нибудь с кем-нибудь соревнуется на постоянной основе.
В последние годы игра в тотализатор получает распространение в странах Восточной Европы. В Чехословакии «просветительскую» миссию взяла на себя компания «Фортуна». Однако на Ф 1 ставок делают пока не слишком много. Что ж, всему свое время, может быть, тотализатор придет в эту страну вместе с этапом чемпионата мира в Брно. Ведь в Венгрии, например, где такая гонка проводится, дела со ставками обстоят намного лучше. Как знать, возможно, и у нас появится что-нибудь в этом роде. Большого приза СССР мы, похоже, если и дождемся, то нескоро. Но кто знает, может быть, графа «автогонки Ф 1» появится в лотерее «Спортпрогноз», этом в некотором роде прообразе тотализатора. А там, глядишь, и наши болельщики получат полную возможность просаживать свои денежки, как их «собратья по болезни» за рубежом. Чем черт не шутит, в конце концов?
И. ВЕСНИН
Источник: Журнал «АМС», №2, 1991