Но как же оба они преображаются за рулем гоночного болида! Агнец Сенна становится настоящим волком. Никакие правила и запреты для него не существуют. Главная цель — победа, и горе тому, кто окажется на пути бразильца. Прост же, ворчливый, раздражительный, часто несдержанный, на трассе — воплощение интеллигентности, спокойствия, мудрости. Словом — настоящий профессор.
Неудивительно, что эти двое в последнее время живут, словно кошка с собакой. Полтора года — с весны 1989-го — они даже не разговаривали. И вот сенсация — в Италии, на трассе Монца два чемпиона пожали друг другу руки! Правда, перемирие оказалось недолгим. Очередной скандал двух великих мастеров разразился на трассе в Сузуке. Впрочем, обо всем по порядку.
Перед Большим призом Италии наилучшие шансы выиграть чемпионскую корону были у Сенны.
«Это абсолютно уникальная личность среди гонщиков. В нем соединены совершенно различные качества — раскрепощенность и любовь к риску, свойственные латиноамериканским пилотам, сочетаются с целеустремленностью и аналитическим умом. Все это идеально соответствует стилю работы англо-японского дуэта «Мак-Ла-рен — Хонда». Так охарактеризовал Сенну Джекки Стюарт, один из авторитетнейших специалистов Ф1. Гонка в Италии это подтвердила. Сенна с блеском (и новым рекордом трассы — 1.22,533; 252,986 км/ч) выиграл тренировку. И в самой гонке ему просто не было равных. Напрасны были надежды десятков тысяч итальянских болельщиков, в этот по-летнему теплый сентябрьский денек ожидавших победы своих любимцев из Ску-дерии «Феррари». Пришедший вторым Прост отстал на целых шесть секунд — это достаточно много и говорит о большом преимуществе бразильца, ни разу до этого не выигрывавшего в Монце.
В общем, эта гонка прошла без особых сюрпризов. Однако уже в первом круге в «Большом цирке» формулы прозвенел тревожный звонок, напомнивший о том, что слово «цирк» пришло к нам из Древнего Рима, где было вовсе не таким веселым и безобидным, как сейчас.
Видимо, эта победа настолько воодушевила гонщика, что он оставил мысли об 28 уходе из формулы 1. Это решение Найджела вызвало бурю восторга у его многочисленных почитателей, среди которых, кстати, и сам Берни Экклстоун. А Фрэнк Вильямс тут же предложил ему место в своей команде. Так что в будущем году британские болельщики вновь смогут увидеть своего любимца. Правда, 16-я победа англичанина в гонках Ф1 была несколько омрачена ворчанием Проста и недовольством не только шефа команды Чезаре Фьорио, но и самого главы ФИАТа Джанни Аньелли. Прост после гонки не очень-то выбирал выражения, и его, в общем, можно понять. «Феррари», вооруженные новыми, более мощными «тренировочными» моторами, выиграли классификацию (Мэнселл, 1:13,557; 212,868 км/ч) и заняли первый ряд. Казалось, уж вдвоем-то эти опытнейшие мастера справятся с Сенной и Бергером, которые стояли сзади.
Но все вышло наоборот. По непонятной причине автомобиль Мэнселла сразу после старта ушел вправо и буквально прижал «Феррари» Проста к обочине. А краснобелые «мак-ларены» Сенны и Бергера, воспользовавшись неожиданным подарком, вышли в лидеры. «Старт, старт! Все решилось на старте,» — горевал после гонки Прост. А ведь это явно был день «Феррари». Мэнселл без всяких проблем расправился сначала с австрийцем, а потом и с бразильцем. Прост, в машине которого не включалась шестая передача в коробке, с пятого места достал лидеров, обошел Бергера и уже почти нагнал Сенну. И тут-то «Эрроуз» Каффи столкнулся с «Лолой» Агури Сузуки, и заезд остановили.
Следующие «большие гонки» — Гран при Испании опять начались ворчанием Проста: «Трасса «Херес-дела-Фронтера» — самая опасная из этапов чемпионата. Ее покрытие необходимо срочно ремонтировать». К этому не больно-то прислушивались: капризному чемпиону вечно все кругом не нравится. Но как быстро и страшно подтвердились слова «профессора»!
Первая тренировка в пятницу уже подходила к концу, когда желтый «Лотос» с кэме-ловским верблюдом на кузове в одном из поворотов вылетел с трассы и на скорости 260 км/ч врезался в ограждения. Эту аварию показывали на наших телеэкранах, и в течение нескольких секунд можно было наблюдать, как в клубах пыли разлетались колеса, куски кузова. От машины осталась ни на что не годная куча металлолома. Трудно было поверить, что после такой аварии гонщик может остаться в живых. Оказавшийся поблизости Пьерлуиджи Мартини, на глазах у которого все это произошло, не смог сам выйти из своего «Минарди». Ему, бледному как смерть, помогали два санитара. И все же пилоту «Лотоса» Мартину Доннели повезло — он остался жив. Но самой большой гоночной надежде Британии сбыться ныне вряд ли суждено — 26-летний ирландец на несколько месяцев прикован к больничной койке, к искусственному легкому и искусственной почке. Его место за рулем «Лотоса» займет теперь англичанин Джонни Герберт, а инженерам фирмы предстоит поломать голову — главный конструктор автомобиля Фрэнк Дерни признал, что авария произошла из-за поломки задней подвески, которая не выдержала неровностей трассы.
Сама же гонка под жарким испанским небом стала настоящим бенефисом «Феррари». Только Сенне удалось в квалификационных заездах опередить итальянские машины. Это была 50-я «тренировочная» победа бразильца (1.18,387, 193,68 км/ч) — великолепное достижение. Второй результат — у погибшего в 1968 году знаменитого шотландца Джима Кларка — 33 победы. Но в дальнейшем ни Сенна, ни Бергер не смогли бороться на равных с Простом и Мэнселлом — пожалуй, впервые в этом сезоне «макларены» подвели своих водителей, а английская команда не получила очков в зачет Кубка конструкторов.
Прост в Испании был неудержим. И хотя говорили о том, что Мэнселл уступил ему лидирующую позицию в интересах команды, сам Найджел был другого мнения: «В зеркале я видел, как быстро ко мне приближался Прост, и решил, что я не смогу отразить его атаку, он был явно быстрее».
После 14 гонок Сенна опережал Проста на девять очков. Но из-за того, что в зачет чемпионата мира идут 11 лучших результатов, французу необходимо было одержать одну победу и быть еще по крайней мере вторым, при условии, что Айртон не выиграет ни разу. Задача трудная, но Просту вполне по силам. Он почти весь сезон находился в роли догоняющего, и вот появился реальный шанс отстоять чемпионское звание.
Так за два этапа до финиша чемпионата борьба за мировую корону достигла своего апогея. От гонок в Японии и Австралии все ожидали великолепного зрелища — борьбы двух выдающихся гонщиков. Однако судьба распорядилась иначе.
Сначала всех потрясло неожиданное и трагическое известие из Италии. У себя дома, в Сиене пилот «Бенеттона» Алессандро Наннини попал в авиакатастрофу. На лужайку перед домом, на глазах всей семьи 31-летнего гонщика рухнул только что купленный Сандро вертолет. Итальянским хирургам в течение 10-часовой операции удалось спасти руку, оторванную при падении. Но с карьерой гонщика Наннини скорее всего придется расстаться.
Между тем большой гоночный караван перебрался в Японию. Здесь на одной из самых современных, безопасных и интересных в мире трасс решилась судьба чемпионского титула. Однако совсем не так, как ожидалось. Не было ни напряженной борьбы, ни красивых обгонов. Со старта прошло лишь несколько секунд, и все было кончено. «Что сказать,— пожимал плечами Ален Прост.— Сегодня вы увидели истинное лицо Сенны. У меня нет комментариев».
Что же произошло? Тренировку выиграл бразилец (1.36,996; 217,476 км/ч), но рядом — слева и чуть позади, на втором месте стартового поля стоял «Феррари» француза. Прост накануне говорил: «Мне нужна победа, и я ее добуду. Я верю в своего товарища по команде, свой автомобиль и, главное, в себя». Со старта чемпион мира неудержимо рванулся вперед, оставил позади бразильца и вошел в правый, первый после старта поворот. И тут в его «Феррари» сзади врезался «Мак-Ларен» Сенны. Машины сцепились, словно два хищных зверя в смертельной схватке, и в клубах пыли, бешено завывая моторами, вылетели с трассы.
Вот таким был финал первенства мира. Сенне для завоевания чемпионского звания нужно было, чтобы Прост не закончил гонку. И он этого добился. Счастливый, улыбающийся своей обаятельнейшей улыбкой, выскочил Сенна из неподвижного «Мак-Ларена» и, оживленно жестикулируя, направился к боксам. А за ним, так же не снимая шлема, шел Прост. Какая буря обиды, горечи, недоумения кипела в его душе! Ведь всего несколько недель назад бразилец пожал его руку и предложил дружбу. «Для этого человека не существует никаких моральных норм. Он бы, наверное, переехал родную мать, если бы это нужно было для победы. Я не могу и не хочу оставаться на трассе гонок рядом с сумасшедшим!» — сказал теперь уже экс-чемпион мира.
Когда решился главный вопрос — чемпионский, первенство будто утратило внутренний стержень, а в результате — абсолютно неожиданные итоги двух последних гонок. Большие призы Японии и Австралии выиграл Нельсон Пике на «Бенеттоне». Трехкратного чемпиона мира уже стали было забывать, но он в очередной раз напомнил о себе, недвусмысленно дав понять, что имеет в будущем году виды на четвертый титул. Он бо-о-оль-шой хитрец, этот бразилец!
Итак, 41-й чемпионат мира завершился. Завершился и третий раунд борьбы двух сильнейших гонщиков десятилетия. Во второй раз королем будет объявлен Сенна. И все же, думается, Айртон на этот раз больше потерял, чем приобрел. Ведь автоспорт — это не только победы и титулы. Но прежде всего удивительный сплав таланта, жажды борьбы, ума и благородства. И только обладание всеми этими качествами дает право называться Великим Гонщиком.
Результаты чемпионата
XII этап. Автодром «Монца», ИТАЛИЯ, 9 сентября. 53 круга, 307,4 км: 1. А. Сенна (Бразилия, «Мак-Ла-рен-МП4/5Б») — 1 ч 17 мин 57, 878 с; 2. А. Прост (Франция, «Феррари-641») — отставание 6,054; 3. Г. Бергер (Австрия, «Мак-Ларен») — 7,404; 4. Н. Мэнселл (Англия, «Феррари») — 56,219; 5. Р. Патрезе (Италия, «Вильямс-ФВ13Б»)— 1.25,274; 6. С. Накаджима (Япония, «Тиррел-019»)—1 круг.
XIII этап. Автодром «Эшторил», ПОРТУГАЛИЯ, 23 сентября. 61 круг, 265,35 км: 1. Мэнселл — 1:22.11,014; 2. Сенна — 2,808; 3. Прост — 4,189; 4. Бергер — 5,896; 5. Н. Пике (Бразилия, «Бенеттон-Б190») — 57,418; 6. А. Наннини (Италия, «Бенеттон») — 58,249.
XIV этап. Автодром «Херес-де-ла-Фронтера», ИСПАНИЯ, 30 сентября. 73 круга, 307,914 км: 1. Прост — 1:48.01,461; 2. Мэнселл — 22,064; 3. Наннини — 34,874; 4. Т. Бутсен (Бельгия, «Вильямс») — 43,296; 5. Патрезе— 57,53; 6. А. Сузуки (Япония, «Лола-Л90») — 1.03,728.
XV этап. Автодром «Суэука», ЯПОНИЯ, 21 октября, 53 круга, 310,527 км: 1. Пике — 1:34.36,824; 2. Р. Морено (Бразилия, «Бенеттон») — 7,223; 3. Сузуки — 22,469; 4. Патрезе — 36,258; 5. Бутсен — 46,884; 6. Накаджима — 1.12,35.
XVI этап. Аделаида, АВСТРАЛИЯ, 4 ноября. 81 круг, 306,018 км: 1. Пике— 1:49.44,57; 2. Мэнселл — 3,129; 3. Прост — 37,259; 4. Бергер — 46,862; 5. Бутсен — 1.51,16; 6. Патрезе — 1 круг.
Источник: Журнал «АМС», №1, 1991