Как только не называла его пресса! «Кудесник», «эквилибрист», «король» и даже «добродушный дьявол». Действительно, никому еще не удавалось выиграть четыре гонки из четырех на старте первенства. В Финиксе и Сан-Паулу, Имоле и Монте-Карло соперники — даже самые грозные — буквально расступались перед ним, будто в том сказочном футбольном матче в присутствии старика Хоттабыча. Ну а как сам волшебник относится к этим чудесам? «Я даже доволен тем, что не занял сегодня «поул-позишн», — сказал Сенна в Монреале, где он показал в тренировке только третье время.— Во всяком случае все, кто говорил о волшебной легкости, теперь увидят, насколько тяжело каждый раз быть первым».
Но давайте вернемся немного назад, в конец апреля и познакомимся с ходом очередных этапов мирового первенства. Может быть, нам удастся все же разгадать тайну «бразильского волшебника». В конце концов, может быть ему просто сказочно везет?
Гонка на Большой приз Сан-Марино ожидалась с огромным нетерпением. После успехов «Мак-Ларена» итальянские болельщики вправе были ожидать от «Феррари» сатисфакции. Двенадцать тысяч тиффози (кстати, население Сан-Марино — 16,5 тысячи человек) с громадными знаменами, транспарантами, портретами Проста и Алези прибыли в королевский парк итальянского города Имола, расположенного всего в семидесяти километрах от штаб-квартиры «Феррари» в Модене. Всего же зрителей на автодроме имени Энцо и Дино Феррари собралось 150 тысяч. Большинство из них надеялись стать свидетелями поражения «Мак-Ларена». И пусть не «Феррари» (итальянским машинам что-то не везет в Имоле, в последний раз они побеждали здесь восемь лет назад), но ведь есть новый «Бенеттон-Б191», сконструированный самим Барнардом, есть «Вильямсы», про которые даже Сенна сказал, что это самые быстрые машины чемпионата.
Месяц, что прошел со времени второго этапа, соперники не теряли даром. Во всяком случае тесты на разных трассах в это время выявили преимущество «Феррари», «Вильямса». «Краснобелые» Сенны и Бергера чаще довольствовались вторыми ролями.
Но вот пришел Гран при Сан-Марино, и все эти надежды рассеялись как дым всего за пятнадцать минут гонки. Еще утром во время неофициальной тренировки, так называемой разминки, погода была прекрасной, светило яркое солнышко, а перед самым стартом пошел дождь. Он-то и решил исход борьбы. Уже в круге прогрева (первый круг соревнований, во время которого спортсмены на небольшой скорости, не обгоняя друг друга, проверяют работу своих машин) «Феррари» Проста вылетел за пределы трассы и беспомощно застрял в мокрой траве, бешено вращая колесами.
Короткая весенняя гроза пошумела и умчалась, трасса начала уже подсыхать, а в гонке все уже было ясно.
«Мак-Ларен» Сенны легко и уверенно катил к очередной победе. «Бенеттон» Пике, «Вильямс» Мэнселла и «Феррари» Алези стали жертвами скользкой трассы. А единственного оставшегося соперника — итальянца Рик-кардо Патрезе подвела техника. До десятого круга его «Вильямс» лидировал, но затем заехал в боксы и простоял там минут семь. А такой проигрыш наверстать невозможно.
В отсутствие фаворитов в шестерку «пробрались» гонщики второго эшелона. Впервые в жизни попробовал шампанское на пьедестале финн Юрки-Ярви Лехто, а ведь, заняв третье место, он отстал от Сенны и Бергера на целый круг. Для итальянских болельщиков единственным утешением (которое, правда, больше смахивало на издевательство) было четвертое место Пьерлуиджи Мартини на «Минарди» с двигателем «Феррари».
Итак, Сенне повезло. Если бы главный судья Лючано-Конти отложил старт минут на 15, многочисленных сходов удалось бы избежать. Однако везет ведь всегда сильнейшему. Проста подвела коробка передач, Патрезе — свечи зажигания, Мэнселла — пилот «Брэбхэма» Мартин Брандл, вытолкнувший его с трассы, Алези — собственная горячность. А оба «Мак-Ларена» в полном порядке закончили гонку. Так что же, значит повезло «Мак-Ларену»?
Состязания в Имоле называют гонкой моторов — на столько важна на этой сложной трассе роль двигателей. Поэтому любопытно будет послушать специалиста по моторам. Акимаса Ясуока, шеф «Хонды» по эксплуатации: «Говорят, что наш движок на 70 л. с. мощнее остальных. Я думаю, что эта дополнительная кавалерия скрывается в правой ноге пилота по имени Айртон Сенна».
В полном соответствии с этой характеристикой бразилец приехал в Монако, на четвертый этап чемпионата безоговорочным фаворитом. Людям свойственна короткая память, так что теперь уже мало кто помнит о пяти победах на узких улочках Монте-Карло англичанина Грэма Хилла. Да и четыре победы Проста, которого, как и его предшественника, за эти успехи называли принцем Монако, теперь подзабылись. Ныне король один — Сенна, побеждавший здесь трижды.
Совсем другое настроение, чем перед гонкой в Ммоле, царило в командах. Проблемы были у всех. У «Тирре-ла» пытались разобраться, почему «не везет» такая надежная и мощная еще в прошлом сезоне «Хонда». Новый «Брэбхэм-БТбО», представленный за три недели до этого, также не блистал, в до-в ерше ние же бед п ил от команды Мартин Брандл был дисквалифицирован — после тренировки не прошел обязательное взвешивание. Тревожно во французской команде «Лярус», столкнувшейся с финансовыми трудностями. А в «Эрроузе» и вовсе растерянность. «Стрелы» с новым двигателем «Порше», на который возлагали столько надежд, ни в какую «летать» не желают.
Настоящая эпидемия поломок и аварий преследует эту команду. В Имоле Алекс Каффи и Микеле Альборето вынуждены были стартовать на старой модели. А в Монте-Карло Каффи дважды разбивал свою машину и в результате утром в субботу во время разминки, врезавшись в ограждение, полностью «разобрал» свой белый с элегантными алыми «перевязоч-ками» «Эрроуз», а сам угодил в больницу.
Поубавилось энтузиазма в «Феррари». На старте команда заняла всего лишь 7-е (Прост) и 9-е (Алези) места. «Машиной трудно управлять, — жаловались оба. — Чрезвычайно быстро снашиваются покрышки». Но проблемы «Феррари», как мы вскоре увидим, не ограничивались одной только техникой.
Со старта, где он вновь, в 56-й раз в своей карьере был первым, Сенна умчался лидером. За ним — повезла все-таки «Хонда» — шел итальянец Стефано Модена на «Тирреле». И вновь «Мак-Ларен» под номером один уходил все дальше и дальше, а соперники будто заколдованные сходили, ломались... В первом же круге прекратили борьбу Пике и Бергер. Прост к середине гонки проигрывал 35 секунд и шел только четвертым. А сорок третий круг положил конец надеждам еще двух претендентов Двигатель «Тиррела» Модены (видно ничто не дается даром) взорвался. Патрезе, «Вильямс» которого шел буквально след в след, не сумел сманеврировать, поскользнулся на масле, вытекшем из остатков «Хонды», и врезался в отбойники.
Прост вышел на второе место, но ненадолго. Что-то не в порядке было с левым передним колесом, Ален уступил вторую позицию Мэнселлу, и тут же «Феррари» под номером 27 зарулил в боксы. Миллионы телезрителей во многих странах мира (кроме нашей, разумеется) наблюдали этот драматичнейший момент. Машина остановилась, мгновенно облепившие ее как муравьи механики подняли ее, сменили колеса, опустили, отскочили в стороны... «Феррари» оставался на месте. Секунды в углу экрана сменялись с головокружительной быстротой. Прост в отчаянии вертел головой, задние колеса бешено вращались, а машина оставалась на месте. Видимо, во время смены колес под днище «Феррари» что-то закатилось...
«Профессор» вылетел на трассу «как из пушки», установил рекорд круга, перекрыв свое же достижение двухлетней давности, но поезд уже ушел — только пятое место. За Мэнселлом успели вклиниться Алези и бразилец Роберто Морено на «Бенеттоне».
Происшествие в боксах окончательно вывело из себя трехкратного чемпиона мира.
Он и раньше ворчал на руководство своей команды, а теперь обрушился с острой критикой на спортивного директора Чезаре Фьорио. Видимо, и для руководства концерна ФИАТ, которому принадлежит «Феррари», четвертое поражение подряд стало последней каплей, и в гоночной конюшне грянули большие перемены. На следующий же день после гонки в Монте-Карло Фьорио был заменен целым штабом — сыном «коммендаторе» Пьеро Ларди-Феррари, Клаудио Ломбарди и Марко Пиччинини. Спортивным директором назначен Франческо Лонга-нези, до этого отвечающий за прессу в ФИСА. «Все это прекрасно, — отозвался Прост. — Остается дождаться новой «Феррари-643», которую нам обещают к Гран при Франции. Со старой машиной шансов у нас практически нет».
«Профессор» как в воду глядел. На автодроме имени Жиля Вильнева в столице канадской провинции Квебек обе машины «Феррари» не дошли до финиша Большого приза Канады...
А героями гонки в Монреале стали «вильямсы». Тренировку выиграл ветеран Ф1 Патрезе. В своем 213-м Гран при он всего лишь в четвертый раз занял «поул-позишн». А в самой гонке со старта и почти до самого финиша лидировал Мэнселл. Англичанин несся вперед так, будто за ним гналась стая волков, не особенно обращая внимание даже на предостережения собственного шефа Фрэнка Вильямса. На последних кругах дистанции, уже имея почти минутное преимущество перед идущим вторым Пике, он тем не менее мчался так, что установил рекорд круга. Впрочем, все это обычно для Найджела, который не раз повторял, что ездить с оглядкой на соперников он просто не умеет. Достаточно обычен был и финал такой езды, хотя зрителям и, конечно, самому гонщику он показался жестоким. Когда до финиша оставалось два километра (меньше полкруга из 69-ти), отказала автоматическая коробка передач «Вильямса», и он, прокатившись по трассе еще несколько десятков метров, безжизненно застыл. Мэнселл гневно молотил руль кулаками, но обижаться на машину, собственно, было нечего — сам виноват...
Мимо промчались безумно счастливый Пике («Я настолько обалдел от радости, что чуть не «улетел» с трассы в одном из поворотов!»), Модена, Патрезе, Два «Джордана», оставив Мэнселлу лишь очко за шестое место.
А что же наш кудесник? Почему не видно его среди победителей? Сенна досматривал гонку в качестве зрителя — на 27-м круге его «Мак-Ларен» сошел с трассы, отказала электроника. Но это поражение и поражением-то назвать язык не поворачивается. Четыре победы в пяти гонках, 24 очка преимущества в таблице чемпионата над ближайшим соперником — разве это поражение!
Так в чем же дело? Действительно волшебник? Или потрясающий везунчик? Думается, ни то ни другое. И как раз стартовые этапы мирового первенства это продемонстрировали. Ни один, даже самый что ни на есть сверхталантливый гонщик не в силах поставить на колени всю формулу 1. Здесь нужен прочнейший сплав — гонщик, автомобиль, команда. И каждое звено в этой цепи должно быть самым прочным. Как раз в случае «Мак-Ларена» мы видим именно такую цепь. Автомобиль — один из лучших, если не лучший, двигатель — один из лучших, если не лучший, конструкторы, механики, менеджеры — все самой высшей пробы. И венчает эту пирамиду Сенна — один из лучших гонщиков в истории автоспорта, бразильский волшебник.
Вот и весь секрет. Обыкновенное чудо.
А. МЕЛЬНИК
Источник: Журнал «АМС», №3, 1991