В нынешнем сезоне сигналом к открытию «формульной ярмарки» послужил... приговор лондонского суда, 15 августа дюжина английских присяжных признала Бертрана Гашо виновным в нападении на таксиста с использованием запрещенного в Англии газового пистолета. Родившийся в Люксембурге бельгиец французского происхождения, проявивший столь прискорбное незнание британских законов, на полтора года отправился в Брикстон — одну из самых запущенных и обветшалых английских тюрем. А пока его подружка Кейт организовывала по всей Европе кампанию протеста, а адвокаты 28-летнего гонщика обивали пороги судебных инстанций, Эдди Джордан, его хозяин, срочно искал своему пилоту замену. И нашел ее в лице 22-летнего немца Михаэля Шумахера.
Первый же выход самого молодого на сегодня гонщика Ф1 стал сенсацией — в Бельгии он занял седьмое место на старте, пропустив вперед лишь «вильямсы», «мак-ларены» и «феррари». Гашо мгновенно был забыт, и Джордан подписал с Шумахером контракт на два года. Однако хозяин самой быстро прогрессирующей команды формулы 1 рано радовался — на неожиданно вспыхнувшую «звездочку», как выяснилось, положили глаз владельцы «Бенеттона». И через две недели после гонки в Спа Шумахер уже сидел в желто-синем автомобиле британо-итальянской команды. Скандал был велик. «Так дела не делаются!» — в один голос заявили и Эдди Джордан и даже чемпион мира Айртон Сенна. Бразилец расстраивался прежде всего из-за своего земляка Морено. Чтобы освободить место Шумахеру, руководство «Бенеттона» официально уволило Роберто по причине «физической и моральной усталости». Пупо (как многие бразильские спортсмены, Морено пользуется таким «полупсевдонимом») громко возмущался и сутками напролет консультировался со своими адвокатами. Многие гонщики поддержали его, однако хозяева команд быстро нашли общий язык. Джордан и Лючано Бенеттон при участии самого Берни Экклстоуна заключили соглашение о «законном обмене гонщиками» и попутно «выразили намерение тесно сотрудничать в дальнейшем». Первые плоды «сотрудничества» можно было видеть уже через две недели в Португалии — Морено выставили и из «Джордана», объяснив это плохими результатами.
Дурной пример оказался заразительным. Прошло всего два дня, и 33-летний француз Оливье Груйяр с удивлением узнал, что его место в «Озелле» займет 29-летний Габриэле Таркуини, а ему самому придется сесть за руль АГС итальянца. «Чейндж» шеф «Озеллы» Г. Руми заключил такой фразой «Поблагодарив Груйяра за сотрудничество, команда с энтузиазмом, вдохновенно готовится к трем последним гонкам сезона». Сенна же был совсем другого мнения: «Эти отвратительные аферы дискредитируют формулу 1...»
Ярмарка между тем продолжалась. «Феррари» объявила о том, что в будущем сезоне ее двигатели будут поставляться «Далларе», а не «Минарди». Жерар Лярусс выразил намерение использовать двигатели «Ламбор-гини» и... объединиться с командой АГС. «Порше» неудачу своих моторов в начале сезона громогласно объяснила плохим шасси — «уровень техперсонала «Эрроуза» низок». А португальский гонщик Педру Шавеш жаловался на руководство «Колони», выплатившее ему всего десять тысяч долларов из ста обещанных. Кстати, Шавеш — единственный, кто в этом сезоне еще ни разу не вышел на старт Гран при. Для его «Колони» предква-лификация стала непреодолимым барьером.
Самые же большие страсти разгорелись вокруг ведущих гонщиков. Сенна то и дело заявлял о своем намерении перейти в «Вильямс» или «Феррари». В Мэранел-ло, в свою очередь, выражали недовольство Алези. Молодой француз, расстроенный явно неудачным сезоном, решил сорвать зло на товарище по команде, обвинив Проста чуть ли не во всех смертных грехах. Совсем другого мнения о трехкратном чемпионе мира придерживался Ги Лижье. Он пригласил его на будущий год в свою команду вместе с... Пике! Трубил об этом на каждом перекрестке, как о решенном деле. Сам же Прост постоянно заявлял, что и новый «Феррари-643» — машина отвратительная, и вообще обстановка в Маранелло оставляет желать лучшего. Он неоднократно намекал, что в любой момент может уйти из «Феррари», даже совсем оставить спорт, но в конце концов дал понять, что вовсе непрочь вернуться в «Мак-Ларен». Разумеется, если там не будет Сенны. Подобные заявления не могли оставить равнодушными Бергера и Патрезе. Оба, заметно уступая «первым номерам» команд, имели основания опасаться за свои места.
За всеми этими перипетиями, которым мировые агентства посвящали львиную долю своего внимания, едва не потерялась сама интрига нынешнего первенства. А ведь после Большого приза Венгрии только двенадцать очков отделяло Найджела Мэнселла от лидера, Сенны.
И шесть этапов до конца — вполне достаточно, чтобы опередить бразильца. Но это только теоретически. А на практике...
В условиях, когда всем уже стало ясно, что лучшие моторы сезона — французские «Рено», а вовсе не привыкшая за последние годы к полному превосходству «Хонда», Сенне удалось сделать почти невозможное. За четыре гонки на решающем отрезке чемпионата Айртон не только удержал преимущество, но и увеличил его до шестнадцати очков.
Еще в начале августа стараниями инженеров «Мак-Ларена» и «Хонды» краснобелые автомобили «похудели» и одновременно стали на несколько сил мощнее. Это не замедлило сказаться — после трехмесячного перерыва Сенне удалось одержать подряд три победы в тренировках. Однако бразилец не слишком радовался: «Мак-Ларен» хорош пока лишь для тренировок, в гонке ему, увы, не хватает «скоростной выносливости». Слова чемпиона мира полностью подтвердились в Бельгии. Со старта вперед умчался и долго лидировал Мэнселл, потом его сменил Алези, но оба сошли из-за различных неисправностей. Сошел и Прост. А из тех, кто мог еще составить конкуренцию Сенне, на трассе остался только Патрезе. Возможно, Риккар-до, самый опытный пилот Ф 1, и победил бы в этой гонке, но стартовать ему пришлось с !7-го места. Дело в том, что в субботу, во время квалификационных заездов из-за поломки автоматической коробки передач его «Вильямс» внезапно поехал по трассе в обратном направлении. А это строго запрещено, и время Патрезе было аннулировано. В воскресенье же, стартовав из девятого ряда, Риккардо поднялся аж до второго места и, казалось, вот-вот достанет лидировавшего к тому времени Сенну, но бешеная погоня не могла не сказаться на автомобиле. Патрезе отстал и закончил гонку только пятым.
Надежность пока остается единственным слабым местом «вильямсов». Вот и на следующем этапе, Гран при Италии в городе Монца, поломка коробки передач перечеркнула шансы Патрезе на победу. 37-летний итальянец, стартовав четвертым, умудрился в какие-то доли секунды, прорвавшись между Бергером и Мэнселлом, вцепиться в хвост «Мак-Ларена» Сенны. 25 кругов он держал его мертвой хваткой и в конце концов обошел. Но ровно через круг, в том же самом повороте, где он заставил капитулировать чемпиона мира, Патрезе вылетел с трассы.
Едва лишь итальянец выбрался из своего «Вильямса», проклиная злосчастную коробку, стоившую ему и Мэнселлу в этом сезоне стольких потерянных очков, как эпидемия поломок поразила и «Мак-Ларен». Сначала левое переднее колесо автомобиля под номером 1 начало сильно вибрировать. Сенна был вынужден уступить лидерство Мэнселлу и заехать в боксы для замены шин. В «Мак-Ларене» же Бергера сломался задний амортизатор, и хотя австриец закончил гонку, он трижды вылетал с трассы и больше чем на четвертое место рассчитывать, конечно, не мог.
Мэнселл выиграл эту гонку, но Сенна, несмотря на проблемы с шинами, сумел показать лучшее время круга и финишировал вторым. Так что реально англичанин отыграл у соперника только четыре очка. Поэтому перед тринадцатым этапом, Гран при Португалии в Эшториле, мысли Фрэнка Вильямса и всех членов его команды были направлены к тому, чтобы тактически переиграть бразильского волшебника, лишить его максимума очков. «Если будет нужно, я пропущу Мэнселла вперед», — говорил Патрезе.
Поначалу все шло как по маслу. Патрезе, показавший накануне лучшее время в тренировке, прихватив с собой «за компанию» Мэнселла, стремительно уходил вперед. На 18-м круге он действительно пропустил Найджела и готов был, видимо, «прикрывать ему спину» от атак соперников. Но беда пришла, откуда не ждали. Во время замены шин механики слабо закрепили правое заднее колесо автомобиля Мэнселла. Выехав на трассу, Найджел сразу это почувствовал и решил вернуться в боксы, но, не доехав немного, остановился — колесо совсем отваливалось. Обслуживать автомобиль вне специально отведенных для этого мест — технических боксов команд — запрещено. Механики «Вильямса» в горячке забыли об этом. Колесо «затянули», Мэнселл вновь выехал на трассу и через некоторое время увидел перед собой черный флаг — дисквалификация. Самой легкой в своей жизни назвал победу в Эшториле Патрезе. А для его команды это было скорее поражение. Даже выигрыш Мэнселла и только два очка Сенны через неделю в Гран при Испании смогли лишь подсластить пилюлю.
Разрыв в шестнадцать очков за два этапа до конца — это слишком много.
Нынешний Большой приз Испании проводился в отличие от предыдущих сезонов не в Хересе, а на новом автодроме «Монтмэло» в столице будущих олимпийских игр Барселоне. Гонщики, ознакомившись с новой трассой, были восхищены: сложная, интересная. Но особенно хвалили ее безопасность. Новый автодром, травма Мэнселла, который во время футбольного матча «всех звезд Ф 1» повредил лодыжку, недомогание Проста, надышавшегося ядовитых бензиновых паров во время пожара двигателя на разминке в Эшториле, первый старт Алессандро Дзанарди — одного из лидеров формулы 3000, заменившего в «Джордане» Морено,— вот что привлекало внимание журналистов в Испании. Вопрос о чемпионской короне как-то отошел на второй план. Даже сам Мэнселл не проявлял энтузиазма. «Мы упустили титул не в Эшториле, а еще весной, когда после Монако проигрывали 34 очка».
Впрочем, он же говорил, что будет бороться до конца, а Сенна уверял всех, что еще ничего не решено. Результаты гонки в Испании как будто подтвердили это — Мэнселл достаточно легко выиграл. Сенна явно нервничал, вылетел с трассы и закончил этап только пятым. Однако ситуация в таблице перед двумя заключительными этапами выглядела значительно яснее, нежели обстановка на той самой «гоночной ярмарке», с которой мы начали наш рассказ. И хотя Рон Денис (с явным облегчением), Фрэнк Вильямс (загадочно улыбаясь), Лючано Бенеттон и Карло Ломбарди подтвердили, что их гонщики заключили контракты и на будущий год, это еще ровно ничего не значит. Большие деньги могут уступить место еще большим деньгам. И, как сказал Ален Прост, «в конце сезона нас ждут большие перемены». Что ж, ярмарка тщеславия продолжается.
XI этап. Спа-Франкоршам, Бельгия, 25 августа, 44 круга, 305,36 км: 1 А. Сенна (BR, «Мак-Ларен-МР4/6») — 1 ч 27 мин 17,669 с; 2. Г. Бергер (А, «Мак-Ларен») — отставание 1,901 с; 3. Н. Пике (BR, «Бенеттон-В191») — 32,176 с; 4. Р. Морено (BR, «Бенеттон») — 37,31; 5. Р. Патрезе (I, «Вильямс-FW14») — 57,187; 6. М. Бланделл (GB, «Брэбхэм-ВТ60Y»)— 1.40,035.
XII этап. Монца, Италия, 8 сентября, 53 круга, 307,4 км: 1. Н. Мэнселл (GB, «Вильямс») — 1:17.54,319; 2. Сенна — 16,262; 3. А. Прост (F, «Феррари-643»)— 16,829; 4. Бергер — 27,719; 5. М. Шумахер (D, «Бенеттон») — 34,463; 6. Пике — 45,6.
XIII этап. Эшторил, Португалия, 22 сентября, 71 круг, 308,85 км: 1. Патрезе — 1:35.42,304; 2. Сенна — 20,941; 3. Ж. Алези (F, «Феррари») — 53,554; 4. П. Мартини (I, «Минарди-М191») — 1.03,498; 5. Пике — 1.10,033; 6. Шумахер — 1.16,582.
XIV этап. Автодром «Каталунья-Монтмэло», Барселона, Испания, 29 сентября, 65 кругов, 308,555 км: 1. Мэнселл — 1:30.41,541; 2. Прост — 11,331; 3. Патрезе — 15,909; 4. Алези — 22,854; 5. Сенна — 1.02,402; 6. Шумахер — 1.19,532.
А. Мельник
Источник: Журнал «АМС», №5, 1991