Чем можно заманить зрителей на второстепенные автомобильные соревнования? Недорогими буфетами, занимательными аттракционами, зрелищными шоу? 13 августа 1961 года организаторы заурядной гонки формулы «Юниор» в английском Гудвуде не ломали голову над этой проблемой. Желающих попасть даже на тренировку оказалось предостаточно, ведь в стартовом протоколе значилась гоночная машина «Брэбхэм-BTI», сконструированная двукратным чемпионом мира австралийцем Джеком Брэбхэмом. Этот обаятельный джентльмен в то время был кумиром огромной армии «фанов» Британского содружества. А могли ли преданные поклонники пропустить дебют его четырехколесного первенца?
«Черный Джек» (так, как бы в насмешку, называли интеллигентного Брэбхэма) к 35 годам покорил все желаемые вершины. Оставалось мечтать лишь о самостоятельности — хотелось иметь и свою «конюшню», и свои машины. С юных лет Джек занимался конструированием, правда, технического образования не получил, оставшись самоучкой. Поэтому теперь ему прежде всего требовался опытный инженер-конструктор. На примете был старый знакомый Рон Тауранак из Сиднея. Заманить в Англию знающего себе цену технаря оказалось делом непростым. Тауранак категорически отказывался переезжать, не видя в затее приятеля перспективы. Несколько месяцев (а шел 1960 год) «Черный Джек» бомбардировал инженера телеграммами, и, наконец, Тауранак не выдержал.
Однако уже через одиннадцать месяцев после дебюта модели «ВТ1» Брэбхэм и Тауранак представили автомобиль формулы 1. Машина получила индекс «ВТЗ» и была окрашена в фирменный зеленый цвет. Первая проба состоялась на «Нюрбургринге» 5 августа 1962 года. Автомобиль отличался хорошей динамикой, был устойчив на больших скоростях и при прохождении поворотов, надежен. В заключительных гонках сезона в США и Южной Африке Джек Брэбхэм доехал до финиша четвертым, совсем немного уступив фаворитам — пилотам BRM, «Лотоса», «Купера».
В 1963 году Брэбхэм подписал контракт с американцем Даном Герни. Причем, уже подумывая о своем уходе из Ф1, выдвинул его на роль первого номера. Именно Герни заставил говорить о молодой команде весь мир. Пять раз его фамилия значилась в итоге в зачетной шестерке, дважды при этом он был вторым и в общем зачете поднялся на пятое место. Отличился и сам хозяин, закончивший чемпионат седьмым.
А уже следующий сезон принес победы — Герни выиграл во Франции и Мексике. Спортивные достижения упрочили финансовое положение «Брэбхэм рэйсинг девелопменте» и позволили ей предпринять наступление на все престижные классы спортивных и гоночных автомобилей. В течение 1964 года фирма построила 17 экземпляров модели «ВТ10» формулы 2, 13 машин «ВТ9» для ФЗ и 9 спортивных «ВТ8».
В 1965 году в команду «Брэбхэм» формулы 1 вошел еще один пилот — новозеландец Денис Хьюм. Вскоре троица Герни, Хьюм, Брэбхэм получила прозвище «зачетные дети» за то, что почти в каждой гонке приносила в копилку команды очки, подняв «Брэбхэм» на третье место в Кубке конструкторов.
В следующем сезоне вступили в силу новые технические требования ФИА для машин формулы 1. Увеличение рабочего объема двигателей заставило команды искать новых поставщиков моторов. У Брэбхэма перемены не вызвали головной боли, ведь и у него лично, и у Тауранака, ставшего совладельцем теперь уже фирмы под названием «Мотор рэйсинг девелопменте», остались хорошие связи с австралийской компанией «Репко». На протяжении трех лет она снабжала «Брэбхэм» 8-цилиндровыми, V-образными моторами мощностью от 300 до 390 л. с.
Первая гонка чемпионата-66 должна была состояться 22 мая в Монте-Карло. А 2 апреля Брэбхэм отметил свое сорокалетие. За праздничным столом, в присутствии известных людей из мира спорта, науки, искусства, Колин Чапмен поднял тост за то, чтобы именинник еще долго оставался в рядах пилотов формулы 1 и к своим двум чемпионским титулам добавил третий. Чапмен как в воду глядел. На модели «BT19» австралиец разгромил всех соперников, одержав четыре победы на этапах.
Венцом же победного сезона стало награждение сэра Джона Артура Брэбхэма орденом Британской империи за заслуги в области спорта.
Казалось бы все — самое время поставить точку, уйти непобедимым. Да и Хьюм высказывал недовольство, что, находясь под боком у «Черного Джека», невозможно завоевать мировую корону. Но не тут-то было. Хозяин решил остаться, гарантировав новозеландцу честную борьбу. Перед последним этапом первенства-67 Хьюм возглавлял таблицу с 47 очками, Брэбхэм уступал Денни лишь пять очков. Другой в столь щекотливой ситуации мог забыть о своих обещаниях, джентльмен Джек Брэбхэм нарушить данного слова не мог. Хотя он и доехал в высокогорном Мехико на втором месте, Хьюм финишировал за ним, став первым и пока единственным чемпионом мира из Новой Зеландии. В Кубке конструкторов команда «Брэбхэм» второй год подряд стала лучшей. К сожалению, в будущем подобного успеха ей не суждено было достигнуть.
А первые неприятности грянули уже в следующем сезоне. Хьюм ушел, а занявший его место талантливый австриец Йохен Риндт в середине сезона охладел к «брэб-хэмам», подписав контракт на будущий год с Чапменом. Недостаток финансовых средств вынудил МРД сократить производство автомобилей Ф2, новые двигатели «Репко-860» для формулы 1 оказались «сырыми». К тому же партнер Брэбхэма поднял на них цену и покупать отечественные моторы Джеку стало накладно.
Сезон-68 был потерян. Проблеск надежды сверкнул перед началом следующего первенства. Брэбхэм и Тауранак остались довольны испытательными заездами модернизированной модели «ВТ26», оснащенной 8-цилиндровым, 400-сильным двигателем «Форд-Косворт». К сожалению, моторы, которые скоро назовут самыми надежными в Ф1, тогда не отличались этим завидным качеством. Ни бельгиец Джеки Икс, ни англичанин Пирс Кэридж, ни сам «Черный Джек» не могли чувствовать себя достаточно уверенно на трассе, хотя при стабильной работе двигателей каждый из пилотов мог бы претендовать на чемпионский титул. Довольствоваться пришлось только вторым (Икс), восьмым (Кэридж) и десятым (Брэбхэм) местами в чемпионате.
В то время рядом с Тауранаком появился молодой инженер-конструктор Гордон Марри. В конце 1969 года он принял непосредственное участие в постройке автомобиля для нового сезона. Модель «ВТ33» имела уже несущий корпус с клиновидной Брандс-Хэтче «Черного Джека» буквально на последних метрах дистанции лишил побед Йохен Риндт на «Лотосе», в Зандвоорте и Монце последовали серьезные аварии, которые переполнили чашу терпения 44-летнего гонщика. По окончании сезона, поделив с шотландцем Джеки Стюартом пятое место в чемпионате, он твердо решил навсегда распрощаться с автомобильным спортом. Сжигая мосты, Брэбхэм передал все права на «Мотор рэйсинг девелопменте» компаньону Рону Тауранаку.
Тауранак исполнял роль главы фирмы ровно год. После ухода приятеля дела шли отнюдь не блестяще. Годовой выпуск гоночных моделей сократился с 300 до 65 экземпляров. В чемпионате мира формулы 1 1971 года австралиец Тим Шенкен и англичанин Грэм Хилл добыли на «ВТ34» только 5 очков — полный провал. И за 12 миллионов долларов Рон продал предприятие английскому бизнесмену Экклстоуну.
Берни в корне изменил политику МРД. Единственное, что от нее осталось — это славное имя. Производство автомобилей формул 2 новой «Брэбхэм» не случайно. На протяжении многих лет эти специалисты, используя лозунг Экклстоуна «Из каждой кризисной ситуации — есть выход», возрождали славу прежней команды. В первые годы становления «Брэбхэм-2» испытывала острую финансовую недостаточность. Только к середине 70-х положение стабилизировалось. Экклстоуну удалось заручиться поддержкой богатых фирм — «Мартини», «Альфа-Ромео», позднее «Пармалат», «Оливетти». Появились и результаты. Если в 1972 году команда заняла с семью очками лишь последнее место, то в следующих чемпионатах она входила в пятерку сильнейших, а в 1975 году поднялась на вторую позицию. Заводские пилоты, следуя правилу Херби Блэша, набирались в основном из талантливых молодых людей, не имевших за плечами опыта выступлений в Ф1. Здесь возмужали аргентинец Карлос Рейтеманн (он принес в 1974 году Экклстоуну на модели «ВТ44» первые лавровые венки за победы на этапах), ирландец Джон Уотсон, бразильцы Карлос Паче и Нельсон Пике. Последний дважды, в 1981 и 1983 годах, завоевывал на гоночных машинах Гордона Марри «ВТ49» и «ВТ52» чемпионские звания. Главный конструктор за годы пребывания в «Брэбхэм» спроектировал ряд революционных моделей, последней из которых в 1986 году стала «ВТ55». В ней Марри довел до логического завершения идею создания монокока с самым низким по меркам формулы 1 коэффициентом аэродинамического сопротивления.
Каждая конструкция должна была пройти тщательную доводку в испытательных заездах. Один из них в мае 1986 года завершился трагически. Итальянец Элио де Аньелис на трассе «Поль Рикар», не вписавшись в поворот, был погребен под обломками перевернувшейся «ВТ55». Инцидент удручающе подействовал на коллектив «Брэбхэм». Начались взаимные обвинения, приведшие к уходу Марри и нескольких инженеров в другие команды формулы 1.
Серджио Ринланду, новому главному конструктору, пришлось все начинать с чистого листа. Перед ним стояла архисложная задача — за три месяца подготовить новые автомобили с индексом «ВТ56» к чемпионату мира 1987 года. Даже для Марри это было бы трудновыполнимо. Поэтому никого не удивили скромные результаты итальянцев Риккардо Патрезе и Андреа де Чезариса. Десять зачетных очков в первенстве — плод их совместных усилий.
В те дни все отчетливее виделся закат знаменитой команды. Экклстоун не скрывал, что руководство личной «конюшней» отнимает у него много сил и мешает исполнять обязанности вице-президента ФИСА. А так как гнаться за двумя зайцами было уже невмоготу, в феврале 1988 году Берни официально объявил о роспуске «Брэбхэм».
Если кто и был заинтересован в возрождении славного имени сэра Брэбхэма в формуле 1, так это австралийская пивоваренная компания «Фостер'с». Но пока пивовары изыскивали резервы на покупку команды, швейцарский продавец игровых автоматов и шампанских вин, известный автогонщик, владелец ’команды формулы 1 «ЕвроБрун» Вальтер Врун уже выписывал Экклстоуну чек.
В 1989 году «МРД лимитед Брэбхэм» с новым хозяином вернулась на сцену больших призов. Брун не стал тасовать прежний руководящий состав. На своих постах остались Блэш, Ринланд, Дэйв Норт и Джон Болдуин (технические руководители). Гонщиками команды выступали итальянец Стефано Модена и англичанин Мартин Брандл. На «брэбхэмах-ВТ58» интернациональный дуэт завоевал восемь очков, причем в Монте-Карло Модена был третьим.
Последующие бурные события снова привлекли к «конюшне из Чессингтона» пристальное внимание. Не дождавшись конца сезона, оставил надоевшую «игрушку» Вальтер Брун. Эстафету подхватил известный в спортивных кругах промышленник Йоахим Люти, но открытие на него судебными органами уголовного дела за якобы финансовые махинации не позволило остаться у руля в «Брэбхэм». Снова инициативу проявляет «Фостер'с». В связке с несколькими австралийскими банками в начале 1990 года ей удается попытка захвата власти. Главным руководителем команды назначается Блэш, а вторым гонщиком... Брэбхэм. Да, Дэвид Брэбхэм — сын трехкратного чемпиона мира, основателя «конюшни». Стефано Модена и в 1990 году остался «первым номером».
За горячими деньками последовали спокойные будни. Они-то и показали, что потенциал у «Мотор рэйсинг девелопменте» небольшой. Достигнутые за два года результаты и представленные конструкции новых гоночных автомобилей не вызвали энтузиазма у специалистов, зрителей и самого персонала фирмы. Даже появление в команде Брэбхэма-младшего никак не отразилось на ее популярности.
Так чем же сейчас можно заманить на автомобильные соревнования зрителей? Наверное, всем чем угодно, только не «Брэбхэм».
С. Дорофеев
Источник: Журнал «АМС», №2, 1992