Постоянные стрессы и истощение до полного порой изнеможения сопровождают гонщика всю его спортивную карьеру. Эксперименты показывают, что в период гонки, а это в среднем полтора часа, пульс пилота находится на уровне 200 ударов в минуту. В течение же всего дня он колеблется от 140 до 160 ударов. Это вдвое больше нормы! Добавьте к этому большие перегрузки. Например, на самой быстрой трассе Гран-при в Сильверстоуне, где лидеры проходят повороты на скорости почти 300 километров в час, зарегистрированы четырехкратные перегрузки организма, сопровождающиеся внезапным ухудшением зрения из-за резкого отлива крови от сетчатки глаза. Но и это, к сожалению, еще не все, что может создавать «неудобства» гонщику в его работе за рулем «снаряда». Полтора часа нещадной парилки испытывает он на своем рабочем месте, теряя огромное количество воды, солей и минералов. Так что знаменитой русской банькой по-черному их не удивишь.
Наблюдая за гонщиками по телевизору через камеру, установленную на автомобиле, не скажешь, что они слишком уж себя перетруждают — крутят себе баранку, да и все. Вот только почему-то на пьедестале почета Айртон Сенна, например, после победы в родной Бразилии, выглядел как выжатый лимон. А вспомните Найджела Мэнселла, когда, победив в Монте-Карло, он не мог стоять без посторонней помощи: «Я не берусь обрисовать то потустороннее состояние, в котором находишься, проходя повороты. Порой даже отдельные предметы различить невозможно. О том, что происходит впереди твоей машины, можно только догадываться. Ноги прикованы к педалям, руки вцепляются в руль, голова же, кажется, не имеет с телом никакой связи, ведь это по сути единственная часть тела, которая жестко не связана с машиной...»
Между прочим, идея как-то «пристегнуть» голову гонщика к телу хотя расценивается иногда анекдотически, не лишена смысла. На некоторых гонках пилоты, действительно, появляются в «упряжи». «Если голова и слетит с плеч, то по крайней мере останется на ремне, и это избавит от хлопот искать ее по трассе», — мрачно шутят пилоты.
Гонщики вообще народ веселый и нередко подтрунивают друг над другом. Скажем, в прошлом году очень популярной была байка про Айртона Сенну и Герхарда Бергера. Кабина пилота, так называемый «кокпит», у «формулы» делается как можно меньше, и говорили, что в «Мак-Ларене», рассчитанном под маленького Сенну, по сравнению с которым Бергер имеет просто-таки богатырское телосложение, партнерам не ужиться. Трудно предположить, как будут заключаться контракты на будущее, однако пока Бергер спокойно делит свое сиденье даже с тест-пилотом «Мак-Ларена» Аланом Ма-Нишем, тоже далеко не великаном.
Шутки шутками, но на самом деле пилот формулы 1 не должен быть склонен к полноте. Гонки весьма существенно влияют на его собственный вес. Известны случаи, когда спортсмен в ходе соревнований терял до пяти килограммов.
К счастью, нашелся-таки человек, взявшийся возместить физические и моральные потери лидерам мирового автоспорта. Имя профессора Вилли Дунгла не произносится всуе. Но именно на его талант, знания и опыт уповают лучшие пилоты формулы 1. И если 10—15 лет на проблемы «физкультуры» почти никто не обращал внимания, то сегодня, может быть, именно благодаря изысканиям Дунгла каждый аспект здоровья, персональной подготовки, даже нюансы диеты не только изучаются медиками, но и широко обсуждаются в прессе.
В 1976-м авария с Ники Лаудой на «Нюрбургринге» наделала в спортивном мире много шума. Помнится, даже в далекой от формулы 1 советской прессе прозвучали будто бы произнесенные Лаудой слова: «Рядом со мной в машине всегда смерть». Но вот о главной сенсации советские журналисты как всегда умолчали. А ведь ровно через 32 дня болельщики «Феррари» снова увидели своего кумира за рулем.
Возвращением в большой спорт Лауда обязан прежде всего тогда лишь консультанту национальной олимпийской сборной по лыжам, а ныне директору автоспортивного тренировочного центра «Клиника Дунгла», где постоянно прописаны Герхард Бергер, Микка Хаккинен, Найджел Мэнселл, Алан Мак-Ниш... Да и Лауда, давно бросивший автоспорт и целиком поглощенный авиацией, здесь по-прежнему клиент номер один: «Профессор взял на себя заботу о моем здоровье как раз в тот критический момент, когда я уже стал терять контроль над собой. Дунгл не просто находил причины каких-то неблагоприятных изменений в организме, он был постоянно в курсе моего физического состояния. Больше того, он разработал настоящую программу реабилитации».
Отличное здоровье пилота подразумевает не только готовность управлять «формулой 1», но во многом способность быстро восстанавливаться после различных травм. История Лауды и Мартина Доннели — лучшее доказательство тому, насколько важно приучить организм к самовосстановлению. Врачи утверждают, что Лауда смог пережить катастрофу только благодаря своему разумному образу жизни. Доннели тоже блистал своим здоровьем перед аварией в испанском Хересе осенью 1990 года — без сомнения одной из самых жутких в истории автоспорта. Ведь скорость машины была около 260 километров в час. Его организм тогда перенес стократную (!) перегрузку. Кстати, как только Мартин встал на ноги, он тут же отправился в «Клинику Дунгла» — совершенствовать способность организма восстанавливаться.
Каковы же основные принципы профессора Дунгла? В общефизической подготовке он заботится о том, чтобы не превратить пилотов в культуристов. Они имеют мускулатуру, обеспечивающую уверенную работу за рулем автомобиля. Ни больше ни меньше. Шварцнегер, например, не смог бы проехать и треть гонки, потому что каждый мускул здесь требует строго определенного количества крови и кислорода. У культуристов же за рулем «формулы 1» кровь, образно говоря, должна закипеть.
Ни в коем случае нельзя заниматься усиленной тренировкой какой-то одной группы мышц, как это делают бегуны, например. Специально можно тренировать лишь шею. Ноги должны быть развиты настолько, чтобы, удерживая свое тело, гонщик мог контролировать давление на педали тормоза. То же самое касается и рук при работе с рулем. Вот почему профессор считает, что «лучшая тренировка для водителя гоночной машины — вождение гоночной машины».
Наконец, диета. До определенного времени яичница с ветчиной была чуть ли не основной пищей пилотов Ф1 перед гонкой. В идеале же им нужны очень легкая, в основном овощная еда и много жидкости. Боже упаси чего-либо мучного. Для столь тяжелой работы, когда организм теряет много воды и углеводов, необходима строжайшая диета. Достаточно сказать, что желудок пилота, чтобы переварить одну чашку кофе, требует от организма три чашки воды. Тут уж, действительно, любое недомогание можно объяснить словами известной юморески Ефима Смолина — «это вы съели что-нибудь». По мнению профессора, даже самые претенциозные манекенщицы и балерины не должны завидовать меню гонщика.
«Каждый пилот обязан усвоить раз и навсегда, что если основная задача механиков и инженеров команды — заботиться о готовности к гонке автомобиля, то для него нет важней задачи, чем заботиться о готовности к гонке своего организма. Победитель думает не столько о своей машине, сколько о себе», — с этими словами профессор Дунгл встречает все новых и новых пациентов своей клиники.
С. Никольский
Источник: Журнал «АМС», №1, 1992