Первенство 1991 года продолжалось 239 дней и включило 16 этапов, которые состоялись на трассах 15 стран четырех континентов. Общая протяженность Больших призов в минувшем году составила 4598,627 км (это расстояние от Москвы до Лиссабона!). Из них 4389,680 км (95,3 %) преодолел Сенна, став самым надежным гонщиком не только сезона, но и всей истории Ф1. Прежний рекорд — 94,7 % установил в 1979 году канадец Жиль Вильнев.
Достижение это — не единственное в прошлом году. Так, Сенна довел число побед в квалификационных заездах до 60. Кроме того, бразилец в шестой раз выиграл неофициальное звание «чемпиона в тренировках», набрав 118 очков. Далее в шестерке: Патрезе — 84, Мэнселл — 78, Бергер — 59, Прост — 41, Алези — 15. Другие рекорды принадлежат Просту — за свою карьеру он набрал 699,5 очка и 35 раз устанавливал лучшее время прохождения круга в гонке. Свой третий рекорд французу улучшить так и не удалось. Десять лет подряд он регулярно побеждал на этапах чемпионата мира, но прошедший сезон прервал эту великолепную серию. Сенна же, выиграв семь Гран-при, заметно приблизился к французу, теперь на его счету 33 победы.
Уникально достижение Патрезе — он участвовал в 224 Гран-при из 516 проведенных. Итальянец повторил рекорд Грэма Хилла, набрав очки в четырнадцатом чемпионате. Еще один старожил Ф1, Пике в Большом призе Бельгии в двухсотый раз вышел на старт. Среди других юбиляров сезона — Бергер. Гран-при Бразилии стал для него сотым. Гужельмин и Модена стартовали в пятидесятый раз в этапах чемпионата мира в июле в Англии.
Всего же в первенстве принял участие 41 спортсмен из 11 стран (в прошлом году 40 из 12). Четверо (как и год назад) так и не смогли преодолеть квалификационный барьер и на старт не выходили. Это Шавеш, Барбацца, Бартельс и Хаттори. Все они, кстати, дебютанты Ф1. А вот для Бланделла, Хаккинена, Кома, ван де Поэле, Дзана-ди, Вендлингера, Шумахера дебют в высшем свете сложился более удачно — трое из них даже сумели в первом своем сезоне набрать зачетные очки. Шумахер стал не только самым молодым гонщиком (он родился 3 января 1969 г.), но и, по общему мнению, главным открытием чемпионата. Патриархом же Ф1 остался Пике — он на шестнадцать с лишним лет старше немца. Трехкратный чемпион мира из Бразилии оказался в числе 13 самых стабильных пилотов, которым удалось стартовать во всех гонках сезона. Всего же очки получили 24 спортсмена — это больше, чем в прошлом году (18), хотя до рекордного 1989 года (29) далеко.
Из 16 трасс прошедшего чемпионата «дебютировали» сразу две — в Маньи-Кур и Барселоне. Еще на десяти трассах пилоты обновили рекорды круга — в США, Сан-Марино, Монако, Канаде, Мексике, Германии, Венгрии, Италии, Португалии и Японии. Самой быстрой оказалась итальянская «Монца» — победитель Мэнселл показал там 236,74 км/ч, а Сенна прошел лучший круг со скоростью 242,619 км/ч. Самая же медленная — трасса в Аделаиде. Под проливным дождем Сенна закончил гонку со скоростью 129,17 км/ч, а Бергер показал лучший круг — 134,545 км/ч. Наименьший разрыв между двумя быстрейшими гонщиками на тренировке зафиксирован в Мексике — 0,009 с (Патрезе выиграл у Мэнселла). Наибольший — 1,232 с — в Венгрии (Сенна у Патрезе). Наименьшее преимущество победителя гонки перед вторым гонщиком на финише зафиксировано в Японии, где Сенна «подарил» победу Бергеру — 0,344 с. Наибольшее — в Англии, 42,293 с — Мэнселл выиграл у Бергера.
Только Мэнселлу в Англии удалось добиться абсолютного результата: он был первым на старте, выиграл гонку и показал лучшее время круга. Самой трудной для гонщиков оказалась трасса Гран-при Канады — лишь десять пилотов дошли здесь до финиша. Вдвое больше спортсменов закончило гонку в Аделаиде, но Большой приз Австралии никак не назовешь самым легким — как вы помните, из-за проливного дождя соревнования были остановлены через 53 километра после старта. Кстати, этот этап стал четвертым в истории Ф1, в котором гонщикам засчитали лишь половину очков.
В четвертый раз подряд список сильнейших команд Ф1 возглавила «Мак-Ла-рен» — еще один рекорд чемпионатов мира. По общему числу побед (7) команда Рона Денниса настигла «Лотос». Впереди только «Феррари» — 8 завоеванных Кубков конструкторов. К грандам Ф1 после Большого приза Германии присоединилась «Вильямс». Она стала четвертым коллективом, на счету которого более тысячи очков.
И в заключение — о зрителях. После двух-трех лет некоторого спада интереса к Ф1 популярность чемпионата мира вновь стала возрастать. На 16 этапах в прошлом году побывало 1620 тысяч зрителей, что составляет в среднем 101250 на одной гонке. И еще с полсотни тысяч болельщиков отпугнул ливень в Аделаиде. Пока никак не удается раскачать американцев — на этапе в Финиксе, как и в прошлом году, побывало всего 30 тысяч зрителей. Зато неизменным успехом пользуются автогонки мирового уровня в Японии — 190 тысяч человек пришли посмотреть развязку чемпионата на трассе «Сузука». Это также один из лучших показателей за всю историю Ф1.
Примечание К таблице. Система начисления очков: за 1-е место - 10; 2-е - 6; 3-е - 4; 4-е - 3; 5-е - 2; 6-е - 1. Первая цифра в колонке - стартовая позиция гонщика по результатам квалификационных заездов, вторая - место на финише этапа; с - сход в гонке по техническим причинам; а - авария; д -дисквалификация; не - не стартовал в гонке; к - не вошел в число 26 лучших по итогам квалификационных заездов; пк - не прошел предквалификацию; звездочка - не финишировал в гонке, но получил квалификационное место; прочерк - не участвовал в соревнованиях.
С. Дорофеев
Источник: Журнал «АМС», №1, 1992