В этот момент я убедился в справедливости слов «лучше, один раз увидеть...» Рядом пяти летний мальчуган, забравшись на плечи папаше, пронзительно выкрикивал: «Найджел, ай лав ю!», а меня поминутно, словно зеленым саваном, накрывал бразильский флаг, но взгляд мой был прикован к пьедесталу. Впервые после целого года подозрительности и взаимных обид они по-братски обнялись. Оба добились своего. Мэнселл выиграл наконец первенство мира, и для него, плачущего от счастья, перестали существовать даже самые злейшие враги. Сенна тоже выглядел удовлетворенным. Он наблюдал за коронацией нового чемпиона с усталой, но добродушной, какой-то даже отеческой улыбкой: после того, как, казалось, непобедимый Мэнселл только что отстал от него почти на минуту, всем окончательно должно было стать ясно, кто хозяин в гоночном доме.
Между тем, случайному наблюдателю, оказавшемуся в Будапеште накануне Гран-при Венгрии, вряд ли бы пришло в голову, что именно англичанин и бразилец — главные герои предстоящего действа. Первые роли на гоночной трассе будто заранее были отданы совсем другим актерам — табачным гигантам «Филип Моррис» и «Рейнольдс Тобакко».
Поначалу «Рейнольдс» вырвался вперед, установив в аэропорту гоночный «Бенеттон», раскрашенный под пачку «Кэмел». Впечатление было сильным — каждый, кто в эти дни прилетел в Будапешт, не мог не остановить взгляд на эффектно вставшем на дыбы автомобиле. Соперник немедленно отквитался, развесив на центральных улицах тысячи краснобелых «малборовских» флагов. Следующий шаг был за «Кэмелом» — в самых оживленных местах города появились передвижные рекламные щиты с изображением «верблюдоносных» «вильямсов». Однако «Филип Моррис» недаром входит в десятку крупнейших корпораций мира — годовой ее оборот раза в четыре превышает показатели конкурента. Вложив пару миллионов долларов, концерн стал главным спонсором этапа и получил право назвать гонку «Малборо Гран-при». В Америке уже довольно давно крупные фирмы пользуются такой возможностью, в истории же формулы 1 это произошло впервые.
Но у «Рейнольдса» был в запасе еще один козырь. На гонку в качестве гостей «Кэмела» была приглашена большая группа журналистов из стран Восточной Европы, а также Греции. Программа нашего пребывания на Гран-при Венгрии была насыщенной и очень интересной. И хотя в ней не было ни балета, ни цирка (не в России, чай), к вечеру каждого из трех дней тренировок и гонок все мы буквально валились с ног от усталости. Радушные хозяева, понимая это, ангажировали лучшие рестораны Будапешта. Но и здесь — о чудо! — журналистов ждала работа. Могущественные спонсоры предоставляли на растерзание прессы своих примадонн — настоящие, из плоти и крови, без киношно-фантастических шлемов и комбинезонов, Мартин Брандл и Риккардо Патрезе готовы были ответить на любой (или почти любой) вопрос.
А вот в лагере «краснобелых» настроение было совсем не ресторанное: «желто-синие» в нынешнем сезоне, кажется, поставили на более верную карту и вовсю гребут рекламные дивиденды от побед Мэнселла. «Филип Моррису» оставалось уповать только на профессиональные качества трехкратного чемпиона мира да на хитрость самого удачливого менеджера 80-х годов Рона Денниса.
После успехов в Монако и Канаде многим показалось, что техническое отставание «Мак-Ларена» удалось ликвидировать, во всяком случае в том, что касалось двигателя. Машины Сенны и Бергера на прямых не уступали «виль-ямсам». Однако последующие гонки заставили оптимистов спуститься с небес на землю. Вновь, как и в начале сезона, питомцы Фрэнка Вильямса легко уходили от преследователей. Особенно это было заметно при прохождении поворотов. Инженерам «Мак-Ларена» никак не удавалось отладить «активную» подвеску, к тому же возникли проблемы с аэродинамикой. Хуже того — такие надежные еще недавно «макларены» стали все чаще отказывать.
Однако Деннис не впервые оказывается в ситуации, когда машины его команды в техническом отношении уступают конкурентам. И в большинстве случаев ему удавалось находить путь к победе, используя малейшие слабости противников, какой бы безупречной ни казалась их позиция.
На этот раз план менеджера «Мак-Ларена» строился на том, что он располагает гонщиком экстра-класса, парни же Фрэнка Вильямса с точки зрения водительского искусства значительно уступают Сенне. К тому же трезвый расчет и дисциплина на трассе никогда не входили в число добродетелей Мэнселла и Патрезе. Значит, победить их можно даже на более слабой машине — нужно только заставить пилотов «Вильямса» нервничать, ошибаться, потерять контроль над собой.
Впервые «Мак-Ларен» продемонстрировал новую тактику в Хоккенхайме. В начале гонки Сенна стремился к одному — не слишком отстать от «вильямсов». Потом, воспользовавшись тем, что Мэнселл и Патрезе меняли колеса, обходил их. Конечно, на свежих шинах «вильямсы» легко нагоняли «Мак-Ларен» чемпиона, но здесь-то и начиналось самое трудное. Сенна и Деннис прекрасно все рассчитали: Патрезе будет пытаться обойти Сенну во что бы то ни стало, ведь в сезоне у него ни одной победы, между тем как машина Сенны заведомо хуже. Поэтому весьма самолюбивому итальянцу не остается ничего другого, как атаковать. Мэнселл же просто не умеет (как он сам это неоднократно признавал) ездить вторым, и вид маячащего впереди «Мак-Ларена» будет действовать на него, как красная тряпка на быка. В такой ситуации бразильцу остается ехать максимально внимательно, лишь ожидая ошибки соперников.
Кому-то эти рассуждения, может быть, покажутся притянутыми за уши, однако как блестяще подтвердились расчеты Сенны и в Хоккенхайме, и в Будапеште, и даже в Спа! В Германии только чудо да благосклонность судей спасли «Вильямс» от разгрома. В почти одинаковой ситуации, пытаясь обогнать Сенну, вылетали «желто-синие» с трассы. Но если Патрезе попал на пашню («...жаль, — заметил потом Айртон, — борьба была равной, а Риккардо достоин был стоять вместе с нами на пьедестале»), то Мэнселлу повезло: его машину вынесло на асфальтовую срезку, и он без труда опередил Сенну («...не думаю, что Найджел сделал это нарочно, однако судьи вправе были наказать его по крайней мере десятью секундами штрафа — ведь он срезал поворот...»).
Но эта история не пошла на пользу пилотам «Вильямса». Перед гонкой на «Хунгароринге» Мэнселл практически обеспечил себе чемпионский титул, Кубок конструкторов тоже был почитай в кармане. Однако обстановка в команде была явно нервозная. Бродя по паддоку, святая святых формулы 1, куда вход был заказан всем, в том числе и журналистам, и «особо важным персонам», не обладавшим специальными пропусками, мы то и дело натыкались на признаки этого нездоровья. Мрачное и напряженное лицо Фрэнка Вильямса. «Нет, нет! Не сейчас, пожалуйста!» — отгонял нашего фотографа от инвалидного кресла один из помощников менеджера; плохо скрытая досада в голосе Мэнселла, когда тот заезжал в боксы после очередной попытки перекрыть время Патрезе; постоянные заявления самого итальянца о том, что он постарается победить, чего бы ему это ни стоило.
Наконец, когда на пресс-конференции, устроенной для нас «Кэмелом» за два часа до старта в «Паддок клаб», фешенебельном ресторане на открытом воздухе, прямо на крыше боксов «Хунгароринга», Мэнселл заявил, что Сенна и Бергер выиграли утром разминку (так называют неофициальную тренировку в день старта), потому что ехали с полупустыми бензобаками, мне, например, все стало ясно. Пилоты «Вильямса» вконец себя извели, они панически боятся Сенны: один страшился, что в третий раз упустит титул, другого, всю свою карьеру пребывавшего на вторых ролях, мучит комплекс неполноценности. Было и еще одно обстоятельство, снижавшее шансы лидеров чемпионата. Трасса Большого приза Венгрии считается одной из самых трудных и интересных. Однако с каждым годом все больше вызывает нареканий со стороны гонщиков. Дело в том, что расположен «Хунгароринг» на песчаных, покрытых небольшими рощами холмах, так что ветер — а он здесь частый гость — нередко выносит на трассу песок и мелкие камешки. Кольцо становится скользким почти как после дождя, что предъявляет еще большие требования к водителям.
Все эти соображения и заставили меня расстаться с двумя долларами в импровизированном тотализаторе, устроенном журналистами из России и Латвии. Под удивленными взорами коллег я поставил на Сенну.
Видимо, подавляющее большинство наших читателей внимательно следит за трансляциями Российского телевидения. Поэтому нет нужды подробно описывать ход одной из самых красивых и напряженных гонок сезона. Всеми нитями этого замечательного зрелища двигал человек, сидящий в красно-белом автомобиле под номером 1. С гроссмейстерской точностью он сначала «слопал фигуру» у Мэнселла, оттеснив его в первом повороте аж на четвертое место, а затем постоянным давлением заставил Патрезе «зевнуть ферзя»: «Вильямс» лидера в простой, казалось бы, ситуации вылетел с трассы.
Что же заставило этого «великого мага и чародея» так бездарно ошибиться через две недели в Бельгии, возможно, спросят читатели. Действительно, многим показалось, что с выбором покрышек Сенна непростительно промахнулся. Но так ли это? Две «дождевые» гонки нынешнего сезона — в Испании и Франции — показали, что на мокром асфальте с «Вильямсами» тягаться бесполезно. «Умная» подвеска, а главное, управляемое компьютером устройство автоматической корректировки тягового усилия делают «Вильямс» непобедимым под дождем. Вопрос же о победителе мирового чемпионата был снят еще в Венгрии, так что Сенна в общем ничем ни рисковал, «обув» колеса своего «Мак-Ларена» в слики. Хотя невооруженным глазом было видно, что вот-вот разразится ливень. Если дождь будет затяжным, Айртон все равно проиграл, а если, покапав несколько кругов, он перестанет, бразилец получит решающее преимущество.
Любопытно, что авторитет теперь уже экс-чемпиона мира столь высок, что вопреки очевидности никто — никто! — перед стартом не поменял слики на покрышки с протектором. Поэтому спустя всего круг незадачливые последователи Сенны один за другим потянулись в боксы. А бразилец продолжал гонку на «сухой» резине — ведь в этом был его единственный шанс! Айртон ошибся на каких-то четверть часа — дождь все-таки перестал. Но к тому времени Сенна проиграл уже слишком много...
Итак, сезон нынешний, еще не закончившись, принес в формулу 1 МНОГО нового. Англия после 16-летнего перерыва получила, наконец, своего чемпиона мира. Германия — похоже, лучшего за все послевоенные годы автогонщика. Фрэнк Вильямс вернул себе высшие в мировом автоспорте титулы, прервав беспрецедентную — четыре сезона подряд — серию дублей «Мак-Ларена».
Однако главное, чем запомнится год 1992-й — в этом не может быть сомнений, — тем, что еще недавно самый быстрый, самый агрессивный гонщик превратился в мудрого стратега и отличного тактика, способного в одиночку перехитрить целую команду на лучших в мире автомобилях.
Да, он проиграл чемпионское звание. Но Айртон Сенна может себе это позволить.
Победа Михаэля Шумахера в Спа стала первым успехом немецкого гонщика с тех пор, как 17 лег назад Йохен Масс выиграл Гран-при Испании.
У истоков возрождения, которое переживает сейчас "Лотос", стоят не только бывший менеджер "Бенеттона" Питер Коллинз и конструктор Питер Райт, но и один из лучших в Ф1 консультантов по спонсо-рингу, бывший водитель формулы 1 Гай Эдуарда. Англичанин привел в "Лотос" таких гигантов, как "Хитачи" и "Кастроль".
Гран-при Венгрии стал последним сразу для двух коман. "Андреа Мода" (бывшая "Колони") не была допущена ФИСА за невыполнение финансовых обязательств. Кончились деньги и у знаменитого "Брэбхэма".
И еще одна потеря. В течение всего сезона в итальянской "конюшне" "Фондметал" наблюдается определенный прогресс. Из постоянных аутсайдеров ее пилоты Габриэле Таркуини и заменивший Андреа Киезу Эрик ван де Поэле постепенно перебрались в середину стартового пол» . Однако после Гран-при Бельгии грянул гром — из-за нехватки средств команда приостановила свое участие в чемпионате мира.
Джон Барнард подписал пятилетний контракт с "Феррари". Такой сенсационно долгий срок явно результат влияния Ники Лауды, который считает англичанина одним из лучших современных конструкторов гоночных машин.
Одно из разочарований сезона — "Даллара". Кроме не слишком удачного мотора "Феррари", слабыми ее местами оказались передняя подвеска и неудачная аэродинамика. Видимо, эти проблемы вынудили "Скудерию Италия" отказаться в будущем году от услуг самого Джанпаоло Даллары и обратиться к Эрику Бродли и его фирме "Лола карз".
Закончилась гоночная эпопея Поля Бельмондо. После Гран-при Венгрии его заменкш в "Марче" 24-летний Эмануэле Наспетти, чемпион Италии в Ф3, третий призео прошлогоднего чемпионата в формуле 3000.
Мы нашли верное решение
Это была одна из самых волнующих гонок сезона. Я выиграл и страшно доволен. Но еще больше доволен способом. которым победил — тактически, задолго до финишного флага.
Главным было правильно выбрать шины. После двух дней тренировок я вопреки мнению наших инженеров остановился на самых мягких, составе D, и решил не менять их в ходе гонки. Это был риск, ведь мягкие шины быстро изнашиваются, особенно в такую жару, какая стояла в Будапеште, но я верил в успех. Для того, чтобы использовать преимущества состава D, необходимо было очень точно отрегулировать все системы автомобиля и верно выбрать темп гонки, чтобы максимально беречь резину. И мне это удалось.
На первых кругах я шел очень быстро, пытаясь настичь Патрезе. но как только понял, что он быстрее, сбросил темп. С этого момента я пытался идти как можно осторожней, сохраняя лишь свое второе место. Найти правильный ритм и сохранить в то же время шины было очень трудно, особенно с Мэнселлом, буквально висевшим у меня на плечах.
Шанс появился, когда я обошел Мартини, а Найджел надолго застрял за спиной итальянца. Я понял, что нужно атаковать и увеличил темп. Все вышло так, как я рас считывал — Патрезе вылетел с трассы, и мне теперь нужно было лишь сохранить лидирующую позицию. Я надеялся, что мне это удастся — если Мэнселл до сих пор не сумел меня обогнать, то теперь он смог бы это сделать разве что по воздуху. Лишь бы не подвели шины!
Поэтому, как только отрыв стал достаточно солидным, я решил заехать в боксы. Ведь на полном ходу песок и мелкие камешки, попадавшие под колеса, вызывали такую вибрацию. что я с трудом видел трассу. Это было очень опасно — хрупкая электроника, особенно управляющая полуавтоматической коробкой передач, могла в любую минуту не выдержать такой тряски. Механики справились отлично (6,33 с), непредвиденных неприятностей не произошло, а остальное было делом техники. Я очень рад, что в критический момент команда смогла найти верное решение. А ведь "Мак-Ларен" все еще уступает "Вильямсу" секунду на круге. И тем не менее мы способны побеждать, да еще как уверенно! Так что будем надеяться на лучшее.
Источник: Журнал «АМС», №6, 1992