Мировое первенство колесит по полутора десяткам стран, а вот география CART победнее. Тищь Год назад "индикары"' перебрались из США и Канады на Зеленый континент. Так что теперь шестнадцатиэтапный чемпионат США начинается на восточном побережье... Австралии, на улицах курортного городка Серфиз-Парадайс, что в переводе означает "рай серфингистов".
Не все команды приехали на первый этап (в CART дозволено такое "свободное посещение"), однако большинство фаворитов присутствовали. Среди них — прошлогодний победитель Джон Андретти, его кузен Майкл — чемпион США, его знаменитый дядя Марио, бразилец Эмерсон Фиттипальди, американцы Бобби Рейхол, Рик Мирз, Ал Анзер-младший, Дэнни Салливэн, Эдди Чивер и многие другие.
Необычна в американском чемпионате система начисления очков. За победу их дается 20, а зачет получает дюжина пилотов (20-16-14-12-10-8-6-5-4-3-2-1). Дополнительное очко можно заработать за первое место на старте и еще одно — за наибольшее количество кругов лидерства в гонке. Именно так получил свое предстартовое очко Ал Анзер, выигравший "поул-позишн". Однако на следующий день караван из 23 машин повел на прогревочный круг не он. а трехкратный победитель Инди-500 53-летний Джонни Радер-форд. Дело в том, что старт здесь не с места, а с хода, возглавляет же стартовые ряды "пейс-кар" — автомобиль-лидер, который лишь перед стартовой прямой уступает дорогу гоночным машинам. Радерфорд как раз и сидел за рулем этого "пейс-кара”.
Еще одно отличие американских гонок от нынешней Ф1 — примерное равенство автомобилей и гонщиков. Каждое соревнование поэтому превращается в давно забытую в Европе карусель, когда лидеры с невероятной скоростью становятся аутсайдерами и наоборот. Правда, словно решив поспорить с этой сентенцией, первые сорок кругов лидировал Майкл Андретти, но затем на' его "Лоле" забарахлил мотор, и все пошло по привычной колее. Знаменитый сын знаменитого отца, получив премиальное очко, сошел, и во главе гонки началась обычная чехарда — Анзер, Салливэн, Андретти, Мирз, вновь Салливэн и опять Мирз...
С 50-го круга темп вновь задавал "пейс-кар". В гонке "инди-каров" так происходит каждый раз, когда на трассе появляется какая-либо опасность, и судьи берут в руки желтый флаг, означающий, что обгоны запрещены. В начале 50-го круга желтый флаг был показан из-за сильного ливня. Лишь за восемь кругов до конца гонки "пейс-кар" уступил дорогу гоночным машинам. Лидировал Мирз, Фиттипальди шел лишь пятым. Но уникальный опыт и мастерство ветерана позволили "Эмо" обойти всех и одержать 14-ю победу в CART.
И во время второго этапа на треке "Финикс Интернешнл Рэйсвей" на трассе в ходе гонки появился "пейс-кар". Причем именно в этот момент и решилась судьба первого места. "Одноклубники" Фиттипальди и Мирз (они выступают в "малборовских" цветах команды "Пат Патрик Рэйсинг"), воспользовавшись ситуацией, решили заехать в боксы. К этому моменту только они еще угрожали лидирующей позиции Бобби Рейхола, который появился в боксах на круг позже. Но когда Мирз и Эмо вырвались было на трассу, перед самым их носом оказался "пейс-кар”. Пилотам красно-белых "пен-ске" пришлось сбросить газ, а Рейхол уже выезжал на трек. И в этот момент судьи убрали желтые флаги... Таким образом двукратный чемпион США Рейхол оказался на несколько десятков метров позади и на круг... впереди главных своих конкурентов!
И все-таки — "пейс-кары", дозаправка в ходе гонки — не за это же американцы считают, что формула 1 и в подметки не годится их национальному чемпионату. В чем же главное отличие? На этот вопрос дал исчерпывающий ответ третий этап — по улицам и набережным курортного городка Лонг-Бич.
"Фантастика! — сказал после финиша Фиттипальди. — Это была действительно Гонка с большой буквы!" На протяжении 105 кругов четыре автомобиля шли буквально "ноздря в ноздрю", а на финише победителя — Салливана отделило от второго призера меньше полсекунды! Анзер, Салливэн, Фиттипальди и Рейхол боролись за каждый дюйм трассы. Развязка же наступила за три круга до конца. На входе в один из поворотов при обгоне японца Хиро Мацуситы лидировавший Ал Анзер замешкался, мчащийся сзади Салливэн ударил его антикрылом своего "Галмера", машину Анзера развернуло, ударило в отбойник... В результате Салливэн, Рейхол и Фиттипальди обошли Анзера и — по-прежнему "ноздря в ноздрю” — устремились к финишу.
На фоне абсолютного превосходства Мэнселла и его команды в Ф1, яростная борьба на трассах CART выглядит явно предпочтительней. Зрители реагируют на такие различия мгновенно — не удивительно, что Серфиз-Парадайс, Финикс и Лонг-Бич посетило заметно больше болельщиков, чем первые три гонки Ф1.
Источник: Журнал «АМС», №3, 1992