Однако в Южную Африку, где в первый день весны стартовал 43-й чемпионат мира Ф1, приехали только шесть новых машин. Это «Феррари», «Лижье», «Даллара», «Джордан» и два автомобиля, выступающие «под чужим именем» — для команды «Футуорк» «формулы» строит «Эрроуз», а французская «конюшня» «Вентури-Лярусе» использует «лолы», спроектированные знаменитым Робином Хердом.
Главные же претенденты на победу — «Вильямс», «Мак-Ларен» и «Бенеттон» — предпочли начать схватку со старым оружием. Фрэнка Вильямса легко можно понять — как-никак его машины были самыми быстрыми и надежными в прошлом году. А вот нерешительность Рона Денниса вызывала недоумение. Опытнейший менеджер не мог не понимать, что от старого «МР4/6» трудно ожидать чуда, ведь он еще пол года назад уступал «FW14» Мэнселла и Патрезе. Поэтому рассчитывать на победу можно было лишь в случае схода «вильямсов». А ведь Деннис аж прошлым летом заявил, что новый «МР4/7» практически готов. Что же теперь задумал «железный Рон»? Тактический ход?
Так или иначе, начало нового сезона показало, что «Мак-Ларен» и «Хонда» уступили свое технологическое лидерство англо-французскому дуэту «Вильямс-Рено».
Со всей очевидностью это стало ясно уже на первых кругах гонки в Кялами, в предместье южноафриканского города Йоханнесбурга. В пятницу на тренировке пилоты «Вильямса» без видимого напряжения показали лучшее время. Лишь ценой невероятных усилий Сенне и Бергеру удалось на следующий день вклиниться между ними, оттеснив Патрезе на четвертую позицию. Однако в воскресенье, едва лишь зажегся зеленый сигнал стартового светофора, Риккардо, скользнув мимо «мак-ларе-нов», с такой легкостью вышел на второе место, что десятки тысяч зрителей просто не поверили своим глазам. Сенне с трудом удалось в первом после старта повороте удержаться на третьей позиции, а Бергер и вовсе пропустил Шумахера, Алези, а потом его стал настойчиво атаковать... Карл Вендлингер на «Марче»!
Такая завязка предвещала интереснейшее продолжение, ведь бороться на равных с «красно-белыми» — отличный раздражитель для любого пилота. Поэтому никто — ни зрители, ни журналисты, ни даже сам Вильямс и его команда — не могли поверить, что гонка, по сути, закончилась. Да, да, через полтора часа пилоты примчались на финиш почти в том же порядке, что вышли из первого поворота! И ни разу на протяжении этих полутора часов у Сенны не возникло даже призрачной надежды — круг проходил за кругом, а «вильямсы» уходили все дальше, не проявляя ни малейшей склонности потягаться с бразильцем в «ближнем бою», до которого трехкратный чемпион мира большой охотник.
Кому-то такое спокойное течение гонки (если, конечно, можно ее вообще назвать спокойной — самый «медленный» поворот, «Вест-банк», машины проходили со скоростью 80 км/ч) могло показаться скучным. Кому-то, но только не южноафриканским болельщикам. Отлученные запретом ФИСА на долгие шесть лет от мирового автоспорта, они соскучились по зрелищу, которое очень любят и — нужно отдать им должное — в котором превосходно разбираются. Не мудрено, ведь первый Большой приз Южной Африки прошел еще в 1934 году, когда не было и в помине ни Гран-при в Австрии, ни в Голландии, не говоря уже о Мексике, Бразилии, Канаде или Японии.
Поэтому так тепло приветствовали они на финише отставшего на круг Джонни Херберта. Ведь он из той самой, легендарной команды «Лотос» — команды Чапмена и Кларка, Андретти и Сенны. Поэтому так разочарованно вздыхали трибуны, когда на 28-м круге задымил двигатель машины № 27, а через четверть часа еще один красный автомобиль, № 28 безнадежно застыл на обочине трассы. Ведь это были «феррари» — машины, за рулем которых завсегдатаи «Кялами» помнили Джона Сертиза и Карлоса Пасе, Джеки Икса и Клея Регаццони.
Нынешняя «Скудерия», конечно, совсем не та. В стартовом протоколе Алези значился на пятом месте. Капелли — на девятом. В самой же гонке француз долгое время шел четвертым, а итальянцу выше седьмого места подняться так и не удалось. В феврале, когда состоялась презентация новой модели «Феррари», было много журналистских восторгов по поводу ее необычной, как у истребителя-перехватчика недавнего прошлого, формы. Харви Постлтуэйт, третий за последние четыре года главный конструктор команды, считается одним из ведущих специалистов по аэродинамике, отсюда, видимо, и необычная форма машины. Однако в ЮАР так и не удалось выяснить, насколько хорош «истребитель» в деле — ахиллесовой его пятой оказалась система смазки двигателя.
А в Мехико, на втором этапе чемпионата в стане «Феррари» настроение и вовсе было похоронным — десятое и двадцатое места в квалификационных заездах. Старожилы, как говорится, и не упомнят такого позора. Причем обе «Даллары», снабженные прошлогодним мотором из Маранелло (новейшие двигатели «Феррари» предназначены исключительно «для внутреннего пользования»), опередили своих именитых землячек. Сама гонка не прибавила радости — Капелли проехал лишь несколько метров, попав прямо на стартовой прямой в «кучу малу» с Вендлингером и Гу-жельмином, а на машине Алези снова отказал мотор.
Впрочем, у руля «Феррари» стоят нынче исключительно опытные, компетентные и, что немаловажно, авторитетные люди. Все они работали в Маранелло еще под руководством самого Коммендаторе. Помимо Постлтуэйта это Лука ди Монтецемоло и Ники Лауда Но работа этому трио предстоит трудная, и заключается она, скорее, в области психологии: главное — убедить престарелого главу ФИАТа Дж. Аньели не вмешиваться в руководство гоночной «конюшней».
Вообще нынешний год оказался трудным для знаменитых. Но если «Феррари» еще можно надеяться на возвращение былой славы, то двум великим спортсменам — Просту и Пике с этой мечтой, видимо, придется расстаться навсегда. Гонщики, на счету которых в общей сложности 6 чемпионских титулов, 67 побед в Гран-при, остались в новом сезоне не у дел. Нельсон Пике, которому два года в «Бенеттоне» принесли три победы, весь прошлый сезон жаловался на свою машину. Надежная и довольно быстрая, она тем не менее не могла на равных соперничать с «Мак-Лареном» и «Вильямсом» — недотягивал мотор. В конце концов бразилец предъявил руководству команды ультиматум: или новый 12-цилиндровый двигатель, или он уходит. Специалисты «Форда» не могли гарантировать поставки новых агрегатов к началу сезона, и новый совладелец и менеджер «Бенеттона» Том Уокиншоу без сожаления взял на место трехкратного чемпиона мира старого своего знакомого Мартина Брандла (в команде Уокиншоу английский пилот выиграл чемпионский титул в спорт-прототипах в 1987 году).
Отсутствие конкурентоспособной техники, в конечном итоге, предопределило уход еще одного великана Ф1 — Алена Проста. После скандального увольнения из «Феррари» прошлой осенью француз не желал садиться за руль «абы-какой» машины. И совершенно справедливо — как показывает опыт, у любого, даже самого талантливого и яркого спортсмена, чей возраст приближается к сорока, практически нет шансов попасть в команды-лидеры после сезона, другого выступлений за слабую «конюшню».
Поэтому-то так сурово встретил Прост все попытки Ги Лижье переманить трехкратного чемпиона к себе. Прекрасно понимая, что поставки моторов «Рено» еще не гарантия успеха для «Лижье», «великий малыш» поставил перед шефом команды просто драконовские условия. Ги согласился на все, он даже решил передать Просту полный контроль над своим предприятием («что ж, в конце концов мне уже за шестьдесят, буду теперь рыбу ловить...») Казалось, дело на мази, и Ален (надев, правда, для маскировки чужой шлем) провел несколько испытаний новой «JS-37» с весьма обнадеживающими результатами. Однако в последний момент заартачилась «Рено» — Прост потребовал пятилетнего контракта на поставку французских двигателей, а этот срок показался одному из крупнейших автомобильных концерном мира слишком долгим.
Таким образом, в отсутствие Проста и Пике, с заметно ослабленной «Феррари» задача пилотов «Вильямса» в Мехико значительно облегчалась. К тому же на тренировке серьезную аварию потерпел Сенна. При входе в левый поворот он не смог удержать «Мак-Ларен», и тот левым боком здорово «приложился» к отбойникам. Ангел-хранитель в который уже раз уберег бразильца от серьезных травм — ссадина на ноге не в счет. Сам же Айртон этим случаем был очень обеспокоен: «Авария — результат запрета тренировочных шин. «Гудьир», как всякий монополист на его месте, посчитать излишним затраты на разработку и производство специальных сверх-мягких покрышек. А обычные гоночные явно не рассчитаны на те скорости, с которыми случается проходить «квалификацию». Особенно на такой «стиральной доске», как трасса в Мехико».
Мэнселл поддержал соперника, однако не слишком рьяно. Он никогда не отличался особенной осторожностью на трассе, а тем более в этом сезоне, когда удача, кажется, сама идет в руки.
Гонка же получилась едва ли не точной копией соревнований в Кялами. От старта и до финиша никто так и не смог приблизиться к дуэту «вильямсов», так что наибольшую опасность для лидеров представляли... они сами. Традиционная тактика Фрэнка Вильямса в последние годы — никаких ограничений для пилотов. Поэтому Патрезе долгое время терзал Мэнселла и отстал от него только на второй половине дистанции, когда чуть забарахлило рулевое управление.
Сенна, стартовав с шестого места, вышел на третье и, казалось, был близок к не слишком престижной, но важной в многомесячном сезоне четырехочковой бронзовой ступеньке пьедестала. Однако на семнадцатом круге «Мак-Ларен» № 1, внезапно сбросив скорость, тихонько притулился у края трассы. «Что-то случилось со сцеплением, — объяснил Сенна, — странно, раньше мы не сталкивались с этой проблемой».
Таким образом, нижняя ступенька пьедестала оказалась вакантной, чем не замедлил воспользоваться 23-летний Михаэль Шумахер: «Мой результат кажется мне самому фантастическим! Я еще никак не свыкнусь с мыслью, что закончил гонку в Мэнселлом и Патрезе, впереди Бергера...»
Третье место — лучший результат в карьере немецкого пилота, и многие утверждают, что очень скоро он сможет подняться еще выше. Жаль только, что его выступление — одна из немногих оптимистических примет начала сезона. Остальные внушают скорее тревогу. С каждым годом становится все меньше команд, реально претендующих на победу в Гран-при. Сейчас слабину дал «Мак-Ларен», и очень может быть, что именно этих очков не хватит ему на финише сезона, как прошлой осенью не хватило их «Вильямсу». Но одновременно выяснилось, что других конкурентов у лидера нет. К тому же и среди пилотов ярких личностеи становится все меньше. Особенно явно этот процесс проявился в нынешнем сезоне — вместо трехкратных чемпионов Пике и Проста, отнюдь не находившихся «на закате», пришли Поль Бельмондо и Джованна Амати. 29-летнему отпрыску прекрасного актера за всю карьеру еще не удалось выиграть ни одной сколько-нибудь значительной гонки. И что еще хуже — его результаты в различных ««формулах» год от года... снижались! Так в прошлом сезоне Поль не сумел набрать ни одного очка в Ф3000. Об итальянке же Амати и вовсе нечего сказать — достаточно посмотреть на результаты квалификационных заездов. Отставание от предпоследнего гонщика на три секунды — это просто дискредитация звания пилота формулы 1.
Одним словом, весна девяносто второго началась для формулы 1 несколько тревожно. Теперь многим менеджерам, спонсорам, руководителям рекламных отделов автомобильных корпораций придется поломать голову. Ведь снижение конкуренции означает уменьшение зрительского интереса. А это уже серьезно.
А. Дмитриев
Источник: Журнал «АМС», №3, 1992