В наступившем сезоне сохранять эти качества австрийцу стало ох как трудно. Набрав за четыре этапа лишь очко, его команда оказалась на самом дне — за всю историю формулы 1 худшего начала у «Скудерии» не было. Красные итальянские машины не могут похвастать ни скоростью, ни надежностью. Для того чтобы вернуть .«Феррари» на вершину, в Маранелло еще в прошлом году стали сосредоточивать невиданные силы. Один из лучших конструкторов последних двух десятилетий Джон Барнард и «отец» отличного «Тиррела-019» Харви Постлтуэйт. Организатор мирового первенства по футболу 1990 года и менеджер «Скудерии» середины семидесятых Лука ди Монтеземо-ло и трехкратный чемпион мира Ники Лауда. Герхард Бергер и Жан Алези — двое из полудюжины самых быстрых и самых дорогих пилотов Ф1. Наконец, приглашение на пост спортивного руководителя получил Жан Тодт, с чьим именем связаны победы «Пежо» на раллийных и кольцевых трассах.
Однако — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В Имоле на «Феррари» впервые опробовали в ходе гонки активную подвеску. К следующему этапу инженеры подготовили новые амортизаторы и кое-какие усовершенствования в силовом агрегате. Полным ходом велись работы над новой головкой цилиндров. И все же после окончания квалификационных заездов Большого приза Испании в субботу, 8 мая, когда Европа праздновала День Победы, Бергер отнюдь не выглядел победителем. На усталом лице австралийского пилота, с огромным трудом показавшего 11-е время (в пятницу он был 16-м), не было даже всегдашней улыбки. «Грузовик!..» — раздраженно бросил он обступившим его журналистам и, пряча глаза, заспешил в «моторхоум» «Феррари».
Как тут было не вспомнить еще одного пилота, которого за такие же слова совсем недавно с треском выставили из Маранелло. Нынче Прост — главный претендент на чемпионский титул, и у Алена совсем другие заботы нежели Бергера: «Главная проблема начала сезона, какой автомобиль лучше — более быстрый или более комфортабельный». Француз жаловался на трудности с регулировкой подвески: машина или мчится стрелой, но скачет на кочках, или идет как по маслу, но значительно медленней.
Впрочем, это не помешало трехкратному чемпиону мира занять первое место на старте, опередив ближайшего преследователя почти на полсекунды. Сенна показал только третье время, отстав без малого на две секунды, и это стало своего рода сюрпризом, ибо барселонское кольцо, хотя и достаточно скоростное, все же, как считалось, не должно было дать «вильямсам» столь большого преимущества. Очевидно, сказались трудности с отладкой активной подвески в «Мак-Ларене» и «Бенеттоне». На машине Сенны не работал электронный датчик правого переднего колеса, и всю субботу «Мак-Ларен» под номером 8, по словам бразильца, «ехал на трех колесах». Автомобили Михаэля Шумахера и Рик-кардо Патрезе страдали от вибрации, а немец даже вылетел однажды на песчаную полосу безопасности. Причем каким-то образом умудрился сквозь забрало шлема засорить глаз, что причинило ему немало неприятных минут. Не хватило ширины асфальта еще и Майклу Андретти, Кристиану Фиттипальди, Дереку Уорвику, Юкио Катаяме, Эрику Кома, Луке Бадоеру и даже самому Просту.
Досадные неисправности и поломки преследовали практически всех. На «тиррелах» ломались коробки и моторы. Вытекала жидкость из гидросистемы полуавтоматических трансмиссий «эрроузов». Барахлила электроника в подвеске «лотосов». В лагере «Джордана» проклинали топливные насосы. На рулевое управление жаловались пилоты «зауберов», «лижье», «минарди». Самый же курьезный случай произошел с Фабрицио Барбаццей: в его автомобиле в пятницу утром вдруг ни с того, ни с сего сработал огнетушитель, залив кокпит и промочив пилота с ног до головы.
А на старте решили немного усложнить жизнь гонщикам сами судьи. Пройдя прогревочный круг, автомобили заняли свои места, возмущенно ревя моторами на красный сигнал светофора. Вот он погас, и зажегся... желтый! Те, кто знал о хитрости барселонского стартового светофора, изо всех сил жали на газ. Зато некоторые, как, например Карл Вендлингер, несколько мгновений пребывали в недоумении, что стоило им потери сразу нескольких мест. Хорошо еще, что все обошлось без аварий.
Как ни странно, эта заминка на старте была едва ли не единственным любопытным моментом в первые десять кругов. Может быть, сказалась жара, и гонщики несколько «разомлели» перед стартом. А может, виноваты свободные места на трибунах автодрома «Каталунья Монтмело». «Что за радость для нас состязаться перед пустыми креслами»,— говорил еще накануне Джей-Джей Лехто (которого испанцы на свой манер кличут Хота-Хота).
Раньше такую картину можно было наблюдать лишь в Хересе, а в столице Каталонии она стала тем более неожиданной, что в отличие от Хереса де ла Фронтера, городка виноделов, где формулой 1 интересуются только туристы, Барселону называют автогоночной столицей.
Именно здесь проходил в 1927 году первый Гран-при Испании. Здесь же расположены и еще две трассы Ф1 — «Педралбес», где состязались Фанхио, Аскари, Хоуторн, и «Монтхуич-Парк», принимавший на своих аллеях Риндта, Стюарта, Мак-Ларена.
А ровно 25 лет назад Большой приз Испании выиграл Грэм Хилл. Сын заинтересовался достижениями отца лишь после его смерти и долго даже не мечтал о карьере профессионального автогонщика. Но аппетит приходит во время еды. Именно в Барселоне «Демон» Деймон, как его уже величают английские журналисты (за красивые глаза, не иначе, ведь пока, кажется, больше не за что), как никогда был близок к победе.
Опередив к первому повороту Проста — проигрыш на стартовой прямой становится дурной привычкой француза — Хилл лидировал целых десять кругов. Но на одиннадцатом как-то очень спокойно и беззубо пропустил Алена вперед. Казалось, что теперь трехкратный чемпион мира спокойно уйдет в отрыв, как бывало и раньше в этом сезоне. Не тут-то было. На 22-м круге Хилл неожиданно для всех «повис на плечах» своего грозного товарища по команде.
«Не знаю, что случилось с машиной, но внезапно она начала здорово скакать на малейшей неровности,— говорил после финиша Прост.— Мне пришлось чуть сбросить, и сзади тут же появился Деймон. Он не давал мне спокойной жизни, и уже через несколько кругов такой свистопляски я очень устал. Обычно я не испытываю никаких проблем с руками, а тут от немыслимой тряски начались настоящие судороги».
Хилл настойчиво атаковал, и лишь огромный опыт и мастерство француза позволяли ему сдерживать до поры до времени напор «нулевого» «Вильямса». Несколько раз Деймон, отсидевшись на прямой за спиной лидера, внезапно вылета внутрь поворота, но Прост тормозил позже и входил в вираж первым.
Почти двадцать кругов продолжалась эта дуэль. «Сегодня я впервые поверил, что сумею побить Алена»,— признался англичанин журналистам. К сожалению для его многочисленных поклонников, беседа эта происходила не на традиционной после-финишной пресс-конференции, а в боксах «Вильямса», когда до конца состязаний оставалась еще треть дистанции. В предпоследнем перед финишной прямой повороте из кормы автомобиля Хилла показалась тонкая струйка дыма, и, резко снизив скорость, он отправился в пит-лейн. «Все было так хорошо, я шел будто по рельсам, и ничто не предвещало неприятностей. Как вдруг услышал из мотора ужасный звук. Все было кончено...».
Только это, по-видимому, и спасло Проста. Остальные соперники тоже испытывали трудности и были очень далеко, так что французу можно было расслабиться. Он даже решил не менять шины и проехал всю гонку на одном комплекте. А вот его преследователям расслабляться было некогда.
«Я вообще думал, что не доберусь до финиша,— говорил потом Шумахер.— От вибрации коробка передач вытворяла что хотела. Я решил поменять шины в надежде, что тряска закончится. И действительно, дальше я ехал спокойно... целых пять кругов. А потом коробка опять начала свои фокусы. Я не мог проходить повороты на второй передаче, потому что она мгновенно «полуавтоматически» переключалась на первую. Приходилось рисковать и идти на третьей».
А Сенну между тем совсем измотали аутсайдеры. «Некоторые были совершенно невозможны»,— возмущался бразилец. Кроме того, как нарочно, прямо перед носом Айртона один за другим вышли из строя моторы нескольких неудачников. Шлем его был заляпан маслом, и за шесть кругов до финиша бразилец исчерпал свой запас предохранительной прозрачной пленки, несколько слоев которой наклеивают на забрало. Кроме того, непривычно долго возились механики «Мак-Ларена» с переобуванием, на долгих 15 секунд задержав Сенну в боксах, чем немедленно воспользовался Шумахер, стремительно сократив разделявшее их расстояние до двух с небольшим секунд.
Развязка наступила за пять кругов до финиша. Перед быстрым правым поворотом неисправный мотор «Лотоса» Алессандро Дзанарди «выплюнул в лицо» шедшему за ним Сенне очередную порцию масла. По пятам бразильца мчался Шумахер. Айртон, ничего перед собой не видя, каким-то чудом сумел вписаться в поворот, а вот Михаэлю это оказалось не под силу. Пытаясь по внешней бровке обойти дымящий «Лотос», он не удержался на основательно замусоренной в этом месте трассе и вылетел на полосу безопасности. Вернуться на асфальт ему все же удалось, но мечтать о погоне за Сенной уже не приходилось.
Так что все трое призеров Большого приза Испании, хотя и улыбались на пьедестале, все же оживлены были значительно меньше обычного — так они устали. А вот приехавший пятым Майкл Андретти не скрывал своей радости: «Наконец-то! С моих плеч словно свалился огромный камень — я доехал до финиша. Я мог обойти Патрезе еще в первом повороте, но даже не попытался это сделать — хотел избежать малейшего риска.
Всю гонку я повторял как заклинание: доехать до финиша, доехать до финиша, не совершить ошибки!» В Барселоне американец сделал первый шаг на трудной дороге к вершине формулы 1, больше того — показал себя умным и осторожным пилотом: «Я понимаю, что моя езда сегодня не могла доставить много радости любителям автогонок, и это вовсе не мой стиль. Но я прекрасно уяснил, что обязан проехать именно так, доказав наконец, что умею управлять гоночной машиной не хуже других».
Еще один маленький шажок на пути к возвращению в элиту Ф1 сделала «Скудерия Феррари». Проехав половину дистанции девятым и опустившись на пятнадцатое место после смены шин, Бергер на последних 20-ти кругах предпринял отчаянную атаку и вырвал-таки единственное, но такое дорогое очко: «Результат этот не ахти, конечно, какой, но для нас он крайне важен — ведь мы получили новые километры ценного опыта».
Жан Алези, сошедший с шестого места за 25 кругов до финиша, поддержал австрийца: «Я, конечно, разочарован, но, как и вся команда, не отчаиваюсь, ведь дорога наверх — долгая дорога».
Источник: Журнал «АМС», №8, 1993