23-й чемпион мира набрал наибольшее в истории количество очков — 108. Это на три очка лучше результата Проста, показанного им в 1988 году. Правда, в зачет тогда шли 11 лучших результатов, и французу досталось лишь 87 очков и второе место в чемпионате.
Не устояли и несколько рекордов другого экс-чемпиона — Сенны. Пять раз подряд с начала сезона Мэнселл принимал душ из шампанского на верхней ступени пьедестала. Всего год назад четыре победы бразильца казались фантастикой. 14 раз «Вильямс» под номером 5 занимал первую позицию на старте. Признанный «король тренировок» Сенна в 1988 и 1989 годах побеждал по 13 раз.
На восьми трассах в течение сезона Найджелу удавалось проходить круг с лучшим временем. Это также превышает достижение Проста и Пике (по семь). Теперь по этому показателю англичанин вышел на второе место в истории Ф1 — 30 «лучших кругов». Впереди только «Профессор» — 35. Еще одно замечательное достижение — девять побед в сезоне — позволило Мэнселлу занять третью строчку в другой исторической табели. С 30 победами он обошел таких гигантов, как Стюарт, Кларк, Лауда, Фанхио и Пике.
Наконец, еще одно высшее достижение Найджела — невероятный, в 52 очка, отрыв от второго призера. Причем Патрезе выступал на такой же машине.
Кроме того, на счету «английского льва» в этом сезоне четыре хет-трика («поул-позишн», победа и «лучший круг»). Такое в одном сезоне удавалось лишь Альберто Аскари в далеком 1952 году. Дотошные статистики регистрируют еще «Большой шлем» (хет-трик плюс лидерство на протяжении всей гонки). Мэнселл сумел сделать это трижды: в Южной Африке, Испании и Англии. А всего на его счету четыре «Больших шлема» — столько же, сколько у Стюарта и Сенны. Рекорд же принадлежит Джиму Кларку — восемь.
Конечно, одна из основных причин этого фейерверка рекордов — автомобиль. «Вильямс», в пятый раз завоевав Кубок конструкторов, наконец покончил с четырех-, летней гегемонией «Мак-Ларена». Отрыв в 65 очков (третий в истории) говорит сам за себя. Правда, рекордный результат «красно-белых» образца 1988 года — 199 очков— так и остался недосягаем.
Все выше шагает «Бенеттон» — 91 очко — лучший результат за всю историю этой команды. Причем «6енеттоны» проявили себя самыми стабильными: у них только четыре схода по техническим причинам. На один больше у «вильямсов», а вот «мак-ларены» десять раз застывали у обочины трассы. «Феррари» же безнадежно отстает. Нынешний сезон — один из худших в ее биографии. Зато будто после трехлетней спячки очнулся «Лотос» — еще одна легенда формулы 1. 13 очков — не Бог весть какой результат, но только пилотам этой команды удавалось на равных сражаться с лидерами.
Всего в чемпионате было представлено 16 команд. Три из них не только не смогли набрать зачетных очков, но и прекратили борьбу, не дожидаясь последнего этапа.
На старт тренировочных заездов выходили 37 пилотов. 36 мужчин и одна женщина — итальянка Джованна Амати, которая вместе с англичанином Перри Мак-Карти так и не сумела преодолеть квалификационный барьер. Как и в прошлом году, гонщики представляли 11 стран; больше всех было итальянцев — 12, англичан — пять, бразильцев и французов — по четыре, три бельгийца, по два австрийца, финна и японца и по одному представителю Швейцарии, Нидерландов и Германии. Причем единственный немец Михаэль Шумахер, набрав 57 очков, стал вторым по результативности немецким гонщиком за всю историю Ф1.
Всего второй сезон выступая в Ф1, он сумел завоевать «бронзу». Никому из нынешних чемпионов не удавалось такое начало. Лишь немногие великаны прошлого — такие, как Аскари, Фанхио, Фарина, Стюарт, — стартовали лучше. А ведь Шумахер остановился в одном буквально шаге от «серебра». Шаг этот величиной всего в 0,741 секунды. Ровно столько проиграл Михаэль в Аделаиде Бергеру. Но это не самое маленькое преимущество победителя перед вторым гонщиком. В Монако Сенна опередил Мэнселла на 0,215 с. Наибольшее же преимущество на финише было у Мэнселла в Маньи-Кур над Патрезе — 46,411 с. Стоит сказать, что дважды Найджел «привозил» круг третьему призеру — в Бразилии и Португалии.
Самой сложной для гонщиков оказалась трасса Гран-при Бразилии: в знойном Сан-Паулу до финиша дошли лишь 10 автомобилей. Самой легкой, как ни странно,— самая длинная (1 круг — 6974 м) трасса в Спа-Франкошамп. Закончили Гран-при Бельгии 18 пилотов, а ведь, вспомните, по ходу гонки шел дождь! Правда, это не помешало Шумахеру установить новый рекорд круга. Всего же в прошлом сезоне рекорды круга пали на 11 трассах. Устояли Мексика, Испания (шел дождь), Великобритания и ЮАР (там несколько лет назад трасса была изменена) и Италия. «Монца» тем не менее осталась самой быстрой — 242,455 км/ч. Самая медленная, как обычно, в Монте-Карло — 146,827 км/ч.
И в заключение о зрителях. Подавляющее преимущество «вильямсов» не прошло бесследно — средняя посещаемость составила чуть больше 90 тысяч человек. Это меньше, чем в прошлом сезоне. Наименьшее количество болельщиков собралось на олимпийской трассе в Барселоне — 38 тысяч. Наибольшее в Японии — 130 тысяч. Будем надеяться, что в новом чемпионате у «Вильямса» найдутся достойные соперники. В противном случае рекордов посещаемости ожидать не придется.
Источник: Журнал «АМС», №2, 1993