Однако шло время, сезон-92 далеко перевалил свой экватор, а результаты «Фондметала» все улучшались. Неудачно начавшего сезон Андреа Кьезу заменил перешедший из окончательно развалившегося «Брэбхэма» Эрик де Поэле, гонщик, несомненно, более перспективный. Новая машина, едва появившись, пробилась в середину стартового поля. Словом, налицо было настоящее «экономическое чудо». Тем интереснее разобраться в его истоках.
Вот почему одним из тех людей, с кем мне очень хотелось встретиться в боксах «Хунгароринга», был Габриэле Руми, итальянский бизнесмен, владелец «Фондметала».
Переговоры не отняли много времени. И вот, за два часа до старта Большого приза Венгрии, который первый номер команды Габриэле Таркуини должен был начать с прекрасного 12-го места, мы сидим за столом в «кафе для гостей», устроенном под большим навесом рядом с передвижной штаб-квартирой команды. Габриэле Руми, подтянутый, серьезный господин лет пятидесяти пяти, не говорит по-английски, что для интернационального мира формулы 1 достаточно редкое явление. Переводчик у нас его сын Джузеппе, занимающий в команде официальный пост «Ответственного за связи с прессой и координатора командного имиджа».
— Итак, первый вопрос, господин Руми: почему улучшаются результаты команды?
— Вопрос самый легкий. Потому что становятся лучше! Ну, а если серьезно, то, считаю, прогресс, которого мы добились в середине сезона, вызван тем, что из спонсора «Фондметал» стал хозяином команды.
— А что заставило фирму заняться формулой 1? Ведь, насколько я знаю, никогда раньше имя «Фондметала» не было связано с автомобильным, да и вообще каким бы то ни было спортом.
— Действительно, опытом спортивного спонсорства мы похвастать не можем. Однако наш приход в Ф1 закономерен. «Фондметал» производит колесные диски для легковых и, разумеется, для спортивных и гоночных автомобилей. Мы довольно давно разработали колеса для формулы 1 и стали поставщиками таких грандов, как «Вильямс» например. Маленькая наклейка с именем нашей фирмы на борту чемпионского автомобиля дала нам такой прирост продаж, что мы поневоле задумались, как бы сделать эту наклейку побольше. Так три года назад «Фондметал» стал спонсором Энцо Озеллы и его команды.
— Но результаты вас не удовлетворили?
— А какой бизнесмен удовлетворился бы таким сальдо? В 1989 году два наших гонщика не набрали ни одного очка, в следующем — того хуже, пять раз наша машина не смогла преодолеть квалификацию. И в конце 1990 года мы были вынуждены расстаться с Озеллой. С тех пор мы создали по сути совершенно новую команду. Штаб-квартира ее находилась в местечке Па-ласко недалеко от Бергамо в новом здании площадью 2800 м2. Конструированием новой машины занималась группа английских инженеров под руководством Робина Херда.
Однако и результаты прошлого сезона оказались неудовлетворительными. Поэтому нам пришлось предпринять решительные шаги. При помощи команды «Бенеттон Формула» нам удалось заключить соглашение с «Фордом» на поставку двигателей НВ. Кроме того, заслуженного и опытного, но не оправдавшего нашего доверия Хорда заменил Серджио Ринланд. Подготовленный им новый автомобиль «GR02», появившийся в мае, сразу показал себя конкурентоспособным, и мы почувствовали, что нащупали, наконец, верное направление.
— Вы упомянули о «Бенеттоне». Насколько тесны отношения между вашими двумя командами?
— «Фондметал» и «Бенеттон» поддерживают Дружеские отношения, мы часто-помогаем Друг другу в мелочах и более важных вопросах. Однако никаких официальных связей не существует — ни в технической сфере, ни в области управления.
— Вернемся немного назад, к причинам появления «Фондметала» в формуле 1. Может быть, здесь кроется что-то личное? Ведь почти каждый итальянец в душе гонщик.
— Вы угадали, я с детства люблю формулу 1, да и сам когда-то принимал участие в автогонках. Правда, выше чемпионата Италии формулы «Юниор» мои амбиции не простирались. Однако я не думаю, что воспоминания юности сыграли существенную роль в приобретении команды формулы 1. Как я уже говорил, это — только бизнес.
— В таком случае ваша цель — победить или участвовать? Хотите ли вы превзойти «Феррари», «Вильямс» и «Мак-Ларен» или для вас достаточно обозначить свое присутствие в высшей лиге мирового автоспорта и периодически появляться на экранах телевизоров и страницах спортивной прессы?
— О, это самый сложный вопрос. Вы можете хоть до утра спрашивать у людей из самых разных команд, но, думаю, вряд ли найдете хоть одного, кто не мечтал бы о победе. А иначе зачем заваривать всю эту кашу? Мы, конечно, понимаем, что сейчас не можем на равных соревноваться с грандами — слишком разные весовые, а вернее, финансовые, категории. Однако все течет, все изменяется, и, думается, в ближайшие сезоны мы сможем приблизиться к лидерам. Осторожный оптимизм, так можно охарактеризовать нашу позицию.
— И наконец, последний и главный, может быть, вопрос. «Фондметал» — коммерческое предприятие, финансовые интересы которого лежат совсем не в области автоспорта. Не боитесь ли вы, что миллионные издержки от участия в автогонках, да еще и не подкрепленные на первых порах достаточной рекламной отдачей — успехов-то пока нет — окажутся непосильным бременем для основного бизнеса? Не беспокоит ли вас судьба «Риалл», «Цак спида» и многих других команд-однодневок?
— Бизнес — это риск. Любое предприятие чревато крахом и разорением. Но считаю, что нам это не грозит. «Фондметал» — крупная фирма, в своей области она занимает первое место на итальянском рынке. Ныне мы можем себе позволить даже миллионные издержки — основной бизнес должен их покрыть. А в дальнейшем же, как мы надеемся, уже формула 1 будет хорошей финансовой и, прежде всего, рекламной поддержкой производства колес. Судьба же неудачников для нас — предостережение и пример того, как не нужно вести дела.
Мы допили кофе и, поблагодарив гостеприимных хозяев, вновь окунулись в тридцатиградусную жару венгерского лета. Теперь, проходя перед пустыми боксами «Минарди» и «Андреа Мода» — их грузовики еще позавчера отправились восвояси — перед жалким подобием знаменитого когда-то «Брэбхэма», где механики с видимой обреченностью готовили автомобиль-аутсайдер, а гонщик-аутсайдер, сын трехкратного чемпиона мира, готовился занять 25-е место на старте, вспоминалась уверенность и решимость шефа «Фондметала». Казалось, в отличие от этих неудачников, итальянский бизнесмен нашел-таки золотую середину между золотым тельцом и делом для души.
Прошло всего лишь три недели, и из Бельгии пришло известие, что Гран-при этой страны стал последним для итальянской команды... «Фондметалл». Ее руководство, говорилось в сообщении, столкнувшись с финансовыми трудностями, сочло невозможным дальнейшее участие в чемпионате мира.
Что ж, бизнес — это риск. Но, видно, в большинстве своем бизнесмены склонны рисковать лишь до определенной степени.
А. Мельник. Фото А. Гуревича
Источник: Журнал «АМС», №1, 1993