Да, победами в Бразилии и Донингтоне Сенна изрядно встряхнул чуть поскучневший в последнее время мир Ф1. впервые за полтора года «Мак-Ларен» почувствовал вкус лидерства, а ореол непобедимости «Вильямса» несколько поблек. К тому же изрядно подмоченной — ив прямом, и в переносном смысле — оказалась репутация трехкратного чемпиона мира Проста.
И поползли по страницам спортивной прессы глухие слухи: Фрэнк Вильямс недоволен своим первым пилотом, Прост ворчит по поводу машины, что-то неладно в стане «Бенеттона», «Форд» будто бы поставляет этой команде и «МакЛарену» неодинаковые моторы, а «Рено» якобы проделывает те же штуки с «Вильямсом» и «Лижье». Не оправдывают возлагавшихся на них надежд Риккардо Патрезе, Майкл Андретти и Деймон Хилл.
Что касается Патрезе и Хилла, то внешне они никак не показывали, что разговоры вокруг них сколько-нибудь трогают. Итальянец будто не слышал резких слов комментатора Би-Би-Си экс-чемпиона мира Джеймса Ханта: «Сегодня он ездит медленнее, чем в прошлом сезоне и допускает слишком много ошибок. Пора Патрезе уступить дорогу молодым». Риккардо же лишь спокойно улыбался — даже после того, как в субботней неофициальной тренировке потерпел аварию в повороте «Пирателла». А сын знаменитого Грэма Хилла чувствовал себя еще более непринужденно. Показав в пятницу лучшее время, он даже чуть свысока (благо рост позволяет) посматривал на своего коллегу по команде, отставшего на 0,2 секунды. И выражал уверенность, что при благоприятных обстоятельствах удержит за собой поул-позишн.
Его бы уверенность сыну другого экс-чемпиона! На Майкла Андретти в Имоле просто жалко было смотреть. Он старался как можно реже появляться на людях, скрываясь в боксах «Мак-Ларена», куда вход категорически запрещен даже большинству журналистов, или в прохладном чреве красно-белого «малборовского» автобус;-За три предыдущих этапа лучшему гонщику Америки удалось продержаться на трассе всего несколько кругов. Нужно обладать железными нервами, чтобы не растеряться в такой ситуации.
А в пятницу, едва лишь начались квалификационные заезды, Майкл не сумел удержать машину при выходе на стартовую прямую и, врезавшись в стену, сломал заднюю подвеску и антикрыло. Больше того, по окончании тренировок американец... забыл заехать на обязательное взвешивание автомобиля! И его результат был аннулирован.
Естественно, после всех этих экзерсисов журналисты в пресс-центре зацокали языком: Рону Деннису, похоже, предстоит хорошенько подумать о будущем своих гонщиков. Ведь в запасе у него — Мика Хаккинен, которого в прошлом году называли открытием чемпионата. С другой стороны, если заменить Андретти, американец вообще может психологически сломаться. Кроме того (что, конечно, важнее для менеджера гоночной «конюшни»), псу под хвост пойдут миллионы долларов, заплаченные за «американское чудо», и отвернутся заокеанские спонсоры, в частности сеть универсамов «Кмарт».
А что подумывает об этом сам Хаккинен? «В Южной Африке было очень тяжело «сидеть на скамеечке» и смотреть, как гоняются другие. Но теперь даже от испытательных заездов в «Мак-Ларене» я получаю большее удовлетворение, чем от езды в «Лотосе» в прошлом году». Мика говорил мне это совершенно серьезно и, похоже, даже сам верил в то, что говорит. И все же меня он не убедил: неужели быть «первым парнем на деревне» настолько хуже, чем «последним в городе?». «Кто вам такое сказал? — не на шутку удивился Юрки-Ярви Лехто.— Разумеется, быть «первым номером» в какой угодно «конюшне» гораздо лучше, чем глотать слюнки в боксах». В отличие от сдержанного, не склонного к шуткам Хаккинена, его земляк выглядел совершенно иначе. Несмотря на то, что и в пятницу, и в субботу Джей-Джея (так «по-американски» называют его болельщики) замучили проблемы с тормозами и аэродинамикой, отбросив его' в восьмой ряд на старте, Лехто все время улыбался, как бы служа иллюстрацией к собственным словам.
Впрочем, что касается улыбок — в последние пару лет в формуле 1 трудно кому-либо тягаться в этом отношении с Михаэлем Шумахером. Тем удивительнее было видеть совсем другого Шумахера — без лучезарной улыбки, серьезно и обстоятельно отвечающего на серьезные и обстоятельные вопросы немецких журналистов. Рядом, помалкивая, но ничего не пропуская мимо ушей и всегда готовый вмешаться, словно «дядька» при царевиче, сидел Флавио Бриаторе, менеджер «Бенеттона». Земляков Михаэля интересовали особенности новой машины В193В, подробности квалификационных заездов, перспективы сотрудничества с «Фордом». Так что мой вопрос, возможно, прозвучал диссонансом: «По сравнению с прошлым годом вы, кажется, стали меньше улыбаться?». «Разве? — 24-летний пилот удивленно поднял брови.— Впрочем, времена меняются...». И он устало улыбнулся.
Похоже, гонка за высшим титулом начинает сказываться на характере Михаэля. Если еще в прошлом году удовольствие ему доставлял «сам процесс», одно только равенство с сильнейшими водителями мира, то теперь — положение обязывает. Шумахер стал миллионером и из милой его сердцу родительской деревеньки переселился в Монте-Карло. А результаты-то — снизились! Больше того, Сенна, «Мак-Ларен» которого оснащен, как утверждают, мотором более ранней модели, менее мощным и эффективным, в трех первых этапах показал почти стопроцентный результат, оставив на долю Шумахера всего четыре очка. Тут есть о чем задуматься руководству «Форда». А если новейшие разработки, минуя «Бенеттон», будут попадать в «Мак-Ларен», Михаэлю придется расстаться с надеждами даже на бронзу чемпионата.
И в Имоле Шумахеру было не до улыбок. В пятницу судьи аннулировали его результат, сославшись на то, что в квалификационных заездах он использовал те же самые покрышки, что и в утренней неофициальной тренировке. Правило о семи комплектах на каждую гонку, введенное с нынешнего сезона, было сформулировано недостаточно четко. А потому Бриаторе удалось в субботу утром отспорить время своего пилота. Однако вся эта история заставила Шумахера изрядно понервничать.
Впрочем, что говорить о молодом немце — самому Сенне борьба с «Бенеттоном» за лучший «фордов-ский» двигатель дорого стоила. Стремясь во что бы то ни стало увеличить скорость, инженеры «Мак-Ларе на» установили новые антикрылья, снижавшие сопротивление воздуху на прямых.
Однако в поворотах краснобелым машинам явно не хватало прижимающей силы. Результат — пять аварий за два дня. В субботу Майклу Андретти даже пришлось поскорее откатать свои 12 квалификационных кругов, чтобы освободить автомобиль товарищу по команде. Свой бразилец разбил, а использовать запасной по новым правилам было нельзя.
В последнюю минуту Сенне удалось все же вскочить на подножку уходящего поезда — он показал четвертое время. Однако это было все же меньше того, на что он рассчитывал, и Айртону осталось уповать лишь на одно — дождь.
В этом сезоне погода явно благоприятствует Сенне. Все три первых этапа проходили под дождем. Поэтому, когда в полвосьмого утра в воскресенье, выглянув из окна гостиницы, я увидел затянутое плотными дождевыми облаками небо, то поневоле подумал о связях бразильца в небесной канцелярии. А в паддоке ждал еще один сюрприз. Стало известно, что накануне, после того как француз показал лишь второе время в тренировке, Прост и менеджер «Бенеттона» Бриаторе зачем-то встретились «с глазу на глаз».
Правда, шеф «Вильямса» (напугал его зловещий ужин?) успокоил журналистов: «Никаких трений, полное доверие между командой и пилотами». Сам трехкратный чемпион мира был доволен машиной и смотрел в будущее с уверенностью: «Трасса в Имоле предоставляет нам прекрасные шансы. И мы воспользуемся ими, какой бы ни была погода». Но большинство его слушателей с сомнением поглядывали на небо — слишком свежи были воспоминания о трудностях, с которыми столкнулся «Профессор» на мокрой трассе в Сан-Паулу и До-нингтоне.
Разминка, получасовая утренняя необязательная тренировка проходила еще «посуху»: Хилл, Прост, Сенна, Шумахер... Но примерно за два часа до гонки стал накрапывать дождь.
Нет, это не был тропический ливень, не полыхали над Имолой молнии, но первые же капли, упавшие на трассу, многие расценили как похоронный марш «Вильямсу». А едва началась гонка, грянул гром — Прост только третий! Старт, по его собственному выражению, француз проиграл, как школьник. Слегка напуганный неуверенной работой сцепления в тренировках, он, чтобы избежать наказания за фальстарт, чуть попридержал машину и в результате вышел из первого поворота только третьим.
Но как не похож оказался Гран-при Сан-Марино на два предыдущих этапа! Главным виновником этого оказался сам Ален Прост. Может быть, французу надоели разговоры о том, что не умеет он ездить под дождем, а может, мини-компьютер, спрятанный в кудрявой голове «маленького Наполеона», подсказал экс-чемпиону мира, что, если хочешь вернуть титул, нужно всерьез браться за дело, рисковать и побеждать «на воде и на суше». Как бы то ни было, дважды — сначала на «мокрой» резине, а потом и на сликах — обходил Прост главного своего соперника на крутом подъеме после поворота «Тоза». Причем во второй раз одним маневром он опередил еще и Хилла и вышел в лидеры.
Дождь все моросил, однако уже через несколько кругов после начала гонки «наилучшую траекторию» или «линию», как ее называют пилоты, почти совсем высушили колеса двух дюжин машин. Однако за пределами этой двух-трехметровой полосы асфальт оставался мокрым, и любой обгон сопряжен был с большим риском. Впрочем, глядя на Проста, трудно было это даже предположить — «Профессор» печатал круги спокойно и размеренно, с точностью метронома, все дальше отрываясь от преследователей.
А ряды их все редели. В очередной раз, вызвав язвительные насмешки Ханта, вылетел с трассы Патрезе. «Кто-то здорово наподдал мне сзади...» — жаловался итальянец, которому не удалось закончить даже первый круг. В этой же неразберихе на первых поворотах повредил рулевое управление Фиттипальди и проколол покрышку Баричелло. И хотя обоим бразильцам удалось продолжить гонку, Гран-при Сан-Марино не стал бразильским днем.
Окончательно это выяснилось едва лишь до конца осталась треть дистанции. К тому времени Сенна шел вторым, и хотя отставал от лидера почти безнадежно, шесть очков за второе место были ему как нельзя кстати. И вдруг... Вот что говорил после гонки Айртон: «Все время я испытывал некоторые проблемы с тормозами. На мокрой трассе они работали лучше, чем на подсохшей. Тут некого винить — мы сами так отрегулировали машину. Впрочем, до 43-го круга я боролся вполне прилично. Но внезапно в конце прямой перед «Тозой», на скорости свыше 300 км/ч, что-то случилось с гидравлической системой. Я пытался справиться с автомобилем, но через несколько мгновений полностью потерял над ним контроль».
Еще раньше прекратили борьбу Андретти и Хилл. Майкл поплатился за неверную («мокрую», как и на машине Сенны) регулировку тормозов и вылетел с трассы в довольно простой ситуации, когда боролся с Вендлингером за четвертое место. Хилл же, увлекшись обгоном аутсайдеров, вошел в «Тозу» — а этот поворот пользуется репутацией самого коварного на автодроме имени Энцо и Дино Феррари — на слишком высокой скорости. Резкое торможение, и «Вильямс» беспомощно закрутил колесами в полосе безопасности.
Сошли оба «Феррари», неплохо начавшие гонку, все время боролись с недомоганиями своих автомобилей пилоты «Заубера». Таким образом за 20 кругов до конца лидер обошел всех, кроме Шумахера, на целый круг! Со стороны казалось, что Просту гонка дается очень легко — чудо-«Вильямс» сам везет его к победе. Но это было далеко не так. За девять кругов до финиша пресс-центр возбужденно загудел — француз проиграл семь секунд на одном круге!
«В наших боксах на последних кругах обстановочка была — не позавидуешь! — признался после финиша инженер команды Эдриан Ньюи.— Ален не мог идти на полный «газ» — как только он это делал, педаль почему-то западала. Все мы пережили очень неприятные четверть часа».
Так что на традиционной пресс-конференции победитель отнюдь не выглядел совершившим легкую прогулку: «С моей души словно камень свалился. Я, наконец, победил и, что пришлось как нельзя кстати, Айртон не доехал до финиша. Нас разделяет теперь лишь два очка».
Гонка давно закончилась, наполовину опустел пресс-центр, пилоты разошлись по своим гостиницам на колесах, а дождь шел все сильнее и сильнее. Рядом с огромным автобусом «Малборо-МакЛарен», под тентом, где спасались от непогоды «красно-белые», было необычайно тихо. Лишь изредка то за одним, тo за другим столиком слышалось: «Эх, если бы гонка началась сейчас! Айртон бы им показал...»
Прост же в окружении толпы журналистов и болельщиков подставлял лицо под струи дождя. Тучи, собравшиеся было над головой «Профессора», похоже, рассеялись. Однако о подавляющем преимуществе «Вильямса», которое само собой разумелось накануне сезона, теперь и речи нет. И барометр формулы 1 далеко не так однозначно показывает «ясно».
Источник: Журнал «АМС», №7, 1993