Безусловно, переход англичанина из формулы 1 в гонки «индикаров» был главной сенсацией накануне сезона. Британский «лев», которого, правда, на карикатурах чаще рисуют в образе моржа, предпочел хлопотам по отстаиванию своего титула безмятежную жизнь за океаном. Почему безмятежную? Да потому, что, как считает Мэнселл, в отличие от мира Ф1, полного интриг, недоброжелательства, взаимных обид и оскорблений, американские гонки — образец истинно спортивного духа и рыцарских отношений между гонщиками, командами и вообще всеми на свете.
«Меня уже сейчас восхищает атмосфера этих соревнований. Я с нетерпением жду начала сезона, новой борьбы, новых побед и новых друзей!» — говорил Найджел зимой, осваивая непривычную для себя машину. Однако уже первые две недели «безбедной жизни» закончились для чемпиона мира больничной койкой. После аварии на треке в Финиксе он здорово ушиб плечо и получил легкое сотрясение мозга.
Между тем поначалу обосновавшийся пару лет назад во Флориде английский дворянин сэр Найджел Мэнселл пользовался явной благосклонностью фортуны. С его приходом несколько поредели ряды претендентов на победу в чемпионате CART. Неожиданно в возрасте всего-то 41 года (пора расцвета, по американским меркам) ушел Рик Мирз, многократный победитель Ин-ди-500 и всего первенства. Продолжая экспериментировать со своей командой, нынешний чемпион Бобби Рейхол решил заменить испытанную «Лолу» собственным «Рейхол-Хоуга-ном». Последнюю модификацию «С» мотора «Шев-роле-Илмор» он установил на шасси, разработанное на базе прошлогоднего «Тру-спортса». Но обширные предсезонные планы Рейхола нарушила авария в Финиксе в конце зимы.
Впрочем, если Бобби отделался лишь финансовыми убытками, то другая звезда Инди и соперник «английского гостя» Ал Анзер-младший пострадал более серьезно. Владелец его «конюшни» Рик Голлэ тоже решил сменить машину. Со сверхнадежного «Галмера» (16 финишей «в очках» в 16 стартах!) Анзер пересел на «Лолу» и в первом же испытательном заезде, попав в аварию, сломал лопатку.
Таким образом, к началу сезона главными соперниками Мэнселла оказались всего двое пилотов команды «Малборо Пенске» Эмерсон Фиттипальди и Пол Трейси — 46-летний бразилец, чемпион мира 1972 и 1974 годов и 24-летний канадец, для которого предстоящий год должен был стать первым полным сезоном в CART.
«Старый и малый»! Это обстоятельство, думается, не могло не прибавить Мэнселлу оптимизма: американцы оказались и впрямь настоящими рыцарями, они буквально сами расступились, оказывая высшую честь титулованному гостю. А тут еще первый этап чемпионата проходил не на треке, полном для Найджела неизвестных опасностей, а на обычной городской трассе.
И, расточая улыбки и автографы обитателям фешенебельного австралийского курорта Серфиз-Парадайс и комплименты пилотам и организаторам чемпионата CART, Мэнселл легко выиграл квалификационные заезды, еще в пятницу установив новый рекорд трассы.
Но не успела гонка еще как следует начаться, как Найджел в полной мере ощутил «гостеприимство» своих новых друзей: стартовав с «поул-позишн», в первый поворот он вошел лишь третьим. «Я слишком приблизился к пейс-кару, и оба пилота «Пенске», воспользовавшись этим, прошмыгнули мимо меня»,— объяснял потом чемпион мира. Дальше — больше: в середине первого круга в повороте «Кока-Кола» необычайно агрессивным маневром его оттеснил еще один соперник, американец Робби Гордон.
Забегая вперед, заметим, что 24-летний трехкратный чемпион США по... кроссу (HDRA, «пустынные серии») отменно проявил себя в этой гонке, заняв на «Лоле» прошлогодней модели третье место — лучшее пока в своей коротенькой «инди»-карьере. Мэнселла же словно взяла мгновенная оторопь от дерзости молодого американца: «Я знал, что он сумасшедший, но чтобы до такой степени! Маневр Робби был совершенно фантастическим, и я почел за благо не связываться, пропустив его вперед. Скатертью дорога!»
Впрочем, вскоре англичанин успокоился и бросился в погоню. Поломка задней подвески на машине Трейси вывела Мэнселла на третье место, затем, «вернув долг» Гордону, он вышел на второе. А вскоре чемпион мира, как он неоднократно это делал в формуле 1, в конце длинной прямой «на торможении» перед входом в поворот обошел Фиттипальди. Все было так, как мы видели не раз в прошлом сезоне, например, в Венгрии. Мощный разгон, молниеносный маневр из-за спины соперника внутрь поворота, дым из-под колес, и Мэнселл — лидер.
К несчастью, Найджел не учел одной особенности американских гонок. Незадолго до этого на трассе появился желтый флаг — обгон запрещен. И вскоре судьи показали англичанину другой флаг — черный. Правда, если в Ф1 это означает дисквалификацию спортсмена, в гонках «индикаров» наказание помягче — «стоп-энд-гоу», «остановись и езжай». Необходимо заехать в боксы, остановиться и только после этого продолжать борьбу. И тут сэру Найджелу, наконец, повезло — как раз после первой трети дистанции команда запланировала дозаправку и смену шин.
Как видим, состязания в «Раю серфингистов» отнюдь не оказались для чемпиона мира легкой прогулкой. Еще дважды Фиттипальди отбирал у него лидерство, еще дважды приходилось заезжать в боксы. А последние километры англичанин проходил не переключаясь, на четвертой передаче, чтобы сэкономить последние капли топлива.
И все же — хорошо, что хорошо кончается. «Фитти» предупредили из боксов, чтобы берег топливо, еще за несколько кругов до финиша, механики Гордона слишком долго возились с дозаправкой. Так что оба не могли оказать лидеру серьезного сопротивления, и англичанин одержал первую свою победу в чемпионате CART.
Восторгам не было конца. Мэнселл стал шестым в истории американского чемпионата (и первым с 1956 года) новичком, которому удалось выиграть квалификацию. Вторым после Грэма Хилла, кому удалось выиграть первую же свою гонку «индикаров». За первое место на старте он получил от «Малборо» десять тысяч долларов и еще пятнадцать — за победу с «поул-позишн». И сам чемпион мира был полон энтузиазма: «Это было прекрасно! И так волнующе! Фантастическая гонка!» Не обошел он вниманием и собственных работодателей; «Это не хорошая команда. Это великая команда! Общую организацию, мастерство механиков и инженеров можно смело сравнивать с формулой 1. Причем с грандами — «Мак-Лареном», «Вильямсом», «Феррари».
С 1600-метровой дорожкой «Финикс Интернейшнл Рэйсвей» он познакомился еще зимой, показав в тренировочных заездах время на 0,3 с лучше рекорда трассы (принадлежащего, кстати, Майклу Андретти). Неудивительно, что уже в пятницу, в первый день квалификации, Мэнселл был сильнейшим. Правда, перед обступившими его после заездов журналистами был осторожен; «Трек требует совершенно иного стиля 'вождения, и здесь мне, думаю, многому Предстоит научиться».
Словно в воду глядел англичанин — едва начались субботние тренировки, как его «Лола» на скорости 293 км/ч, не удержавшись на трассе в первом после старта вираже, врезалась задними колесами в бетонную стенку, отскочила, стремительно вращаясь и разбрызгивая вокруг себя куски металла и пластика, долетела до второго виража, где и угомонилась. Минут десять Мэнселл был без сознания. Его извлекли из останков машины и на вертолете доставили в городскую больницу.
К счастью, все обошлось. «Добрые Самаритяне», тщательно осмотрев пилота, ничего страшного не нашли. Мэнселл, жаловавшийся лишь на боли в спине и легкое головокружение (на его шлеме осталась приличная отметина от левого заднего колеса), провел беспокойную ночь, отвечая на бесчисленные звонки родственников, друзей и просто доброжелателей. А наутро он уже снова рвался в бой. Однако пациенту пришлось поумерить свой пыл, а заодно и познакомиться еще с одним правилом CART. «Главврач» чемпионата Стивен Олви на основании параграфа 8.8 правил запретил ему выход на старт.
Мэнселл был, мягко говоря, не согласен, чувствуя себя абсолютно здоровым. Однако — как спорить, если «отношения между людьми здесь такие доброжелательные, человечные, буквально каждый — образец душевности и доброты»? И сэр Найджел, изобразив любезную улыбку и скрипнув зубами, в полдевятого утра вышел из больницы и отправился в аэропорт, откуда немедленно вылетел домой — в местечко Клируотер во Флориде. Даже гонку решил посмотреть по телевизору.
А между тем его новые друзья, вздохнув с явным облегчением, принялись выяснять отношения между собой.
На треке в Финиксе в тот день царила обычная для гонок «индикаров» чехарда с дозаправками, сменами лидеров, «пейс-каром». Не забудьте, что происходило все это на коротком кольце длиной всего в милю — завсегдатаи Раменского или Московского ипподромов легко могут представить себе это зрелище, ведь длина дорожек там 1594 и 1600 метров соответственно.
Главными «моторами» этой круговерти были Трейси, его соотечественник 33-лет-ний Скотт Гудьир, Фиттипальди, Гордон и венесуэлец Роберто Гереро. Марио Андретти, возглавлявший кавалькаду участников на первых кругах, вскоре ушел в тень. Оказалось, что инженерам не удалось как следует отладить аэродинамические устройства его «Лолы» (в CART разрешен так называемый «граунд-эффект»), и машине не хватало сцепления колес с дорогой. Долго лидировал Трейси, после четверти дистанции опередивший всех на целый круг, а на 105-м круге, когда прекратил гонку шедший вторым Гудьир, даже на два. Но все, что толстощекому «студенту» удалось получить в Финиксе, — одно очко за наибольшее количество кругов лидерства. В очередной раз обгоняя Джимми Вассера в том самом повороте, где накануне разбился Мэнселл, он чуть не рассчитал скорость и врезался в стену.
Этот день стал поистине черным для команды «Мал-боро Пенске». Трейси как раз отправлялся в рентгенкабинет, когда на обломках его машины проколол шину еще один «красно-белый» — Фиттипальди. Эпидемия поломок и аварий вывела на первое место Андретти. «Спасибо, конечно, всем, кто уступил мне дорогу,— шутил на пьедестале ветеран, в 53 года ставший самым старшим победителем этапа американского чемпионата. — Но сколько раз я сам оказывался в подобной ситуации! А потому с радостью воспользовался «подарками» лидеров».
Марио, для которого этот сезон стал 30-м в его карьере в USAC/CART, не побеждал на этапах первенства почти пять лет. Нынешний успех в Финиксе дал ему возможность выйти в лидеры чемпионата, обойдя своего более молодого коллегу по команде (и преемника на чемпионском троне формулы 1). Любопытно будет посмотреть, останутся ли такими же рыцарскими отношения в «конюшне» «Ньюман/ Хаас Рэйсинг», какими они были во время предсезонной подготовки. Да и как отнесутся к столь грозному пришельцу, каким показал себя Мэнселл на американских трассах, остальные «добрые самаритяне» из числа местных пилотов?
Источник: Журнал «АМС», №7, 1993